Смешные истории для развития критического мышления

30 мая 2017 14:17 Из газеты
«Осень в карманах», 2015
«Осень в карманах», 2015

27 мая, в общероссийский День библиотек, в Добролюбовке выступил Андрей Аствацатуров – российский писатель, филолог, журналист, лауреат премий «НОС», «Знаменитые люди Санкт-Петербурга», финалист премии «Национальный бестселлер».

Представляем его книги архангельскому читателю.

«Люди в голом», 2009

Андрея Аствацатурова называют «коллекционером житейских и филологических баек». Многое из его коллекции вошло в дебютный роман «Люди в голом», вышедший в издательстве «Ad Marginem». Своей интонацией произведение напоминает лучшие страницы прозы Сергея Довлатова, Вуди Аллена и Павла Санаева и, как ни странно, дневники Даниила Хармса.

Книга во многом автобиографическая, ни на что не похожая, живая и остроумная. Вдобавок густо заселённая реальными персонажами из круга питерской гуманитарной интеллигенции. Первая часть выросла из записей в «Живом журнале», это были отдельные заметки, наблюдения. Вторая часть – это, скорее, роман о литературе. А также о жизни, о себе. Герой-рассказчик – питерский «интеллигент в очках» – проводит читателя по местам своего позднесоветского детства и университетской юности, всюду сохраняя острую наблюдательность, самоиронию и блестящее чувство юмора. Это произведение – словно бы маленькая страшная месть всем аствацатуровским угнетателям на протяжении любых отрезков жизни.

«С персонажем (Андреем Аствацатуровым – Прим. ред.) у меня натянутые отношения, – делится писатель. – Я позволяю ему говорить глупости, делать подлости, подставлять людей, проявлять трусость, жить за счёт других – то есть всё то, чего я стараюсь в жизни не делать. Но с помощью книги я разоблачаю себя такого – и это помогает мне пройти путь к некой внутренней свободе, путь от «стандартного себя» к «себе настоящему».

«Скунскамера», 2011

Вторая книга тоже выросла из воспоминаний о Питере середины 1970‑х – начала 1980‑х. «Я люблю свой город таким, какой он есть. Я могу сколько угодно его ругать, но я тоже его часть. Питер – моя судьба». По мнению критика Льва Данилкина – «замечательное название «Скунскамера». Скунс – животное, в момент опасности источающее выделения с характерным резким запахом. Отсюда «скунскамера» – аствацатуровский город, пространство, замкнутое и резко пахнущее страхом наблюдателя; кунсткамера, паноптикум под открытым небом, в котором выставлены курьёзы и нелепости трёх сменивших друг друга империй – царской, советской и либеральной».

Основное время повествования – детство рассказчика; «детские» главы напоминают любимые книги «Дорога уходит в даль», «Денискины рассказы», «Кондуит и Швамбрания»; взрослые – Битова, Лимонова, Довлатова. Очкастый интеллектуал-лузер, вечная жертва уличной шпаны, смешной, безденежный и жалкий, вызывает в читателе не столько сострадание, сколько искреннюю симпатию. Именно этот недотепистый герой исключительно актуален для нашего времени: сегодня, когда неудачником быть стыдно, он словно бы отстаивает право человека на неудачи. Во времена всеобщего принудительного счастья – отстаивает свободу грустить и злиться.

«Осень в карманах», 2015

Третья книга – своеобразное завершение трилогии о жизни питерского «Осень в карманах», 2015интеллигента, преподавателя одного из вузов северной столицы. Осень в Петербурге, весна на Капри и зима в Париже, нефритовое итальянское море, университетские аудитории, городские байки, уличные французские кафе. Формально – роман в рассказах, но с одним лирическим героем, а истории из его детства и студенческих лет просто разбавляют основной сюжет.

