Книга архангельского автора стала лауреатом конкурса «Лучшая детская книга на славянских языках по истории и культуре».
В издательской среде вовсю говорят о феномене – невероятной популярности у читателей новой книги московского издательства «Арт-Волхонка» о... традиционном северном деревянном доме. Книга называется «Крестьянские хоромы». А ее автор – сотрудница нашего музея «Малые Корелы», искусствовед по образованию, Елена Заручевская.
Книга вошла в десятку лучших книг августа по версии государственной библиотеки имени Ленина. А недавно стала лауреатом первого конкурса «Лучшая детская книга на славянских языках по истории и культуре» в рамках Московской международной книжной выставки. В число книг для детей она попала благодаря тому, что материал подан популярно и увлекательно. Впрочем, то, что раскупают ее очень быстро, говорит само за себя. Елена Заручевская считает, что большую роль сыграли иллюстрации, автор которых – художник издательства Ольга Золотухина: «Если бы не ее рисунки, книга не имела бы такого успеха». Но кроме этого, книга популярна еще и благодаря большому интересу к народной культуре у современной публики, который, говорит Елена Борисовна, наблюдается в течение последних двух-трех лет.
– Мы по собственному музею чувствуем оживление интереса к традиционной культуре. К тому же конкретно эта тема – жилая деревянная архитектура – сегодня есть в школьных программах, поэтому дети ею и интересуются. Но не только они, – рассказала Елена Заручевская. – По моим наблюдениям, взрослыми эта тема востребована даже в большей степени. Уже когда книгу издали, оказалось – ею активно интересуются сельские жители. Начинают вспоминать, как они сами в таких домах жили, где что стояло-располагалось. Книга создавалась на материалах нашего музея, потому что по-настоящему старых домов почти нигде больше не сохранилось.
– Есть ли еще в наших деревнях дома, о которых вы пишете? – Много домов, которым под сто лет и больше. Но все эти дома, как правило, уже существенно перестроены. Фактически отсутствуют хозяйственные дворы, звозы. Изменены крыльца. А вот из того что осталось – частенько еще в деревнях можно увидеть росписи на фасадах. Это XIX–начало XX века. И вы слышали о последней тенденции? Москвичи и питерцы покупают эти дома с росписями и перевозят к себе на участки. Очень много, насколько знаю, везут из Верхней Тоймы. Новые владельцы их, как правило, реставрируют и перестраивают под собственные нужды. Но вот росписи непременно оставляют.
– С чем, как вам кажется, это связано? Может, это ностальгия, рано или поздно просыпающаяся в каждом поколении? – Трудно сказать. Но думаю, люди начинают искать что-то основательное, незыблемое, причем не только в материальной культуре, но и в духовной.
– Не появилось у вас желания продолжить тему деревянного зодчества?
– Задумка есть. Но сложится ли, пока не знаю.