06.02.2021 15:04

В Архангельске работает выставка Владимира Трещёва, приуроченная к 80‑летию художника

Фото автора

Выставку «Посвящение городу» можно увидеть в Выставочном зале Усадебного дома Екатерины Плотниковой 

В течение нескольких лет музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» ведёт проект «Архангельская Атлантида», посвящённый культуре старого Архангельска. За эти годы были организованы выставки, в том числе и художественные, где раскрывался образ города 1930–1960‑х годов.

Персональная выставка Владимира Трещёва продолжает эту тему, заданную самой атмосферой старинной городской усадьбы и, что особенно интересно, показывает город сегодняшнего времени.

Основное качество Трещёва-пейзажиста – лиричность. В неброских, скромных уголках природы, а он пишет по преимуществу именно «уголки», а не величественные панорамы, художник находит тихую красоту («Старая и хорошая Соломбала», «Морозные сумерки»). Для пейзажей он выбирает самые обычные мотивы: уютную речку Соломбалку с горбатыми мостиками и притихшими лодками, уходящие в прошлое деревянные дома и городские дворики, заснеженные или яркие, облитые осенним солнцем, деревья.

В этом особенном тихом мире городской природы нет места бурям и невзгодам. Здесь не видно людей, но их присутствие рядом всегда ощущается: где‑то вьётся дымок из печной трубы, где‑то лодки замерли в ожидании своих хозяев. Художник любит писать один и тот же мотив в разное время года, подмечая интересные детали природного мира.

В его лучших пейзажных работах есть и изысканность линий, и переливчатая серебристость чуть приглушённого колорита, и волнующая загадка недосказанности. Зрители, пришедшие на выставку, с особым удовольствием всматриваются в уголки старого города, города, стремительно меняющего своё лицо и уходящего из памяти.

Наряду с пронизанными переживанием красоты и тихой радости бытия городскими пейзажами, на выставке представлены и выразительные портреты архангелогородцев, привлёкшие внимание художника. В центре портретной экспозиции – автопортрет самого автора на фоне городского зимнего пейзажа. Представлена в экспозиции и одна из последних работ, написанных Владимиром Трещёвым, – праздник Масленицы в музее «Малые Корелы», в которой автор широко и панорамно написал любимый северянами праздник.

Знаток старого Архангельска Татьяна Зеленина, говоря об уходящем городе, подчёркивает «камерность» в работах Трещёва. Уютные архангельские дома, которые давно снесены, предметы быта, встречающиеся в портретах, также ушедшие из современной жизни, но, тем не менее, сохранившие свою притягательность и обаяние, по‑особому звучат в представленных на выставке картинах. Татьяна Владимировна отмечает, что многие зрители легко узнают и называют бывшее местоположение архангельских деревянных «особняков».

– Работы Владимира Даниловича «тихие», – говорит Татьяна Зеленина. – Художник не пытается поразить зрителя и сразу приковать его внимание. Эту выставку лучше рассматривать не спеша, потому что картины Трещёва «затягивают», заставляют нас вглядываться в них, открывая каждый раз новые подробности того или иного мотива. Многие зрители замечают, с какой любовью художник пишет образ города, – продолжает Татьяна Владимировна, – И это действительно так. Несмотря на то что Владимир Данилович не является архангелогородцем по рождению, он стал им, полюбив этот город и передав в своих этюдах и картинах его неповторимое обаяние.

Выставка Владимира Трещёва «Посвящение городу» открыта до конца марта. А 14 февраля в 14.00 на выставке состоится встреча архангельского художника Владимира Трещёва со зрителями.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА Фото автора