Кинокритик Долин в Архангельске:
«С Олегом Табаковым ушло сразу несколько эпох»

13 марта 12:00 Из газеты
Олег Табаков
Олег Табаков

Любители кино нашли в Антоне Долине – самом влиятельном кинокритике России, новом редакторе культового журнала «Искусство кино» – поистине достойного и отзывчивого собеседника.

Долин приехал в Архангельск как гость Всероссийского просветительского проекта «Открытая библиотека», эмиссаром которой на Севере служит Кинокритик Долин в АрхангельскеПоморская филармония. И кому бы после визита современного классика кино Александра Сокурова его приезд показался не логичным? И если Сокуров приехал в наш город не только ответить на вопросы архангелогородцев, но и показать фильм «Читаем «Блокадную книгу», то встреча с российским кинокритиком была диалогом от и до.

В Архангельске Антона Долина застала печальная новость об уходе из жизни великого актёра, всеобщего любимца Олега Табакова. Поэтому первым делом куратор «Открытой библиотеки» Николай Солодников спросил Долина именно о том, каким Олег Павлович останется в истории русского искусства.

 – Я совершенно опустошён этой потерей, – рассказал критик.

После Табакова, по его словам, осталась карьера длинной в 60 лет, одинаково значительная на протяжении всего этого времени. С ним, сказал Долин, ушла не просто эпоха, а сразу несколько эпох.

 – Олег Павлович был по-настоящему народным артистом, он всегда был там, где его хотел видеть народ, – сказал Долин. – Последними его работами в кино стали роли в двух полнометражных «Кухнях». Сначала мне это казалось обидным, а потом я подумал: это же абсолютно народная история.

Табаков, отметил Антон Долин, – из числа таких исключительных артистов, репутацию которых не может подмочить даже самый ужасный фильм. При этом неслучайно, что одна из самых важных его ролей – Обломов в фильме Никиты Михалкова, который и тюфяк, и лишний человек, и в то же время – драгоценный человек.

Антон Долин отметил титанический вклад Табакова в развитие Московского художественного театра имени Чехова. Олег Павлович, по его словам, проявил невероятную для живого классика щедрость, впустив туда режиссёров будущего – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова.

И, конечно, грех было не заговорить с Долиным о современном российском кино. По словам кинокритика, количество наконец-то начало переходить в качество. Настоящей революцией гость назвал тот факт, что новое русское развлекательное кино стали воспринимать, как продукт, западные студии-гиганты вроде Disney. В частности, именно эта студия «прокатывала» коммерчески успешные «Последний богатырь» и «Лёд».

Что ещё приятнее, по мнению Долина, – что зарубежные студии таки заинтересовались распространением и российского авторского кино: той же «Нелюбви» Звягинцева или «Довлатова» Алексея Германа-младшего. От русского зрителя частенько можно услышать: «И так трудно живётся, зачем ещё про это смотреть?», но у европейцев и американцев, считает Долин, не так: среди них есть люди, которые в порядке развлечения согласны поплакать под драму.

Тем не менее, заметил Долин, в сознании русского зрителя всё же произошёл перелом.

 – Опомнились: русское кино – не обязательно плохое кино, – подчеркнул Долин.

Кстати, самым ожидаемым отечественным фильмом сезона считает ленту, снятую под арестом – «Лето» Кирилла Серебренникова. Что же касается развлекательных фильмов, эксперт сказал так:

 – Я их всех боюсь и никого не жду.

При этом, надо отметить, Долин абсолютно лишён снобизма: при всей своей любви к авторскому кино (например, одно из последних его открытий – четырёхчасовой фильм китайского режиссёра Ху Бо «Слон сидит спокойно»), он даже о легковесных картинах, вроде комедии «Я худею» о главной женской проблеме говорил с готовностью. Мол, Александра Бортич ради этой роли на 25 килограммов поправилась, а ради российского кино на такие жертвы обычно мало кто идёт.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

14 августа

Посе­лок Циг­ломень отме­тит 91-й день рождения

14 августа

«Кале­вала» вышла в свет на трёх язы­ках: фин­ском, рус­ском и ненецком

14 августа

В Кено­зерье после рес­тав­ра­ции откры­лся Почез­ер­ский хра­мовый ком­плекс 18 века

10 августа

Три луч­ших фильма: в Поморье прой­дёт «Ночь кино»

10 августа

«Детство в Солом­бале» я про­чи­тал в гранках»

7 августа

В Ильин­ско-Под­ом­ском откры­лся «Парк поколе­ний»

7 августа

Стоп! Сня­то: в Кено­зерье завер­шился моло­дёж­ный кино­фес­тиваль

5 августа

Эти куклы дос­тойны, чтобы их знали во всём мире!

3 августа

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: луч­ший сту­дент Ленинг­ра­дс­кого уни­вер­сите­та

2 августа

Свадь­ба в музее: от венца до мальца

2 августа

В Вер­коле ушла из жизни Мария Кадашова

1 августа

«Вы дейс­тви­тель­но дос­то­яние Севера»

31 июля

В Север­ном мор­ском музее откры­лась выставка «Двин­ской путь»

31 июля

Дирек­тор Архан­гель­ской сред­ней школы №51 Татья­на Лари­на: «Абра­мов мне очень помог»

30 июля

В Кено­зерье откры­лся фес­тиваль моло­дых кине­мат­ог­раф­ис­тов

Похожие материалы

14 августа Культура

«Кале­вала» вышла в свет на трёх язы­ках: фин­ском, рус­ском и ненецком

10 августа Культура

«Детство в Солом­бале» я про­чи­тал в гранках»

5 августа Культура

Эти куклы дос­тойны, чтобы их знали во всём мире!

3 августа Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: луч­ший сту­дент Ленинг­ра­дс­кого уни­вер­сите­та

2 августа Культура

Свадь­ба в музее: от венца до мальца

31 июля Культура

Дирек­тор Архан­гель­ской сред­ней школы №51 Татья­на Лари­на: «Абра­мов мне очень помог»

24 июля Культура

Весь абсурд жизни пока­жет толь­ко кукла

23 июля Культура

Рисун­ки Бори­са Шер­гина, кото­рых мы не видели

20 июля Культура

Как Твар­довс­кий помог Абрамову

14 июля Фоторепортаж

Мали­нов­ка, сво­бода, дождь

12 июля Культура

Думал: зем­ляк – лицо зна­ко­мое. Смот­рю – Пушкин!

8 июля Культура

Пер­вый рояль и три­над­ца­тая книга

1 июля Культура

Из какой колы­бели вырос рус­ский флот?