Кинокритик Долин в Архангельске:
«С Олегом Табаковым ушло сразу несколько эпох»

13 марта 12:00 Из газеты
Олег Табаков
Олег Табаков

Любители кино нашли в Антоне Долине – самом влиятельном кинокритике России, новом редакторе культового журнала «Искусство кино» – поистине достойного и отзывчивого собеседника.

Долин приехал в Архангельск как гость Всероссийского просветительского проекта «Открытая библиотека», эмиссаром которой на Севере служит Кинокритик Долин в АрхангельскеПоморская филармония. И кому бы после визита современного классика кино Александра Сокурова его приезд показался не логичным? И если Сокуров приехал в наш город не только ответить на вопросы архангелогородцев, но и показать фильм «Читаем «Блокадную книгу», то встреча с российским кинокритиком была диалогом от и до.

В Архангельске Антона Долина застала печальная новость об уходе из жизни великого актёра, всеобщего любимца Олега Табакова. Поэтому первым делом куратор «Открытой библиотеки» Николай Солодников спросил Долина именно о том, каким Олег Павлович останется в истории русского искусства.

 – Я совершенно опустошён этой потерей, – рассказал критик.

После Табакова, по его словам, осталась карьера длинной в 60 лет, одинаково значительная на протяжении всего этого времени. С ним, сказал Долин, ушла не просто эпоха, а сразу несколько эпох.

 – Олег Павлович был по-настоящему народным артистом, он всегда был там, где его хотел видеть народ, – сказал Долин. – Последними его работами в кино стали роли в двух полнометражных «Кухнях». Сначала мне это казалось обидным, а потом я подумал: это же абсолютно народная история.

Табаков, отметил Антон Долин, – из числа таких исключительных артистов, репутацию которых не может подмочить даже самый ужасный фильм. При этом неслучайно, что одна из самых важных его ролей – Обломов в фильме Никиты Михалкова, который и тюфяк, и лишний человек, и в то же время – драгоценный человек.

Антон Долин отметил титанический вклад Табакова в развитие Московского художественного театра имени Чехова. Олег Павлович, по его словам, проявил невероятную для живого классика щедрость, впустив туда режиссёров будущего – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова.

И, конечно, грех было не заговорить с Долиным о современном российском кино. По словам кинокритика, количество наконец-то начало переходить в качество. Настоящей революцией гость назвал тот факт, что новое русское развлекательное кино стали воспринимать, как продукт, западные студии-гиганты вроде Disney. В частности, именно эта студия «прокатывала» коммерчески успешные «Последний богатырь» и «Лёд».

Что ещё приятнее, по мнению Долина, – что зарубежные студии таки заинтересовались распространением и российского авторского кино: той же «Нелюбви» Звягинцева или «Довлатова» Алексея Германа-младшего. От русского зрителя частенько можно услышать: «И так трудно живётся, зачем ещё про это смотреть?», но у европейцев и американцев, считает Долин, не так: среди них есть люди, которые в порядке развлечения согласны поплакать под драму.

Тем не менее, заметил Долин, в сознании русского зрителя всё же произошёл перелом.

 – Опомнились: русское кино – не обязательно плохое кино, – подчеркнул Долин.

Кстати, самым ожидаемым отечественным фильмом сезона считает ленту, снятую под арестом – «Лето» Кирилла Серебренникова. Что же касается развлекательных фильмов, эксперт сказал так:

 – Я их всех боюсь и никого не жду.

При этом, надо отметить, Долин абсолютно лишён снобизма: при всей своей любви к авторскому кино (например, одно из последних его открытий – четырёхчасовой фильм китайского режиссёра Ху Бо «Слон сидит спокойно»), он даже о легковесных картинах, вроде комедии «Я худею» о главной женской проблеме говорил с готовностью. Мол, Александра Бортич ради этой роли на 25 килограммов поправилась, а ради российского кино на такие жертвы обычно мало кто идёт.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

17 декабря

В Архан­гель­ске откры­лась выставка «Полное соб­ра­ние котов»

17 декабря

Вара­вин­ской дет­ской биб­ли­оте­ке №11 исполня­ет­ся 40 лет

17 декабря

У «Солом­балы-Арт» появи­лись север­ный олень, белые мед­веди и морж

17 декабря

Тари­лан­ские всад­ники и Жорж на дре­во­мо­би­ле

16 декабря

В Архан­гель­ске не сов­сем тор­жест­вен­но и не очень офи­циаль­но откры­ли Год театра

14 декабря

В Архан­гель­ске высту­пит сын леген­дар­ной джа­зо­вой певи­цы Эллы Фицд­же­ральд

13 декабря

В «Малых Коре­лах» нача­ли устра­ивать тра­дици­он­ную зим­нюю забаву – ледо­вую карусель

12 декабря

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

10 декабря

В Архан­гель­ске завер­шился II Меж­дуна­род­ный фес­тиваль «Arctic Open»

10 декабря

В Архан­гель­ске откры­лась выставка авторс­кой куклы «Игра в четы­ре руки»

7 декабря

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

6 декабря

Пре­по­да­ва­тель кол­леджа куль­туры про­чтет в драм­те­ат­ре лек­цию об Архан­гель­ском ТЮЗе

6 декабря

В Архан­гель­ске уста­но­вят памят­ник Фёдо­ру Абрамову

Похожие материалы

12 декабря Культура

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря Культура

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

7 декабря Культура

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

5 декабря Культура

Лири­ку – в сторону!

4 декабря Культура

Про букву с «клюшкой»

3 декабря Культура

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря Культура

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург

28 ноября Культура

«Arctic Open»: открыт всем

26 ноября Культура

Рас­ска­зать сказ­ку про баб­ку-пуч­ег­лазку?

14 ноября Культура

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле

12 ноября Культура

Из исто­рии исчез­нув­ших волостей

8 ноября Культура

В кон­курс­ной про­грамме фес­тива­ля Arctic open – 23 доку­мен­таль­ных фильма