Она посвящена советской живописи 1930-х годов, около 40 экспонатов – из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», структуры министерства культуры России.
Выставка передвижная и уже побывала в других городах, но, как сказала представитель центра Елена Семенова, выставку обновляют, прежде чем двигать дальше.
Ее экспонаты – из мегавернисажа 1939 года «Индустрия социализма», однако, так и не состоявшегося.
Всего в той, несостоявшейся выставке, участвовали 800 художников и скульпторов со всего Советского Союза, правда, архангельских там не было. Они создали более полутора тысяч произведений, которые потом долгое время лежали в запасниках дирекции художественных фондов, некоторые были разобраны музейщиками в свои региональные музеи и картинные галереи.
Потом на смену дирекции художественных фондов пришла организация «РОСИЗО», куда и вошло это наследие. И в 90-е годы началась его бурная экспозиционно-выставочная жизнь.
Утопический «Город Солнца» представлен красочными историями о некой счастливой стране под названием СССР – с ее изобилием, красивыми и смелыми людьми, трудовыми подвигами, пионерскими парадами, атлетом со звездой и портретом мудрого вождя с добрым взглядом.
Автор портрета вождя – знаменитый и обласканный властью орденоносец Александр Герасимов, ученик Серова и Коровина, имевший «доступ к телу Самого», но потом в своих воспоминаниях «Записки художника» ни словом о том не упомянувший.
Правда, есть один маленький диссонанс на выставке – картина «Суд над прогульщиком» Шнейдера, так ведь - «если кто-то кое-где у нас порой». Он тут один такой недотепа, к тому же все давно осознал – товарищи подсказали.
Тогдашние художники, конечно, показывали жизнь не такой, какой она была на самом деле, а такой, какая она должна быть или будет, по их представлениям, - считает искусствовед Зоя Кулешова.
- Этот период жизни нашей страны – 1930-е годы – поистине уникальный, - говорит Зоя Дмитриевна. – Недолгая установка на сказку в искусстве – «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – после Великой Отечественной войны сошла на нет. И люди послевоенного поколения, которыми мы все сейчас являемся, его не помнят и не знают. И художники после войны смотрели уже другими глазами, почти не возвращаясь к подобным сюжетам…
У архангелогородцев есть возможность как на машине времени окунуться в атмосферу того парадоксального десятилетия, тоталитарного искусства, где декларируется забота о людях, но нет места отдельному человеку.
Выставка «Город Солнца» продолжает тему прошлогодней живописной выставки в музее ИЗО, посвященной столетию революции.
На открытии областной министр Вероника Яничек упомянула утописта Кампанеллу и его представление об идеальном мироустройстве в труде «Город Солнца», где главной ценностью его жителей считалась социальная справедливость, равенство, свобода, и пожелала зрителям наслаждаться «романтическим оптимизмом», что излучают представленные на выставке работы.
Еще на открытии солистки Поморской филармонии порадовали посетителей песнями главного композитора тех лет Исаака Дунаевского (композитора и впрямь замечательного). Разве только не хватало демонстрации киносказок тридцатых годов – «Цирк», «Волга-Волга», «Трактористы», «Богатая невеста», «Свинарка и пастух».
Относиться к выставке соцреалистической живописи «Город Солнца», как и к той эпохе, можно по-разному, но сходить на нее стоит. Она продлится до начала ноября, а по выходным в 14 и 16 часов горожан ждут на экскурсии.
Выставка в Архангельске состоялась при поддержке областного министерства культуры и далее ее путь лежит в Северодвинск.