13.03.2018 12:00

Кинокритик Долин в Архангельске: «С Олегом Табаковым ушло сразу несколько эпох»

Олег Табаков

Любители кино нашли в Антоне Долине – самом влиятельном кинокритике России, новом редакторе культового журнала «Искусство кино» – поистине достойного и отзывчивого собеседника.

Долин приехал в Архангельск как гость Всероссийского просветительского проекта «Открытая библиотека», эмиссаром которой на Севере служит Кинокритик Долин в АрхангельскеПоморская филармония. И кому бы после визита современного классика кино Александра Сокурова его приезд показался не логичным? И если Сокуров приехал в наш город не только ответить на вопросы архангелогородцев, но и показать фильм «Читаем «Блокадную книгу», то встреча с российским кинокритиком была диалогом от и до.

В Архангельске Антона Долина застала печальная новость об уходе из жизни великого актёра, всеобщего любимца Олега Табакова. Поэтому первым делом куратор «Открытой библиотеки» Николай Солодников спросил Долина именно о том, каким Олег Павлович останется в истории русского искусства.

– Я совершенно опустошён этой потерей, – рассказал критик.

После Табакова, по его словам, осталась карьера длинной в 60 лет, одинаково значительная на протяжении всего этого времени. С ним, сказал Долин, ушла не просто эпоха, а сразу несколько эпох.

– Олег Павлович был по-настоящему народным артистом, он всегда был там, где его хотел видеть народ, – сказал Долин. – Последними его работами в кино стали роли в двух полнометражных «Кухнях». Сначала мне это казалось обидным, а потом я подумал: это же абсолютно народная история.

Табаков, отметил Антон Долин, – из числа таких исключительных артистов, репутацию которых не может подмочить даже самый ужасный фильм. При этом неслучайно, что одна из самых важных его ролей – Обломов в фильме Никиты Михалкова, который и тюфяк, и лишний человек, и в то же время – драгоценный человек.

Антон Долин отметил титанический вклад Табакова в развитие Московского художественного театра имени Чехова. Олег Павлович, по его словам, проявил невероятную для живого классика щедрость, впустив туда режиссёров будущего – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова.

И, конечно, грех было не заговорить с Долиным о современном российском кино. По словам кинокритика, количество наконец-то начало переходить в качество. Настоящей революцией гость назвал тот факт, что новое русское развлекательное кино стали воспринимать, как продукт, западные студии-гиганты вроде Disney. В частности, именно эта студия «прокатывала» коммерчески успешные «Последний богатырь» и «Лёд».

Что ещё приятнее, по мнению Долина, – что зарубежные студии таки заинтересовались распространением и российского авторского кино: той же «Нелюбви» Звягинцева или «Довлатова» Алексея Германа-младшего. От русского зрителя частенько можно услышать: «И так трудно живётся, зачем ещё про это смотреть?», но у европейцев и американцев, считает Долин, не так: среди них есть люди, которые в порядке развлечения согласны поплакать под драму.

Тем не менее, заметил Долин, в сознании русского зрителя всё же произошёл перелом.

– Опомнились: русское кино – не обязательно плохое кино, – подчеркнул Долин.

Кстати, самым ожидаемым отечественным фильмом сезона считает ленту, снятую под арестом – «Лето» Кирилла Серебренникова. Что же касается развлекательных фильмов, эксперт сказал так:

– Я их всех боюсь и никого не жду.

При этом, надо отметить, Долин абсолютно лишён снобизма: при всей своей любви к авторскому кино (например, одно из последних его открытий – четырёхчасовой фильм китайского режиссёра Ху Бо «Слон сидит спокойно»), он даже о легковесных картинах, вроде комедии «Я худею» о главной женской проблеме говорил с готовностью. Мол, Александра Бортич ради этой роли на 25 килограммов поправилась, а ради российского кино на такие жертвы обычно мало кто идёт.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО