08.12.2017 09:40

В Архангельске прошел концерт британского музыканта Эндрю Кинга

На выставке «Архангельская область: трудовая биография» (Гостиные дворы)

Концерты в Северном морском музее – уже добрая традиция, но выступление британского фольклориста, ставшее эпическим путешествием и погружением в песенную традицию Великобритании, было единственным в своём роде. 

В России Кинг бывал, но в Архангельске выступил впервые. За пару дней он успел посетить не только Морской, но и краеведческий музей. Так, в Гостиных дворах он подолгу задерживался в залах, посвящённых Первой мировой войне, на фронтах которой воевал его дед, и посетил выставку «Архангельская область: трудовая биография».

Этот культовый реставратор народного песенного наследия Британии посвятил себя в музыке изучению так называемых восковых валиков – старейших аудионосителей, которые были в ходу во времена использования фонографа – первого прибора для записи и воспроизведения звука, изобретённого Томасом Эдисоном в 1877 году.

Организатором концерта выступило московское творческое объединение Mist Crossing Division при поддержке проекта «Музыка в Морском» и флагмана архангельского неофолка –группы Moon Far Away, известной далеко за пределами России, частой гостьи международных фестивалей готической музыки. Именно этот коллектив и открывал концерт: члены MFA прошли в центр музейного зала, ставшего площадкой для выступления, звеня бубенцами, а один из команды остался на входе – чтобы периодически звонить в корабельные колокола.

Короткий, но состоящий из любимых песен MFA сет сделал своё дело – настроил гостей Морского – а это была не только молодёжь, но и пожилые люди, – на магическую волну и вдумчивое слушание. Особенно гипнотически в музейном полумраке, который ненавязчиво расцвечивали красные и зелёные корабельные фонари, и символично – 1 декабря, как‑никак! – прозвучал пушкинский «Зимний вечер», положенный на колдовскую музыку.

Эндрю Кинг поблагодарил архангельскую группу за приглашение в Архангельск, а Северный морской музей за честь выступать в его стенах. Он также извинился перед зрителями за языковой барьер, который их разделяет, но выразил надежду, что будет понят: всё‑таки народная музыка – об универсальных вещах.

– Я прошу прощения за то, что буду обращаться к вам на английском, но, думаю, что жителям города Архангельска песни о моряках, об их тяжёлой судьбе – разлуке с любимыми, страхом внезапной гибели – будут понятны даже без знания языка.

Надо сказать, что программу концерта Эндрю Кинг подготовил специально для Морского музея. Не случайно во втором отделении он исполнял как раз-таки британские морские баллады XIX века. А внешность у певца соответствующая романтической тематике – прямо‑таки бетховеновская грива кудрявых волос с байроническими седыми висками, при том что сам он отдалённо напоминает известного английского писателя и киноактёра Стивена Фрая. А голос у него – чистый и сильный, как у настоящего менестреля, – не нуждался ни в усилителях, ни в аккомпанементе.

Всё второе отделение, исполняя песни моряков а капелла, Эндрю Кинг провёл внутри судового корпуса – похожего на китовый скелет. Часть песен была из альбома Thalassocracy, название которого имеет древнегреческие корни и означает термин «господство на море». Подавляющее большинство этих песен было обращено к той единственной, что осталась ждать на берегу. В одной из баллад даже имя прозвучало – Нэнси.

Третье отделение, в котором на сцену с колёсной лирой (иначе – харди-гарди) вернулся лидер Moon Far Away Алексей Шептунов, фольклорист решил посвятить так называемым балладам об убийствах и песням Первой мировой войны. Эндрю рассказал, что уже почти десять лет как он работает над альбомом «Великая война», и что он надеется закончить его в следующем году. В одной из песен казалось, будто Кингу вторят голоса тысяч павших британских солдат, разбуженные его голосом.

В итоге все надежды Эндрю Кинга на понимание полностью оправдались. Казалось бы, какая ещё старушка Англия? Но северяне были ею абсолютно околдованы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото Артёма Келарева и Алексея Шептунова