История о большой и чистой любви, увы, недолговечной и болезненно прервавшейся. О друзьях, об искусстве, об истории и её влиянии на современность, о бренности существования, о философии и о многом другом. И, разумеется, это история о Питере, городе, который автор искренне любит. Это уже влияние всей русской литературы и каждого писателя, пожившего какое‑то время в Петербурге и решившего сделать его одним из главных героев своего романа, это делали все, от Пушкина до Битова. Роман нравится за свою простоту и лёгкость, за новый взгляд на Петербург со стороны Васильевского острова, за переосмысление его привычных образов климата, за знакомых и угадываемых в романе людей, за юмор и за весёлость, а главное – за художественную искренность.

«И не только Сэлинджер: десять опытов прочтения английской и американской литературы», 2015

В отличие от большинства коллег, Андрей Алексеевич не столько делится с благодарной студенческой и не только аудиторией своим собственным уникальным писательским опытом, сколько рассказывает о приёмах, которые использовали классики мировой литературы – авторы, о существовании которых все мы помним из школьной программы – но перечитывать особо не спешим. И здесь с Аствацатуровым, профессиональным американистом, популярным лектором, замечательным оратором и редким эрудитом, мало кто сравнится.

«Я задумал эту книгу не как научное исследование, а скорее, как игру, где найдётся место для смеха, равно как и для филологического анализа. Она обращена в первую очередь к тем, кто сочиняет или учится сочинять, а также к тем, кто хочет совершенствоваться в славном искусстве чтения», – говорит Аствацатуров.

Десять «опытов прочтения» английской и американской литературы погружают в мир Сэлинджера, Апдайка, Генри Миллера, Фолкнера, Голдинга… Андрей Аствацатуров открывает малоизвестные подробности биографии авторов, предлагает фрагменты текстов в оригинале, тут же даёт перевод, мастерски анализирует детали, показывая, что именно делает из писателя мирового классика. Убедительно, красочно, без академического занудства и злоупотребления профессиональными терминами.

Перед нами тот случай, когда литературоведческий текст является захватывающим романом. Таких случаев широкий круг читателей знает немного, а назвать сможет разве что лекции Владимира Набокова. Опыт прочтения «приправлен» историями из жизни самого Аствацатурова и забавными провокационными иллюстрациями художника и мультипликатора Андрея Сикорского.

Ведущая рубрики – Галина Титова, заведующая отделом библиотечного развития

Культура

2 июля

«Сбор­ная Тай­болы» завер­шила рабо­ту над кар­ти­ной «Две сос­ны» на остро­ве Ягры

2 июля

Органи­за­то­ры Ломо­нос­ов­ско­го кон­курса юных иссле­до­ва­те­лей объя­вили победи­те­лей

30 июня

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют посетить онлайн-выс­тавку о Пара­де Победы 1945 года

29 июня

Житель Кено­зерья нашёл в ого­роде древ­ний артефакт

29 июня

«Сев­маш» открыл вир­туаль­ную выставку фотог­ра­фий под­ло­док «зве­ри­ной серии»

29 июня

Под­рос­тки из Архан­гель­ской области напи­сали книги о своей школь­ной жизни

28 июня

У Доб­ролю­бов­ки нача­ли уста­нав­ливать памят­ник Фёдо­ру Абрамову

25 июня

Кено­зер­ский наци­ональ­ный парк стал участ­ни­ком меж­дуна­род­ного проекта

25 июня

«Наход­ки дадут допол­нитель­ные смыслы»

24 июня

День рож­де­ния Усадь­бы Куни­цы­ной прой­дёт в режиме онлайн

24 июня

Север­ный мор­ской музей приг­лаша­ет севе­рян на «Матицу»

24 июня

Жите­лям Архан­гель­ской области пред­лага­ют при­со­еди­ниться к меж­дуна­род­ному кино­фес­тива­лю Тромсё

24 июня

«Обе­лиск Севе­ра» пере­дали в област­ную собст­вен­ность, чтобы отрем­он­тиро­вать

24 июня

Хол­мог­ор­ско­му музею Ломо­носо­ва исполни­лось 80 лет

22 июня

В Мезен­ском райо­не нашли заброш­ен­ную мас­терс­кую по изгот­ов­ле­нию речных карбасов

Похожие материалы