12.09.2014 09:45

Северные хоромы

Фотоиллюстрация из книги Елены Заручевской

Книга архангельского  автора стала лауреатом конкурса «Лучшая детская книга на  славянских языках по  истории и культуре».


В издательской среде  вовсю говорят о феномене – невероятной популярности у читателей  новой книги московского  издательства «Арт-Волхонка» о... традиционном северном деревянном  доме. Книга называется  «Крестьянские хоромы».  А ее автор – сотрудница  нашего музея «Малые  Корелы», искусствовед  по образованию, Елена  Заручевская.

Книга вошла в десятку  лучших книг августа по  версии государственной  библиотеки имени Ленина. А недавно стала лауреатом первого конкурса  «Лучшая детская книга  на славянских языках  по истории и культуре»  в рамках Московской международной книжной  выставки. В число книг  для детей она попала благодаря тому, что материал  подан популярно и увлекательно. Впрочем, то,  что раскупают ее очень  быстро, говорит само за  себя.  Елена Заручевская считает, что большую роль  сыграли иллюстрации,  автор которых – художник издательства Ольга  Золотухина: «Если бы  не ее рисунки, книга не  имела бы такого успеха».  Но кроме этого, книга  популярна еще и благодаря большому интересу  к народной культуре у  современной публики,  который, говорит Елена  Борисовна, наблюдается  в течение последних двух-трех лет.

– Мы по собственному  музею чувствуем оживление интереса к традиционной культуре. К тому  же конкретно эта тема  – жилая деревянная архитектура – сегодня есть  в школьных программах,  поэтому дети ею и интересуются. Но не только  они, – рассказала  Елена  Заручевская. – По моим  наблюдениям, взрослыми эта тема востребована  даже в большей степени.  Уже когда книгу издали,  оказалось – ею активно  интересуются сельские  жители. Начинают вспоминать, как они сами в  таких домах жили, где  что стояло-располагалось.  Книга создавалась на материалах нашего музея,  потому что по-настоящему старых домов почти  нигде больше не сохранилось.

– Есть ли еще в наших  деревнях дома, о которых  вы пишете? – Много домов, которым под сто лет и больше.  Но все эти дома, как правило, уже существенно  перестроены. Фактически отсутствуют хозяйственные дворы, звозы.  Изменены крыльца. А  вот из того что осталось  – частенько еще в деревнях можно увидеть росписи на фасадах. Это  XIX–начало XX века. И  вы слышали о последней  тенденции? Москвичи и  питерцы покупают эти  дома с росписями и перевозят к себе на участки.  Очень много, насколько  знаю, везут из Верхней  Тоймы. Новые владельцы  их, как правило, реставрируют и перестраивают  под собственные нужды.  Но вот росписи непременно оставляют.

– С чем, как вам кажется, это связано? Может,  это ностальгия, рано или  поздно просыпающаяся в  каждом поколении? – Трудно сказать. Но  думаю, люди начинают  искать что-то основательное, незыблемое, причем  не только в материальной  культуре, но и в духовной.

– Не появилось у вас  желания продолжить  тему деревянного зодчества?

– Задумка есть. Но сложится ли, пока не знаю.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЕВА. Фото предоставлено музеем «Малые Корелы»