16.09.2018 12:21

В Архангельском музее ИЗО открылась выставка «Город Солнца»

На открытии солистки Поморской филармонии порадовали посетителей песнями главного композитора тех лет Исаака Дунаевского
Вероника Яничек
"Суд над прогульщиком" Шнейдер, 1931 г.
представитель "РОСИЗО" Елена Семенова

Она посвящена советской живописи 1930-х годов, около 40 экспонатов – из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», структуры министерства культуры России.

Выставка передвижная и уже побывала в других городах, но, как сказала представитель центра Елена Семенова, выставку обновляют, прежде чем двигать дальше.

Ее экспонаты – из мегавернисажа 1939 года «Индустрия социализма», однако, так и не состоявшегося.

Всего в той, несостоявшейся выставке, участвовали 800 художников и скульпторов со всего Советского Союза, правда, архангельских там не было. Они создали более полутора тысяч произведений, которые потом долгое время лежали в запасниках дирекции художественных фондов, некоторые были разобраны музейщиками в свои региональные музеи и картинные галереи.

Потом на смену дирекции художественных фондов пришла организация «РОСИЗО», куда и вошло это наследие. И в 90-е годы началась его бурная экспозиционно-выставочная жизнь.  

Утопический «Город Солнца» представлен красочными историями о некой счастливой стране под названием СССР – с ее изобилием, красивыми и смелыми людьми, трудовыми подвигами, пионерскими парадами, атлетом со звездой и портретом мудрого вождя с добрым взглядом.

Автор портрета вождя – знаменитый и обласканный властью орденоносец Александр Герасимов, ученик Серова и Коровина, имевший «доступ к телу Самого», но потом в своих воспоминаниях «Записки художника» ни словом о том не упомянувший.

Правда, есть один маленький диссонанс на выставке – картина «Суд над прогульщиком» Шнейдера, так ведь - «если кто-то кое-где у нас порой». Он тут один такой недотепа, к тому же все давно осознал – товарищи подсказали.

Тогдашние художники, конечно, показывали жизнь не такой, какой она была на самом деле, а такой, какая она должна быть или будет, по их представлениям, - считает искусствовед Зоя Кулешова.

- Этот период жизни нашей страны – 1930-е годы – поистине уникальный, - говорит Зоя Дмитриевна. – Недолгая установка на сказку в искусстве – «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – после Великой Отечественной войны сошла на нет. И люди послевоенного поколения, которыми мы все сейчас являемся, его не помнят и не знают. И художники после войны смотрели уже другими глазами, почти не возвращаясь к подобным сюжетам…

У архангелогородцев есть возможность как на машине времени окунуться в атмосферу того парадоксального десятилетия, тоталитарного искусства, где декларируется забота о людях, но нет места отдельному человеку.

Выставка «Город Солнца» продолжает тему прошлогодней живописной выставки в музее ИЗО, посвященной столетию революции.

На открытии областной министр Вероника Яничек упомянула утописта Кампанеллу и его представление об идеальном мироустройстве в труде «Город Солнца», где главной ценностью его жителей считалась социальная справедливость, равенство, свобода, и пожелала зрителям наслаждаться «романтическим оптимизмом», что излучают представленные на выставке работы.

Еще на открытии солистки Поморской филармонии порадовали посетителей песнями главного композитора тех лет Исаака Дунаевского (композитора и впрямь замечательного). Разве только не хватало демонстрации киносказок тридцатых годов – «Цирк», «Волга-Волга», «Трактористы», «Богатая невеста», «Свинарка и пастух».

Относиться к выставке соцреалистической живописи «Город Солнца», как и к той эпохе, можно по-разному, но сходить на нее стоит. Она продлится до начала ноября, а по выходным в 14 и 16 часов горожан ждут на экскурсии.

Выставка в Архангельске состоялась при поддержке областного министерства культуры и далее ее путь лежит в Северодвинск.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фото автора