Кинокритик Долин в Архангельске:
«С Олегом Табаковым ушло сразу несколько эпох»

13 марта 2018 12:00 Из газеты
Олег Табаков
Олег Табаков

Любители кино нашли в Антоне Долине – самом влиятельном кинокритике России, новом редакторе культового журнала «Искусство кино» – поистине достойного и отзывчивого собеседника.

Долин приехал в Архангельск как гость Всероссийского просветительского проекта «Открытая библиотека», эмиссаром которой на Севере служит Кинокритик Долин в АрхангельскеПоморская филармония. И кому бы после визита современного классика кино Александра Сокурова его приезд показался не логичным? И если Сокуров приехал в наш город не только ответить на вопросы архангелогородцев, но и показать фильм «Читаем «Блокадную книгу», то встреча с российским кинокритиком была диалогом от и до.

В Архангельске Антона Долина застала печальная новость об уходе из жизни великого актёра, всеобщего любимца Олега Табакова. Поэтому первым делом куратор «Открытой библиотеки» Николай Солодников спросил Долина именно о том, каким Олег Павлович останется в истории русского искусства.

 – Я совершенно опустошён этой потерей, – рассказал критик.

После Табакова, по его словам, осталась карьера длинной в 60 лет, одинаково значительная на протяжении всего этого времени. С ним, сказал Долин, ушла не просто эпоха, а сразу несколько эпох.

 – Олег Павлович был по-настоящему народным артистом, он всегда был там, где его хотел видеть народ, – сказал Долин. – Последними его работами в кино стали роли в двух полнометражных «Кухнях». Сначала мне это казалось обидным, а потом я подумал: это же абсолютно народная история.

Табаков, отметил Антон Долин, – из числа таких исключительных артистов, репутацию которых не может подмочить даже самый ужасный фильм. При этом неслучайно, что одна из самых важных его ролей – Обломов в фильме Никиты Михалкова, который и тюфяк, и лишний человек, и в то же время – драгоценный человек.

Антон Долин отметил титанический вклад Табакова в развитие Московского художественного театра имени Чехова. Олег Павлович, по его словам, проявил невероятную для живого классика щедрость, впустив туда режиссёров будущего – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова.

И, конечно, грех было не заговорить с Долиным о современном российском кино. По словам кинокритика, количество наконец-то начало переходить в качество. Настоящей революцией гость назвал тот факт, что новое русское развлекательное кино стали воспринимать, как продукт, западные студии-гиганты вроде Disney. В частности, именно эта студия «прокатывала» коммерчески успешные «Последний богатырь» и «Лёд».

Что ещё приятнее, по мнению Долина, – что зарубежные студии таки заинтересовались распространением и российского авторского кино: той же «Нелюбви» Звягинцева или «Довлатова» Алексея Германа-младшего. От русского зрителя частенько можно услышать: «И так трудно живётся, зачем ещё про это смотреть?», но у европейцев и американцев, считает Долин, не так: среди них есть люди, которые в порядке развлечения согласны поплакать под драму.

Тем не менее, заметил Долин, в сознании русского зрителя всё же произошёл перелом.

 – Опомнились: русское кино – не обязательно плохое кино, – подчеркнул Долин.

Кстати, самым ожидаемым отечественным фильмом сезона считает ленту, снятую под арестом – «Лето» Кирилла Серебренникова. Что же касается развлекательных фильмов, эксперт сказал так:

 – Я их всех боюсь и никого не жду.

При этом, надо отметить, Долин абсолютно лишён снобизма: при всей своей любви к авторскому кино (например, одно из последних его открытий – четырёхчасовой фильм китайского режиссёра Ху Бо «Слон сидит спокойно»), он даже о легковесных картинах, вроде комедии «Я худею» о главной женской проблеме говорил с готовностью. Мол, Александра Бортич ради этой роли на 25 килограммов поправилась, а ради российского кино на такие жертвы обычно мало кто идёт.

Мария АТРОЩЕНКО

Культура

22 февраля

В Мезен­ском райо­не вос­ста­но­вят древ­нюю мельницу

22 февраля

Артисты архан­гель­ского теат­ра драмы побыва­ли на месте дейс­твия «Гамлета»

22 февраля

Пер­вопе­чат­ники, авиа­торы, музы­кан­ты и хирурги

21 февраля

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка нео­бык­нов­ен­ных ложек

20 февраля

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

20 февраля

О бру­таль­ном желе­зе Соль­выче­год­ска, мяг­ком купе­чес­тве Кар­гопо­ля и нео­жид­ан­ной тайне Вельска

18 февраля

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов

Похожие материалы

22 февраля Культура

Пер­вопе­чат­ники, авиа­торы, музы­кан­ты и хирурги

20 февраля Культура

Так много сок­ро­вищ. И все наши…

20 февраля Культура

О бру­таль­ном желе­зе Соль­выче­год­ска, мяг­ком купе­чес­тве Кар­гопо­ля и нео­жид­ан­ной тайне Вельска

11 февраля Культура

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

4 февраля Культура

О людях, кото­рые оста­нут­ся навсегда

4 февраля Из жизни

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

1 февраля Культура

В Выстав­оч­ном зале Архан­гель­ского отделе­ния Союза худож­ни­ков – выставка «Север»

30 января Культура

Как в области охраня­ют муз­ей­ные ценности

28 января Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Век Дани­ила Гранина

25 января Культура

Море­ход из Солом­балы и чаров­ница из Мезени

23 января Культура

Про­пов­едь звонаря

18 января Культура

Битва с цензурой

20 декабря Культура

Небо Кено­зерья над Пуш­кински­ми горами