02.01.2020 15:26

Золотой оттиск

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

В Архангельском музее ИЗО открылась выставка «Золотой оттиск. Дюрер. Рембрандт. Кранах Старший». 

На ней представлены 55 листов графики великих мастеров прошлого из Калининградского музея изобразительных искусств.

Почему «оттиск»? Потому что это факсимильная копия с оригинальных офортов. До изобретения фотографии этот трудоемкий процесс практически повторял всю работу по созданию исходного листа, то есть оригинальное изображение повторялось в точности, со всеми подробностями. Бывали случаи, когда оригинал произведения утрачивался, а факсимиле оставалось, и теперь по нему изучается наследие старых мастеров.

Мастера эпохи Возрождения - Дюрер, Рембрандт и Кранах Старший, чьи гравюры представлены на архангельской выставке, творили в XVI-XVII веках, а факсимильные листы созданы в начале XX века. Но это не значит, что выставка вторична по отношению к оригиналам. Искусствоведы считают, что, повторив все стадии создания оригинала, высококачественные факсимиле сами стали произведением искусства.

- Например, Рембрандт часто вначале создавал гравюру, печатал офорт, а уже потом на этой основе, этой теме создавал живописное полотно, - говорит искусствовед Зоя Кулешова. – Думаю, что с таким знаковымпроизведением Рембрандта как «Возвращение блудного сына» так и произошло.

На выставке можно увидеть «золотой оттиск» гравюры Рембрандта «Возвращение блудного сына», а насколько она отличается от знаменитого живописного полотна и как работала мысль и рука великого голландца, архангельскому зрителю можно проследить самому.

Для любопытствующих на выставке представлен офортный станок из организации Архангельского отделения Союза художников. Как на нем можно было тиражировать произведения, расскажут на экскурсии. Дело это нисколько не забытое, потому что и в наше время художники занимаются офортом. И никакой принтер с этим особым видом искусства не сравнится.

Как работает офортный станок, который находится в добром здравии и готов к работе, во время работы выставки, возможно, не только расскажет, но и покажет известный архангельский художник-график Евгений Зимирев, который присутствовал на открытии выставки.

А сам Евгений Николаевич считает для себя и для всех зрителей эту выставку подарком:

- Выставка качественная, интересная, - говорит художник. - На ней показаны очень впечатляющие работы. У Рембрандта я графику люблю даже больше, чем живопись. Мне кажется, его графика передает отношение мастера к миру – теплое, доброжелательное. Рембрандта, если хотите знать, я считаю своим учителем...

В Калининградский музей факсимиле западноевропейских мастеров попали в 1994 году - их подарила музею вдова немецкого скульптора Германа Брахерта. Но на выставке представлена лишь небольшая часть подарка.

Выставка будет работать до 1 марта.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА