17.10.2018 09:14

О кораблях-драконах, поморских жонках и горловом пении

Тарье Бё
Драккар – точная копия корабля викингов

В Архангельске завершился IX российско-норвежский культурный форум

Когда‑то очень давно, больше тысячи лет назад, корабль викингов отправился с Лофотенских островов на Север. Пройдя вдоль Баренцева и Белого моря, он зашёл в устье большой реки, которую викинги называли Вина. Капитан драккара Оттар из Холугаланда оставил воспоминания об этом путешествии. Нынешние норвежцы уверены, что Оттар высадился как раз в том месте, где сейчас находится Архангельск.

Может, конечно, не все норвежцы, но директор музея Севера с Лофотенских островов Тарье Бё – уж точно. Мечта всей его жизни – повторить знаменитое плавание вождя викингов Оттара из Холугаланда.

Об этом он и рассказывал на IX российско-норвежском культурном форуме «Местные истории: переосмысление традиций и современная интерпретация», который проходил в конце недели в Архангельске. Истории рассказывали и переосмысляли норвежцы, русские, саамы, поморы и ненцы из северной Норвегии, Мурманской и Архангельской областей, НАО, Республики Карелии и Коми.

Раз в тысячу лет

В музее Севера на Лофотенах уже построены два драккара – точные копии кораблей викингов. Тарье Бё – капитан одного из этих судов. По Архангельску он ходил в умопомрачительных одеждах, которые последний раз здесь видели как раз тысячу лет назад. И он хочет со всей своей командой прийти в Архангельск в следующем году.

– Мы с ним обсуждали эту возможность. Но очень хочется, чтобы это было не просто парадное мероприятие, – рассказывает Андрей Шалёв, почётный консул Норвегии в Архангельске, – чтобы эта экспедиция послужила началом масштабной деятельности по изучению истории. Тарье здесь познакомился с множеством людей, которые заинтересовались его проектом. С капитаном, который готов обеспечить проводку этого судна, с музейщиками, которые готовы обеспечивать научную часть этой экспедиции. Скорее всего, привлечём университет Тромсё, где есть кафедра археологии, и наш САФУ.

Предлагались разные даты – День города, День ВМФ, Соловецкая регата.

– Мне больше всего нравится вариант с фестивалем «Тайбола». Ребятам тоже эта идея очень понравилась. А ещё хорошо бы привязать это к Поморскому фестивалю в Вардё в конце июля. Потому что если уж викинги ходили в Белое море, то Вардё они точно не пропускали, – отмечает Андрей Александрович.

Наши победили

Ещё одна тема форума – музыка как средство национальной идентификации. С национальными идеями лихо разобрались «Кеврольские жонки» из Пинежского района, коллектив саамского центра «Вардобайки» из норвежской провинции Нурлан и ненецкий самодеятельный театр «Илебц».

Все вместе они показали спектакль – старинный пинежский обряд «Борода», который связан с окончанием жатвы. Тому, кто никогда не жал, жонки объяснили, что бородой называется последний сноп жита. А ещё клок сена, который привязывают к длинной жерди – считается, что это что‑то типа оберега. Для совсем непонятливых они спели «Эх, рожь густа, немолотиста. Ничего, что я толста – поворотиста» и «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Саамы и ненцы были «гостями», которые «приехали закупить крупы и муки». Они поняли всё без перевода, моментально включились – к поморским протяжным песням, частушкам и хороводам очень удачно добавилось саамское горловое пение и ненецкие забавы «Илебца» с перетягиванием палки.

– Ну, всё понятно, – переговаривались зрители. – У нас канат тягают, а тут палочку, которой оленей погоняют.

«Кеврольские жонки» поблагодарили всех, а особенно леса, луга, поля, реки, моря и потомков, которые непременно скажут: «Как хорошо жить на свете‑то!» Сводный поморско-саамско-ненецкий хор исполнил горловую песню с очень понятными словами «Хэй-лё-лё-лё». И подпевал им весь зал – артисты, музейщики, музыканты, дирижёры и художественные руководители, министры культуры, советники и председатели комитетов, учёные секретари, организаторы международных фестивалей, ведущие специалисты, коммерческие директора и продюсеры, музыковеды и телевизионные деятели искусств, хореографы и библиотекари.

Это как на футболе – «Оле-оле-оле-оле». А победили все.

Леонид Житов, начальник отдела по культуре и туризму Пинежского района
– Мы были знакомы со всеми только заочно – общались по интернету. А первый спектакль был в Кевроле, с саамами. Три часа репетировали, народу очень понравилось. На следующий день поехали в Карпогоры. Тоже репетировали, но ещё экскурсию провели и научили делать амулет из бересты. А они накупили наших рукавичек – такие счастливые были. А ненцев мы увидели только сегодня утром, полдня работали, чтобы их добавить. Жонки‑то боялись, как это – пинежский обряд, в котором участвуют саамы и ненцы? Успокоились, составили сценарий, и всё получилось. Мы же рассказываем о природе, одна из песен – благодарение земле. А землю в любой культуре благодарят.
Екатерина Амундсен, руководитель коллектива саамского центра „Vardobaiki”
– То, что вы сегодня видели, в Кевроле было совсем другим. Потом в Карпогорах мы немножко изменили спектакль. Сегодня встретились с артистами из Нарьян-Мара и ещё немножко изменили. Это и есть процесс работы. «Кеврольские жонки» проявляли инициативу и помогали очень здорово. Чем хороша культура и музыка – не всегда надо использовать язык. Это было очень экзотично. И в то же время обстановка – домашняя.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина ЖУРАВЛЁВА. Фото автора, Андрея Шалёва и из личных архивов героев публикации.