27.10.2020 09:16

В Архангельском театре драмы показали «Симфоническое КИНО»

Фото Артёма Келарева

Необычный концерт памяти Виктора Цоя прошёл 20 октября в рамках Архангельских недель музыки

«Симфоническое КИНО» - тот самый концерт, на котором играют оркестровые версии хитов группы «Кино», те самые, что были написаны в 2010 году композитором Игорем Вдовиным для фестиваля «20 лет без КИНО».

В проекте участвуют сын Цоя Александр (он продюсер и автор видеоряда) и музыканты группы «КИНО» во главе с гитаристом Юрием Каспаряном. А симфонический оркестр на гастролях всегда стараются привлечь местный. В этот раз основой оркестра стал Архангельский камерный, но его было недостаточно, поэтому привлекли также музыкантов из оркестра МЧС. Перед выступлением Юрий Каспарян и Александр Цой встретились с журналистами и рассказали о том, легко ли музыка «Кино» ложится на оркестровку.

Юрий Каспарян— Это отдельный специальный инструментальный проект. Проект экспериментальный. Это музыкальный взгляд на творчество Виктора и группы «Кино», — представил программу Юрий Каспарян. — Мне сложно судить, кто зритель. Наверно, приходят и просто любители группы «КИНО». Но кому-то, я надеюсь, нравится именно такая трактовка музыки.

Он рассказал, что проект сильно мутировал за 10 лет существования.

— Он начинался без ритм-секции, без барабанов и бас-гитары, и было довольно сложно играть… А сейчас мне очень всё нравится. Посмотрим, как он дальше будет развиваться: постепенно программа изменяется, появляются новые аранжировки старых песен. У нас были тематические концерты, например, к юбилею альбома «Группа крови». То, что мы слушаем сейчас, — с большим уклоном к альбому «Звезда по имени Солнце», — сказал Каспарян.

Песни по-разному поддавались переводу в оркестровую партитуру.

Александр Цой— Может быть, это не самое очевидное для оригинального материала прочтение: музыка группы «Кино» минималистичная, немножечко механистичная, с драм-машинкой. Но мелодической фактуры — того, из чего получается красота, — там более чем достаточно, поэтому получается классно, — отметил Александр Цой.

С архангельскими музыкантами, по словам Юрия Каспаряна, сыгрались замечательно. Гораздо сложнее вливаться в оркестр было, когда только начинали проект.

— Я учился в музыкальной школе, и там был предмет «Оркестр»... Другое дело, что после детской музыкальной школы, после классической музыкальной подачи, когда я играл в «Кино», мне пришлось очень долго учиться играть ритмично, очень точно, — пояснил Юрий Дмитриевич. — А, когда были первые концерты «СимфоКино» 10 лет назад, там о ритмичности и точности речь не шла. Приходилось, что ли, на себя одеяло тянуть в ритмическом смысле. Было очень сложно. Сейчас же, с ритм-секцией, с барабанами, я себя чувствую очень комфортно, и играется очень легко.

Кроме того, дирижёр, которого привезли с собой, Антон Шабуров, по словам Юрия Каспаряна, очень чётко знает, чего хочет от разных групп инструментов и знает, как этого добиться.

— Он может привести в чувство любой оркестр буквально за две репетиции, — заметил Юрий Дмитриевич.

Александр Цой рассказал, что сейчас у них параллельно развивается другой проект — “с голосом Виктора Цоя” — “попытка изобразить концерт группы «Кино» на современном классном звуке и с возможностями концертного шоу, дать эту возможность тем, кто не успел или успел, но хочет еще раз побывать на концерте группы «Кино»”.

Для этого «извлекали» голос Виктора Цоя из старых записей, и это было сложно.

— У более поздних альбомов сохранились многоканальные записи, где есть отдельная дорожка голоса, и нужна была только оцифровка этих магнитных лент, и это не какое-то ноу-хау, это делают специальные студии. А вот со старыми записями был такой комплекс подходов, что даже я уже путаюсь, что там было сделано: там и нейросети использовались, и какие-то суперсовременные алгоритмы. Этим сложным процессом занималось сразу несколько людей в разных частях земного шара. У кого-то лучше получалась одна песня, у кого-то другая. Согласные из одной версии подклеивали к другой, чтобы получилась одна классная финальная дорожка, с которой можно работать, — рассказал Александр.

Его спросили, как он относиться к проектам, которые продолжают идеи Цоя и группы «Кино».

— Я стараюсь никогда не препятствовать, если они не делают что-то, что совсем не совместимо с моим представлением о прекрасном и о качественном, — ответил Александр. — Я бы хотел только, чтобы они поменьше старались наряжаться группой «Кино» и делать вид, что они группа «Кино», потому что многие из них пытаются изобразить группу «Кино» вплоть до костюмного сходства, и, мне кажется, это всегда выглядит немножко фальшиво. Мне больше нравится, когда люди, если делают какие-то переработки, подходят к этому творчески, пропускают материал через себя, каким-то образом его рефлексируют, и получается что-то новое. Но, в целом, если люди хотят играть, я не препятствию и иногда даже помогаю.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА