26.05.2017 09:16

Играть Шостаковича и не умирать

Юрий Башмет

Легендарный альтист и дирижёр Юрий Башмет со своими музыкальными единомышленниками – камерным ансамблем «Солисты Москвы» – дал концерт в Архангельске

Концертный тур, посвящённый 25‑летию ансамбля, охватил 50 городов России, и, благодаря архангельскому театру драмы, в их число попал и наш город. Надо сказать, что за последнее время Башмет приехал в Архангельск во второй раз. Первый был в марте, в рамках культурной программы международного форума «Арктика – территория диалога». Но туда доступ был открыт лишь гостям форума, а в драмтеатр – всем ценителям прекрасного.

Перед концертом прославленный музыкант дал небольшую пресс-конференцию. Отвечая на вопрос журналистов, насколько он строгий дирижёр, маэстро отметил:

– Я не представляю себе высокой импровизации при диктатуре одного из исполнителей. Благодаря ей можно отработать технику и даже динамику, и даже какую‑то иллюзию импровизации создать, но это уже не будет музыкой. Даже в записи мне стало больше нравиться, когда исполнители не совсем вместе берут аккорд. Это компенсируется естественностью.

Такой естественности получается добиться не всегда, отметил Юрий Башмет.

– А знаете, почему? – сказал музыкант. – Потому что кто‑то не поверил, кто‑то из музыкантов отвлёкся, или, может, ему претит такая открытая эмоция, а кто‑то закрыт. Все ведь люди разные. У каждого своя ситуация: у кого‑то трое детей, и он их никак не может прокормить, а кто‑то никак не может завести ребёнка. У кого‑то третий муж, а кто‑то ещё никак в первый раз не решается на такой шаг.

Подвохи на сцене

В камерном ансамбле каждый исполнитель на виду и на счету. Поэтому, если кто‑то выбывает, это не может пройти незаметным. Так, маэстро рассказал, что перед концертом двое из пяти его скрипачей лежали в гостинице с температурой и ждали его команды. А потом всё‑таки приехали репетировать.

Гость также рассказал, как новые исполнители попадают в состав ансамбля. По словам Башмета, место в коллективе, как правило, освобождается по форс-мажорным обстоятельствам. И тогда соискатели сами их находят.

– Когда освободится место, не будет проблемы, где найти высокого профессионала, – отметил народный артист. – Проблема в том, чтобы научить человека нашим профессиональным особенностям.

Кстати, в ряду этих особенностей опять‑таки – ориентация на импровизацию.

– Я всегда с небольшим подвохом веду себя на сцене, – пояснил Юрий Башмет. – Вроде бы мы всё знаем, отрепетировали, но я им не разрешаю автопилотно играть. Всегда нужна импровизация. Звук из тишины рождается, и каждый раз он создаётся только что. Нужно всегда играть по‑разному, чтобы звук рождался именно в данный момент, впервые.

По словам маэстро, чей коллектив сверхактивно гастролирует, программа выступлений не может повторяться никогда: к третьему подряд концерту притупляется ощущение свежести, желание импровизировать.

– Но есть такие вещи, – добавил музыкант, – которые невозможно играть в гастрольном турне, если концерты почти каждый день. Это те, которые душу наизнанку выворачивают у самого исполнителя. Это шестая симфония Чайковского – её нельзя каждый день играть исполнителю, он умрёт – это альтовая соната Шостаковича. Ну нельзя каждый день умирать и не умереть!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото Артёма Келарева