14.02.2020 16:01

Архангельские колокола звонят «по‑писаховски»

День открытых дверей в академии
Внучка Владимира Петровского уже освоила азы колокольного звона

Известный архангельский звонарь Владимир Петровский открыл при Соловецком подворье Академию колокольного звона

Не бренчать!

Сегодня есть люди, готовые пересечь полстраны, чтобы учиться звонам именно в Архангельске.

Научиться звонить в колокола под силу каждому, кто имеет чувство ритма, уверен Владимир Петровский. Когда он открыл академию, выяснилось, что учиться хотят самые разные люди, даже не из числа музыкантов.

Владимир Марьянович не отказывает никому:

– Кто‑то хочет просто ознакомиться с техникой звона, кто‑то хочет изучить именно церковные. А одна девушка захотела изучить современный звон. Тоже – пожалуйста.

Академия заняла несколько небольших помещений на первом этаже и пространство под бывшими въездными воротами подворья, давно уже замурованными с обеих сторон: здесь оборудовали зал, в котором совсем скоро планируют устраивать вечера духовной музыки для горожан.

Но сначала попадаешь в музей: в «фойе» Владимир Марьянович выставил свою коллекцию колоколов и колокольчиков, которые собирает всю жизнь, – более 900 экспонатов.

Кстати, музей колоколов можно посетить и отдельно. По предварительной договорённости Владимир Петровский проводит экскурсии для групп от пяти человек. За последние тридцать пять лет он объездил всю страну с особыми миссиями: восстанавливал звонницы, обучал звонарей – и рассказывает очень увлекательно. А колокола и разные сопутствующие приспособления здесь со всего мира. Есть даже имитация так называемого била – большой доски, по которой стучали, собирая паству на заре христианства. На греческом Афоне такие била до сих пор предваряют богослужения.

Сразу за музеем начинаются учебные студии. А ещё скоро будут готовы две кельи, в которых смогут останавливаться на время учёбы приезжие звонари. Хотя школы колокольного звона и появились во многих городах, но далеко не везде ими занимаются те, кто действительно владеет мастерством.

– Поэтому в России сегодня – без обид! – в основном не звонят – бренчат, – с сожалением говорит Владимир Петровский. – Поднять уровень исполнительского мастерства – моя самая первая задача.

Со своими напевками

Владимир Марьянович рассказывает, как пытался обучить своих первых трёх учеников на настоящей колокольне в Улан-Уде. На третий день из администрации города приехали и попросили прекратить «безобразие»: «Город уже готов вас разнести…»

Поэтому в архангельской академии начинают с беззвучного верёвочного тренажёра: он похож на колокольную установку без колоколов и служит для отработки движений. Затем переходят на другой тренажёр, тоже верёвочный, но уже с подвесами, чтобы руки чувствовали вес бронзовых язычков. И только потом учеников подпускают к настоящей колокольной установке, специально установленной в академии. Обычно весь этот путь успевают пройти всего за двадцать занятий.

И нотную грамоту знать вовсе не обязательно. Нет, поначалу, много лет назад, Петровский пробовал обучать братию, начиная с азов – с нотной азбуки, но опыт показал, что нужно искать другие пути.

– И Господь сподобил делать это через напевки – так, как звонари передавали своё мастерство многие века, – рассказывает он. – Когда я по России поехал, оказалось, что в каждом регионе звонарские напевки свои. У кого‑то – «Лю-бишь Бога – к нам! К нам! Лю-бишь Бога – в храм! В храм!» У кого‑то – «Го-ли‑ка-ми при-ты‑ка-ли». Все эти напевки звонари сами себе придумывают. Главное – чтобы запоминалась хорошо.

В Архангельске звонят, пользуясь вместо нот речитативом из сказки Степана Писахова «Уйма в город на свадьбу пошла»: «По-чём тре-ска? По-чём тре-ска?» – «Три ко-пей-ки с по‑ло-ви-ной! Три ко-пей-ки с по‑ло-ви-ной» – «Врёшь! Врёшь! Пол‑то-ры! Врёшь! Врёшь! Пол‑то-ры!»

Это знаменитая наша звонарская напевка, и в сказке она неспроста, – говорит Владимир Петровский. – У Писахова этот разговор ведут как раз колокола храмов: Уемская колокольня спрашивает Никольский храм своими большими колоколами, а Никольский отвечает средними. Маленькие колокола Троицкого собора знают настоящую цену и говорят: «Врёшь».

Получается, что уже на «тихих» этапах обучения играют полноценные музыкальные композиции, только беззвучно, не считая того, что ученику приходится петь себе под нос эти особенные речитативы, чтобы не сбиться с ритма.

Вальс для Богородицы

Самому старшему из сегодняшних учеников Петровского 83 года, самым младшим – по 11–12 лет. Владимир Марьянович считает, что научиться играть на колоколах можно и гораздо раньше – уже лет с шести.

Его внучка София, которой семь, уверенно исполняет по просьбе дедушки Богородичный звон на «живой» колокольной установке. Интересно, что дед уверяет: специально её не учил, слушала, смотрела – и усвоила.

Сегодня у тренажёров Петровского предусмотрены даже специальные подставки для тех, кто пока ростом мал, так что дети играют на колоколах вровень со взрослыми – во всех смыслах.

А ещё, по словам Петровского, сегодня немало женщин, которые хотят научиться звонить. Кстати, на фестивалях их обычно представляют публике в мужском роде – «звонарями», боясь ошибиться, трансформируя слово в феминизм, хотя Владимир Марьянович уверяет, что по традиции правильнее – «звонАрица» или «звонарИца».

Я спрашиваю, что оказывается самым сложным для сегодняшних учеников, многие из которых приходят, не имея никакого опыта звонов. Владимир Марьянович отвечает, что самое трудное – это постановка правой руки и общая координация движений, ведь во время исполнения задействованы не только руки, но и ноги, как на фортепьяно, о чём многие, видевшие колокольню только снизу, даже не догадываются.

Записаны у Владимира Марьяновича и видеоуроки для дистанционного обучения, но сам он считает, что это – крайняя мера.

– Мастерство колокольного звона, его особое чувство можно передать только из рук в руки, из уст в уста, – повторяет мастер, – именно поэтому я сторонник традиционного опыта и не собираю учеников в группы – преподаю только один на один.

Из-за этого Владимир Петровский не признаёт и так называемых «электронных звонарей» – медиаустановки, которые ставят в иных храмах ввиду дефицита в стране мастеров колокольного звона.

В планах у Владимира Петровского оборудовать в одной из студий ещё одно место – для занятий с людьми, имеющими трудности с передвижением.

– Мои проекты для людей с ограниченными возможностями уже работают в Перми и Самаре, а вот в Архангельске такого до сих пор нет. А ведь когда‑то мы с друзьями-музыкантами это делали: провели несколько занятий с разными музыкальными инструментами для детей и взрослых в Архангельском городском культурном центре, и они замечательно удались, – рассказывает Владимир Марьянович.

Я спрашиваю: вот выучится человек, а где ему потом звонить, если он не готовит себя для церкви?

– Сегодня существуют переносные звонницы. А кроме того, всегда есть возможность прийти сюда, в академию, и позвонить на тренажёрах или подняться ко мне на колокольню Успенского храма. Я звоню на Успенке каждое воскресенье с 12 до 12.30, как я говорю: «чищу город», потому что колокольный звон убивает всё нехорошее, всё болезнетворное, он особенным образом целителен, – отвечает Петровский.

Кстати, одна из музыкальных программ Владимира Петровского, которую он хочет в ближайшее время возобновить, так и называется – «Колоколотерапия».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА Фото автора