В обоих фильмах главные исполнители всех ролей – артисты фольклорного театра «Суземье». Елена Оводова, руководитель фольклорного театра, на премьере фильма «Издалека принесло да памятью стало» говорила, что у коллектива ещё очень много тем, которые важно продолжить. Фольклорный театр очень удачно встретил, что называется, своего режиссёра – заслуженного деятеля искусств России Клавдию Хорошавину. Она тоже считает, что такая встреча – большая творческая удача и для неё.
Продолжением этого сотрудничества стал фильм «Шёл мальчишка бережком». Он посвящён теме Великой Отечественной войны, прежде всего, роли женщины в ней. Часто не особо заметной…
Первым поклон русской женщине послал Фёдор Абрамов в своём знаменитом романе «Братья и сёстры». И, видимо, не случайно в названии фильма Клавдии Хорошавиной идёт отсыл к любимой песне Фёдора Александровича «Шёл мальчишка бережком». В фильме артисты из «Суземья» её поют ближе к финалу. Песня не просто печальная, в ней трагическое звучание – мужчины уходят, а женщины ждут, иногда всю жизнь, не ведая об их судьбе.
Начинается фильм неожиданно – со сцены проводов в армию рекрута, который шёл служить на 25 лет. Его в дорогу собирает мать, прощаются с ним жена, дети, односельчане. Вероятнее всего, прощаются навсегда – даже если он вернётся, то в совсем другую жизнь…
Клавдия Михайловна – опытный режиссёр и не случайно в самом начале нанесла по зрителям столь мощный эмоциональный удар. С экрана звучали подлинные плачи, а это отдельный песенный жанр. Песни-плачи – наше национальное достояние. Их в своём репертуаре бережно хранит «Суземье» – вот сейчас они и пригодились.
В этой сцене участвовали также приглашённые артисты – известный архангельский бард Иван Тарутин, который играл отца рекрута. А самого рекрута очень убедительно показал Роман Малыгин, который в первом фильме играл скомороха. Примечательно, что он был водителем съёмочной группы во время работы над первым фильмом. Клавдия Хорошавина почувствовала в нём родственную душу, как она сама выразилась, и тогда предложила Роману попробовать себя в роли фольклорного артиста. Получилось удачно. И Роман получил роль уже в новом фильме.
Рекрут уходит на свои будущие и пока неведомые ему войны. А по экрану вслед шагают солдаты Великой Отечественной…
В основе фильма – подлинные истории, которые артисты театра «Суземье» записывали у жителей Архангельска и Пинежья. Есть среди них просто пронзительные. Например, сцена, в которой мать раскладывает фотографии своих шестерых сыновей – все они остались на фронте. Анна Заварзина, артистка театра «Суземье», эту сцену играет внешне сдержанно – смотрит фото и вспоминает истории из жизни своих погибших за Родину детей. Но там столько эмоционального внутреннего накала, что в какой‑то момент эта сцена становится просто невыносимой по уровню боли.
Есть в фильме и сцена, которая вызвала удивление у зрителей – это сцена драки между подружками. Режиссёр так пояснила её необходимость:
– По ходу фильма был необходим эмоциональный всплеск. Я вспомнила рассказы про то, как женщины шли в рукопашную за вернувшихся с войны мужчин. Ведь их было мало. Писатель Владимир Личутин вспоминал, что бабы за мужиков на кольях дрались. Была такая страница в нашей истории, почему бы ей не быть в фильме?
Также Клавдия Михайловна посетовала, что драться никто не хотел, артистов пришлось убеждать в необходимости такой сцены. «Побили» самую молодую – Анну Олимпиеву. Кстати, это очень талантливая артистка, которая органично вписалась в «Суземье».
В фильме показаны сцены работы женщин на лесоповале, когда во время короткого обеда делились картошкой и кусочком хлеба. Клавдия Хорошавина говорит, что у неё есть намерение доснять сцену лесосплава – эту тяжелейшую работу тоже выполняли женщины в годы войны. А осенью она хотела бы снять сцену, где женщины пашут, впрягшись в плуг.
Так тоже рождалась Победа. А ещё она рождалась из ожидания вестей с фронта – заветных треугольников. В фильме есть кадры, где по Двине плывут письма – треугольники, превращаясь в льдины. Значит, ледоход, значит, весна, значит, Победа.
Идею создания этого фильма поддержал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. На премьере это подчеркнул Иван Дементьев, заместитель председателя областного правительства. Поддерживала Клавдию Михайловну во время съёмок и депутат областного Собрания Татьяна Седунова.
Клавдия Хорошавина намерена продолжить работу с фольклорным театром «Суземье». Тем для фильмов много. Могут быть очень интересными сюжеты из обыденной жизни пинежан – что носили в прошлые века, что готовили на каждодневные и торжественные обеды, как отмечали престольные праздники.
Есть и такая задумка – поставить «Пинежского Пушкина» Бориса Шергина. Это уникальнейшее, ни на что не похожее произведение. Как писал сам Шергин: «Эти пересказы, впечатления, отображения слышанного, своеобразно понятого, реплики, афоризмы, отрывочные, но эмоционально насыщенные и поэтически-образные, послужили материалом для компоновки «пинежского» рассказа о Пушкине». Этот фильм тоже может стать настоящим событием.
Фильм «Издалека принесло да памятью стало» пригласили участвовать в нескольких международных фестивалях. Большой интерес вызвал и второй фильм – тема войны и Победы сейчас очень востребована. Но Клавдия Михайловна считает, что на фестиваль этот фильм стоит отправить, когда в нём будут досняты новые сцены, что случится в августе или сентябре.
И, конечно, этот фильм увидят жители Архангельской области, а первыми – пинежане.
Светлана ЛОЙЧЕНКО