В Архангельском музее ИЗО открылась выставка «Город Солнца»

16 сентября 2018 12:21 Фоторепортаж
На открытии солистки Поморской филармонии порадовали посетителей песнями главного композитора тех лет Исаака Дунаевского
На открытии солистки Поморской филармонии порадовали посетителей песнями главного композитора тех лет Исаака Дунаевского

Она посвящена советской живописи 1930-х годов, около 40 экспонатов – из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», структуры министерства культуры России.

Выставка передвижная и уже побывала в других городах, но, как сказала представитель центра Елена Семенова, выставку обновляют, прежде чем двигать дальше.

Ее экспонаты – из мегавернисажа 1939 года «Индустрия социализма», однако, так и не состоявшегося.

Всего в той, несостоявшейся выставке, участвовали 800 художников и скульпторов со всего Советского Союза, правда, архангельских там не было. Они создали более полутора тысяч произведений, которые потом долгое время лежали в запасниках дирекции художественных фондов, некоторые были разобраны музейщиками в свои региональные музеи и картинные галереи.

Потом на смену дирекции художественных фондов пришла организация «РОСИЗО», куда и вошло это наследие. И в 90-е годы началась его бурная экспозиционно-выставочная жизнь.  

Утопический «Город Солнца» представлен красочными историями о некой счастливой стране под названием СССР – с ее изобилием, красивыми и смелыми людьми, трудовыми подвигами, пионерскими парадами, атлетом со звездой и портретом мудрого вождя с добрым взглядом.

Автор портрета вождя – знаменитый и обласканный властью орденоносец Александр Герасимов, ученик Серова и Коровина, имевший «доступ к телу Самого», но потом в своих воспоминаниях «Записки художника» ни словом о том не упомянувший.

Правда, есть один маленький диссонанс на выставке – картина «Суд над прогульщиком» Шнейдера, так ведь – «если кто-то кое-где у нас порой». Он тут один такой недотепа, к тому же все давно осознал – товарищи подсказали.

Тогдашние художники, конечно, показывали жизнь не такой, какой она была на самом деле, а такой, какая она должна быть или будет, по их представлениям, – считает искусствовед Зоя Кулешова.

— Этот период жизни нашей страны – 1930-е годы – поистине уникальный, – говорит Зоя Дмитриевна. – Недолгая установка на сказку в искусстве – «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – после Великой Отечественной войны сошла на нет. И люди послевоенного поколения, которыми мы все сейчас являемся, его не помнят и не знают. И художники после войны смотрели уже другими глазами, почти не возвращаясь к подобным сюжетам…

У архангелогородцев есть возможность как на машине времени окунуться в атмосферу того парадоксального десятилетия, тоталитарного искусства, где декларируется забота о людях, но нет места отдельному человеку.

Выставка «Город Солнца» продолжает тему прошлогодней живописной выставки в музее ИЗО, посвященной столетию революции.

На открытии областной министр Вероника Яничек упомянула утописта Кампанеллу и его представление об идеальном мироустройстве в труде «Город Солнца», где главной ценностью его жителей считалась социальная справедливость, равенство, свобода, и пожелала зрителям наслаждаться «романтическим оптимизмом», что излучают представленные на выставке работы.

Еще на открытии солистки Поморской филармонии порадовали посетителей песнями главного композитора тех лет Исаака Дунаевского (композитора и впрямь замечательного). Разве только не хватало демонстрации киносказок тридцатых годов – «Цирк», «Волга-Волга», «Трактористы», «Богатая невеста», «Свинарка и пастух».

Относиться к выставке соцреалистической живописи «Город Солнца», как и к той эпохе, можно по-разному, но сходить на нее стоит. Она продлится до начала ноября, а по выходным в 14 и 16 часов горожан ждут на экскурсии.

Выставка в Архангельске состоялась при поддержке областного министерства культуры и далее ее путь лежит в Северодвинск.

Елена ИРХА, фото автора

Культура

18 февраля

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов

4 февраля

В Доб­ролю­бов­ке откры­лась выставка «Кар­на­вал утон­ченных душ»

4 февраля

О людях, кото­рые оста­нут­ся навсегда

4 февраля

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

3 февраля

Архан­гель­ский искусство­вед: «Все искусство ког­да-то было сов­рем­ен­ным»

1 февраля

Выстав­оч­ный про­ект биб­ли­оте­ка­рей из Архан­гель­ской области путе­шес­тву­ет по всему севе­ро-запа­ду России

1 февраля

В Выстав­оч­ном зале Архан­гель­ского отделе­ния Союза худож­ни­ков – выставка «Север»

Похожие материалы

18 февраля Культура

Архан­гело­гор­од­цам пред­лага­ют поучаст­во­вать в соз­да­нии музея Якова Лей­цинге­ра

18 февраля Культура

«Тай­бола» про­руби­ла окно из Европы в Китай

18 февраля Культура

Музей «Малые Коре­лы» про­во­дит кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

12 февраля Культура

В Архан­гель­ске откры­ва­ет­ся выставка «Север­ные этю­ды. Акварель»

11 февраля Культура

«Дер­жись, Вельск, Яренск идёт!»

8 февраля Культура

Фотог­ра­фии Вер­коль­ского монас­тыря уви­дят посети­тели выставки в Петер­бурге

7 февраля Культура

В Архан­гель­ском теат­ре драмы снова ста­вят «Живые течения»

5 февраля Культура

В Архан­гель­ске постро­ят двад­цати­мет­ро­вую парус­но-мот­ор­ную шхуну

5 февраля Культура

Весна в Архан­гель­ске нач­нётся с выступле­ния гру­зин­ских артистов

4 февраля Культура

В Доб­ролю­бов­ке откры­лась выставка «Кар­на­вал утон­ченных душ»

4 февраля Культура

О людях, кото­рые оста­нут­ся навсегда

4 февраля Из жизни

Эмиг­ра­ция на две с полови­ной октавы

3 февраля Культура

Архан­гель­ский искусство­вед: «Все искусство ког­да-то было сов­рем­ен­ным»