Кинокритик Долин в Архангельске:
«С Олегом Табаковым ушло сразу несколько эпох»

13 марта 12:00 Из газеты
Олег Табаков
Олег Табаков

Любители кино нашли в Антоне Долине – самом влиятельном кинокритике России, новом редакторе культового журнала «Искусство кино» – поистине достойного и отзывчивого собеседника.

Долин приехал в Архангельск как гость Всероссийского просветительского проекта «Открытая библиотека», эмиссаром которой на Севере служит Кинокритик Долин в АрхангельскеПоморская филармония. И кому бы после визита современного классика кино Александра Сокурова его приезд показался не логичным? И если Сокуров приехал в наш город не только ответить на вопросы архангелогородцев, но и показать фильм «Читаем «Блокадную книгу», то встреча с российским кинокритиком была диалогом от и до.

В Архангельске Антона Долина застала печальная новость об уходе из жизни великого актёра, всеобщего любимца Олега Табакова. Поэтому первым делом куратор «Открытой библиотеки» Николай Солодников спросил Долина именно о том, каким Олег Павлович останется в истории русского искусства.

 – Я совершенно опустошён этой потерей, – рассказал критик.

После Табакова, по его словам, осталась карьера длинной в 60 лет, одинаково значительная на протяжении всего этого времени. С ним, сказал Долин, ушла не просто эпоха, а сразу несколько эпох.

 – Олег Павлович был по-настоящему народным артистом, он всегда был там, где его хотел видеть народ, – сказал Долин. – Последними его работами в кино стали роли в двух полнометражных «Кухнях». Сначала мне это казалось обидным, а потом я подумал: это же абсолютно народная история.

Табаков, отметил Антон Долин, – из числа таких исключительных артистов, репутацию которых не может подмочить даже самый ужасный фильм. При этом неслучайно, что одна из самых важных его ролей – Обломов в фильме Никиты Михалкова, который и тюфяк, и лишний человек, и в то же время – драгоценный человек.

Антон Долин отметил титанический вклад Табакова в развитие Московского художественного театра имени Чехова. Олег Павлович, по его словам, проявил невероятную для живого классика щедрость, впустив туда режиссёров будущего – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова.

И, конечно, грех было не заговорить с Долиным о современном российском кино. По словам кинокритика, количество наконец-то начало переходить в качество. Настоящей революцией гость назвал тот факт, что новое русское развлекательное кино стали воспринимать, как продукт, западные студии-гиганты вроде Disney. В частности, именно эта студия «прокатывала» коммерчески успешные «Последний богатырь» и «Лёд».

Что ещё приятнее, по мнению Долина, – что зарубежные студии таки заинтересовались распространением и российского авторского кино: той же «Нелюбви» Звягинцева или «Довлатова» Алексея Германа-младшего. От русского зрителя частенько можно услышать: «И так трудно живётся, зачем ещё про это смотреть?», но у европейцев и американцев, считает Долин, не так: среди них есть люди, которые в порядке развлечения согласны поплакать под драму.

Тем не менее, заметил Долин, в сознании русского зрителя всё же произошёл перелом.

 – Опомнились: русское кино – не обязательно плохое кино, – подчеркнул Долин.

Кстати, самым ожидаемым отечественным фильмом сезона считает ленту, снятую под арестом – «Лето» Кирилла Серебренникова. Что же касается развлекательных фильмов, эксперт сказал так:

 – Я их всех боюсь и никого не жду.

При этом, надо отметить, Долин абсолютно лишён снобизма: при всей своей любви к авторскому кино (например, одно из последних его открытий – четырёхчасовой фильм китайского режиссёра Ху Бо «Слон сидит спокойно»), он даже о легковесных картинах, вроде комедии «Я худею» о главной женской проблеме говорил с готовностью. Мол, Александра Бортич ради этой роли на 25 килограммов поправилась, а ради российского кино на такие жертвы обычно мало кто идёт.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

26 мая

День биб­ли­отек: игра с умным читателем

25 мая

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

25 мая

В Кено­зерье сняли фильм «Сказ­ки о маме»

21 мая

В Архан­гель­ске впер­вые показа­ли пуб­лике икону нача­ла XVII века «Апос­толь­ская про­пов­едь»

20 мая

«Ночь музе­ев» в Архан­гель­ске: от оби­та­те­лей Аркти­ки до «Апос­толь­ской про­пове­ди»

18 мая

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

18 мая

В Архан­гель­ске про­хо­дит форум «Откры­тый музей»

15 мая

«Рек­вием кара­вану PQ-17»: как показать мор­ской бой на сцене

14 мая

«Братья и сёс­тры»: на греб­не геро­ичес­кого взлёта

14 мая

В Вер­коле, Архан­гель­ске и Петер­бурге вспо­мина­ют Фёдо­ра Абрамова

14 мая

Луч­шим спек­такл­ем «Род­нико­вого сло­ва» стала «Потеря рав­нове­сия»

14 мая

«Сбор­ная Тай­болы» соз­дала пят­надцать нас­тенных рос­пи­сей на Сицилии

13 мая

На «Род­нико­вом сло­ве» в Архан­гель­ске показа­ли спек­такль без слов

10 мая

В Архан­гель­ске впер­вые опуб­лико­вали стихи Евге­ния Коковина

10 мая

В День Победы архан­гель­ских зри­те­лей ждал «Эшелон»

Похожие материалы

26 мая Культура

День биб­ли­отек: игра с умным читателем

14 мая Культура

«Братья и сёс­тры»: на греб­не геро­ичес­кого взлёта

30 апреля Культура

Тайны Бори­са Шергина

30 апреля Культура

«Чёр­ный рынок» спел о «Счаст­ли­вом городе»

29 апреля Культура

Гер­ги­ев и Куд­рин нашли в Архан­гель­ске «рояль в кустах»

24 апреля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: к чему звал земляк

24 апреля Культура

«Кни­га года»: поклон и полтора кило вос­поми­на­ний

23 апреля Культура

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

19 апреля Культура

У каж­дого есть свой «сон золотой»

17 апреля Культура

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

16 апреля Культура

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках

13 апреля Культура

Алек­сей Моча­лов: «Нель­зя же бежать вечно!»

30 марта Культура

«Пинежье ска­зоч­ное»: сох­ранить и передать