16.06.2019 16:57

В музее ИЗО открылась выставка «Карнавалы Венеции и Петербурга. Взгляд художника»

фоторепортаж автора
музыкальный дуэт «Провинциальные меха»
Ольга Сазонова

Автор - Михаил Шемякин, а его вторая выставка называется «История легенды. Высоцкий, Шемякин и русский Париж 1970-х годов».

Обе они состоялись благодаря людям из музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», архангельского Молодежного театра и петербургского Центра Михаила Шемякина. Всего на двух выставках представлены более 200 экспонатов, которые архангелогородцы увидят впервые.

Выставки настолько многослойны и насыщены, что, пожалуй, их трудно «обнять» за один раз. Вообще, диапазон, в котором работает один из самых известных современных художников Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка и фотографии до монументальной скульптуры, театра и кинематографа.

Как выставки все же добрались до Архангельска – про то худрук Молодежного театра Виктор Петрович Панов знает. Предполагается, что открытие выставок состоялось в преддверии XXV Международного фестиваля уличных театров, представления которого «ловите» с 24 по 29 июня.

Сначала о выставке «Карнавалы Венеции и Петербурга. Взгляд художника». Что-то в этом есть: карнавалы Венеции и Петербурга и карнавальные шествия фестиваля уличных театров в Архангельске, голос Высоцкого и иллюстрации к его песням и стихам Шемякина в Каретном (так называется выставочное помещение в городской усадьбе Плотниковой).

Шемякин бывал на Венецианских фестивалях 25 раз, при его участии там представляли перфомансы от России – «Посольство Петра Великого» с настоящими карликами и великанами (это во вкусе императора). Костюмы, парики, обувь, созданные по эскизам Шемякина в мастерских Мариинского театра, фотографии, маски, видео с этого шествия - все это можно увидеть на выставке в Архангельске.

В зале музея ИЗО «соединяет» карнавалы Венеции и «северной Венеции» символический мост из деревянных конструкций с канатами. Под «мостом» подвешен петербургский фонарь «из парадной нашего Центра», как сказала Ольга Сазонова, представляющая Центр Шемякина. Фотопортреты людей в масках и полумасках, костюмах – незнакомых, людей круга Шемякина и самого автора, литографии с карнавальными образами под фонограмму шума моря и криков чаек. Невероятно «атмосферно», как ныне говорят про состояние, подходящее под определенный момент и настроение.

«Маска дает человеку раскрепощение: можно позволить себе дерзкие и правдивые слова и жесты. Даже недолгая карнавальная свобода дарит нам чувство уверенности, безнаказанности своих шуток», - считает Шемякин.

Все в масках, в париках — все как один,
Кто — сказочен, а кто — литературен…
Сосед мой слева — грустный арлекин,
Другой — палач, а каждый третий — дурень.

(Владимир Высоцкий «Маски»)

Фантасмагория и гротеск, сюрреалистические формы и обращение к легкому безумству маскарада – все присутствует на выставке. Венецианский карнавал по Шемякину – «это нечто особое, демонстрация костюма, изысканность всего. И вы действительно пребываете в XVIII веке». Петербург это уже другое: «представьте: появляется призрак удушенного императора в окружении рафинированных и слегка чахоточных дам».

При желании можно найти параллели с великими мистиками – Гофманом и Гоголем (к повестям Гоголя Шемякин создавал иллюстрации, к анимационному фильму «Гофманиада» - эскизы кукол).

Кроме того, на выставке представлены серии работ Шемякина, отношения к Венецианскому или Петербургскому карнавалам непосредственно не имеющих, но подходящих под «атмосферу», а также фото из его первой мастерской на Загородном проспекте в Петербурге. Это серии «Галантные крысы», «После Тьеполо» и другие.

Немножко театрального безумства на открытии выставки добавили молодые актеры Молодежного театра Александр Берестень и Филипп Шкаев, образующие музыкальный дуэт «Провинциальные меха».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА