04.04.2019 14:52

Как Шенкурск, только спокойнее

в ретро-кафе
Буден
Галерея, которая официально называется «Областной центр современного искусства Хавремагазинет»
Галерея, которая официально называется «Областной центр современного искусства Хавремагазинет»
Галерея, которая официально называется «Областной центр современного искусства Хавремагазинет»
в галерее
Юлия и Корелиус
Юлия и Наталья в Стокгольме

О том, что такое современное искусство, очень хорошо знает Корнелиус Штифенхофер, который много лет привозил в Архангельскую область художников из Швеции, Норвегии, Германии, Финляндии

Называлось это «Передвижная лаборатория обмена знаниями», или проект «Ракета»Помогала Корнелиусу Юля Медведева, директор Выставочного зала Союза художников. 

Знаниями «ракетчики» обменивались в Шенкурском и Устьянском районах, в арт-резиденции Союза художников. О современном искусстве жителям области рассказывали «Девушки на мосту», художники открывали фотовыставки в районах и даже ставили в центре Москвы баню из Кенозерья.

Сейчас Корнелиус, Юля и их сын Николас живут в Швеции – в городке Буден на севере страны. Корнелиус руководит там галереей современного искусства. Недавно у них в гостях побывала директор архангельской детской художественной школы Наталья Ермолина.

Как директор директору

– С Корнелиусом мы познакомились лет десять назад, когда поехали на Крещенье в Устьяны – в минус тридцать два окунались в прорубь. Он хотел понять всё и сразу. Многое ему удалось. Сейчас он формирует выставки в галерее. Там его все называют «шеф». Он приглашает интересных художников, на следующий год запланировал международный педагогический проект. Если всё получится, отправим в Буден кого‑то из школьных преподавателей, и они посмотрят, как это происходит в Швеции.

А сейчас я была у них в гостях, съездила просто как друг. Юля встретила меня в Стокгольме, и мы несколько дней жили в мастерских у шведских художников, как раз у тех, кто бывал у нас в Архангельске по проекту «Ракета». Корнелиус остался с Николасом в Будене – они «отпустили девочек погулять».

В Стокгольме люди никуда не спешат, опаздывает у них всё – самолёты, поезда, любой вид транспорта, и к этому все спокойно относятся. Мы ходили в национальную галерею, в музей современного искусства. Но больше всего меня впечатлила премьера танцевального спектакля, на которую нас пригласили коллеги Корнелиуса, которые работали с ним в Норвегии. Примерно пятьдесят человек сидели на полу и смотрели очень эмоциональный двухчасовой спектакль. Танцоры двигались медленно, не соприкасались друг с другом, там была эмоциональная динамика. Объяснить словами сложно, но внутреннее чувство восторга, мне кажется, испытали все. Удивительный вечер. для меня это было потрясение.

А потом мы приехали на поезде в Буден.

На семи холмах

Буден напоминает нашу Карелию – скалы, сосны, очень красивое место. Когда мы выехали из дождливого Стокгольма, увидели горы снега, в два раза выше, чем у нас. Правда, снег очень чистый.

Городок по нашим меркам небольшой, восемнадцать тысяч жителей, бывший военный. Ровно сто лет назад там была построена Буденская крепость. И он был долгое время закрытым. Семь холмов, в каждом – бункер, причём строили без взрывов, вручную, чтобы не рушить породу. Сверху это замаскировано, не увидеть с самолёта, а внутри в каждом холме всё оборудовано на двести человек гарнизона. И вот они сто лет оборонялись-оборонялись, потом всё же поняли, что никто на них не нападёт, город открыли, и часть военных уехала.

И осталось очень много свободных зданий, в том числе четырёхэтажное (хотя вместе с подвалом и чердаком получается шесть этажей), которое использовалось для хранения фуража – зерна для лошадей. Именно это здание и отдали под галерею современного искусства – одну из крупнейших галерей в Швеции.

