17.01.2015 07:51

Французский маскарад

Фото предоставлено  Поморской филармонией.

или музыкальные истории от комментатора радио BBC, музыковеда, органиста Александра  Майкапара

Александр Майкапар, представитель древней музыкальной династии, родился в Москве в 1946 году.  Музыкальное образование получил в Российской  академии музыки и в Московской консерватории.  Широкую концертную деятельность музыкант начал  в 1970 году в качестве солиста-клавесиниста, органиста и пианиста. 

В Лондоне английской фирмой  Olympia выпущено пять компакт-дисков Александра  Майкапара с записью старинной русской музыки  на клавесине, фортепиано и старинном клавире из  собрания Останкинского дворца графов Шереметевых.

Профессор Александр  Майкапар является авторитетным искусствоведом.  Его перу принадлежат более 100 опубликованных  работ по истории музыки,  исполнительскому искусству, музыкальной иконографии. 

Заслуженный артист России, музыкальный комментатор радио ВВС, изумительный рассказчик,  органный исполнитель  Александр Майкапар –  давний и почетный гость  Архангельска. 18 января в  Кирхе – очередная встреча  с музыкальным энциклопедистом.

  – Александр Самуилович, в этом концертном сезоне вы ангажированы Поморской филармонией на  собственный музыкальный  абонемент. Это значит, что  вы посетите Архангельск с  концертами несколько раз.  С чем связано такое крепкое сотрудничество?

 – Я давно имею удовольствие довольно регулярно  приезжать в Архангельск  с органными и клавесинными концертами. 

Мне здесь все нравится  – замечательная публика,  очень отзывчивая на то,  что я делаю, и то, что мне  хочется ей представить.  Мне очень нравится Кирха,  в которой я играю. Здесь  замечательный орган и два  клавесина. 

Последние приезды мне  было очень приятно общение и совместное музицирование с Ириной Хайретдиновой, замечательным  музыкантом, с которой мы  смогли осуществить исполнение редко звучащих  произведений для дуэта  органа и клавесина и для  двух клавесинов. 

Все это подвигло меня  предложить исполнить  цикл концертных программ, который дал бы широкое представление о музыке разных европейских  школ. Мою идею поддержало руководство филармонии, и вот я имею возможность в этом концертном  сезоне осуществить свой  замысел.

– 18 января в 16.00 в Камерном зале пройдет ваш  второй концерт в рамках  абонемента. Он носит такое таинственное название  «Французский маскарад,  или Маски домино» – почему?

 – Название происходит  от одноименной пьесы  Франсуа Куперена, помещенной им в его Третью  книгу клавесинных произведений. Как часто бывает  при публикации сборника  рассказов одного или нескольких писателей, книгу называют по названию  одного из рассказов. Мне  показалось очень уместным  поступить в данном случае  так же. 

Это, с одной стороны,  позволяет сделать акцент  на том главном, что мне  хотелось представить в этой  программе, – на французской музыке эпохи Людовика XIV, и вместе с тем  иметь возможность показать и некоторые другие течения европейской музыки  этого времени. 

Так в программу оказались включенными органные произведения Иоганна Пахельбеля и Дитриха  Букстехуде. О каждом из  этих великих композиторов можно было бы многое  сказать.

 Кстати, совсем недавно мне довелось провести  большой семинар по органному творчеству Букстехуде в Москве в Российской  академии музыки имени  Гнесиных в рамках международного симпозиума  «Орган в XXI веке».

Но я должен отдельно  сказать несколько слов  именно о пьесе Франсуа  Куперена, по которой названа вся программа. Это  не просто чудесная музыка,  но и воплощение определенной ментальной идеи:  пьеса состоит из двенадцати «масок» (персонажей  или, точнее, аллегорических фигур), каждая из  которых представляет, в  сущности, определенный  человеческий возраст. 

Жизнь человека было  принято делить на разное  число периодов: на три (с  аллюзией на Святую Троицу) – юность, зрелость,  старость; на четыре (по  аналогии с временами года,  с евангелистами), наконец,  на 12 (по числу месяцев и  апостолов; и каждый период, как считалось, длился  шесть лет).

 Куперен представил музыкальные образы двенадцати возрастов и к тому же  снабдил эти вариации обозначениями масок разных  цветов от аллегорической  фигуры Невинности (белая  маска) до Отчаяния (черная  маска).

– Все свои выступления  вы неизменно сопровождаете рассказами и комментариями. Что интересного  услышит архангельская  публика на этот раз?

 – Естественно, что столь  сложная подоплека произведения и наличие авторских ремарок побуждают  меня ввести в курс дела  моих слушателей, то есть  рассказать об этой содержательной стороне музыки. 

И еще одно обстоятельство. Этот мой приезд совпал с возобновлением  большого цикла «Полного  собрания клавесинных произведений Франсуа Куперена» (впервые я его сыграл  двадцать лет назад). И,  конечно, подготовка такой  антологии заставила меня  погрузиться в эпоху и мир  Людовика XIV – музыку,  литературу, живопись.  Мыслями обо всем этом  мне и хочется поделиться  с моими слушателями.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Записала  Тамара СТАТИКОВА.