Часть города, после того как военные уехали, заселили беженцами. Они сейчас не особо пускают новых, а решают проблему – что делать с теми, которые уже есть. На центр современного искусства тоже возложена такая задача – коммуникации местного населения и беженцев. Чтобы у шведов не было отторжения людей, которые приехали из разных стран – Туниса, Пакистана, Филиппин, Румынии – очень обширная география. Швеция построила себе социализм.

В галерее у Корнелиуса постоянно работают три-четыре больших выставочных проекта, и есть ещё педагогическая деятельность. Каждый день – занятия с детьми, и к двум преподавателям три раза в неделю приходит группа шведских пенсионеров. Я присутствовала на одном из занятий: очень дружелюбная группа – человек двенадцать.

Сначала они идут на выставку, а потом начинают делать из разных материалов какие‑то вещи – из ткани, войлока. Карандашами, красками – кому что нравится.

А вечером – занятия для беженцев. Мне очень понравилось, как в галерее обыграно пространство: в очень тёплом, сухом и хорошо освещённом подвале вдоль стен развешана бумага. И если человек хочет себя попробовать в искусстве граффити, ему выдают кисть, краски – смешивай и рисуй что угодно. Или делай из папье-маше арт-объекты.

Интересно. Но для наших выставочных залов непривычно. Каждый день ровно в час человек, который сидит внизу на вахте, проводит бесплатную экскурсию по этой галерее.

А недавно в галерее была выставка Игоря Самолёта – художника из Котласа.

Будущее Будена

Юля каждый день по три часа занимается шведским языком, а Ники ходит в детский сад. Пытается говорить на четырёх языках – с папой по‑немецки, с мамой – по‑русски, с желающими – по‑английски и в детском саду – по‑шведски. Если он хочет объяснить кому‑то какие‑то вещи, объясняет до тех пор, пока человек не поймёт. Он очень настойчивый – если ты не понял, так слушай несколько раз и на разных языках. Открытый, добрый мальчик. Они же ко мне всей семьёй в деревню приезжали, в Шенкурский район. Ники очень понравилось играть с деревенскими ребятами. В Архангельске Корнелиус погрузил всех в «субару» – и вперёд, в Верхоледку, потом – через Каргополь, Карелию и Финляндию – в Швецию.

Мне понравился Буден. Ощущение, что идёшь по спокойному городу, Шенкурску, например, только с другой архитектурой. Мы же всё время чем‑то озадачены, какой‑то жизненный план, который не выполняется, а там нет недовольства на лицах.

Корнелиус говорит, что видит большое будущее у Будена – всё, что связано с серверами и интернетом. Там, где были военные склады, сейчас дата-центр. Это такое специализированное здание для оборудования и подключения к интернету. Будущее за этим.

А ещё у них в крепости отличная музейная экспозиция – всё можно включать, всё работает, на экскурсиях мальчишки в восторге. И большой аквапарк! С огромным количеством тренажёров. Семейный абонемент – два взрослых и один ребёнок – двадцать евро на три часа. Всё чисто, все ходят босиком. То есть всё, что связано со здоровым образом жизни, очень доступно. Но зато дикие цены на алкоголь и табак.

А мы же к бане привыкли. Юле говорю: «Давай в баню!» Пошли. Сидишь, дёргаешь рычаг, пар идёт на каменку. Хочешь – с горки, хочешь – в бассейн, можно заплыть в хамам и выплыть на улице по бурной дорожке – под звёзды. И в снег выйти.

И вот сюда мы привезём нашу Арктику. То есть выставку детских рисунков «Арктическая палитра», которая сейчас в Гостиных дворах открылась. Педагоги из нашей школы поедут в Швецию и привезут. Да ещё и Соловецкую выставку – со Всероссийского конкурса «Мои Соловки», сейчас она в Устьянском районе.

Я думаю, что любая поездка, любое общение неслучайно, к чему‑то приводит. У нас совершенно разные культуры и подходы. Но получается же.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЁВА Фото Натальи Ермолиной