22.11.2015 13:14

Котласский хор «Верность»: в высокопрофессиональной самодеятельности есть своя уникальность

Фото Алексея Шехонина

Ветераны Народного самодеятельного коллектива – Академического хора «Верность» из Котласа в большинстве своем не знают нот. Но поют даже на профессиональной сцене. Приглашают!

Ведь это редкий случай, когда любительское пение особой пробы. Исполняется на пять партий.

Каждый понедельник и четверг, когда на часах – 14.00, в малом зале Котласского дворца культуры многоголосый хор начинает двух-трехчасовые репетиции. Сегодня 44 артиста из 50 – три ряда певцов. Верхний – одни мужчины.

«Нам шесть конфет на двоих», - за минуту до начала просит коллег передать кто-то из теноров. Но уверенный голос руководителя Натальи Григорьевой командует: «Здравствуйте! Встали все… - минуту она ждет полной тишины. - У нас сегодня гости. Ведите себя, «дети», соответственно. Мужчины, я ясно сказала?»

Не дожидаясь ответа, дирижер начинает репетицию с распевок и скороговорок. «Ю-ви-ю-ви-я…» - подхватывают ряды. «Не так громко. Коротко и высоко. Красиво - я-я-я».

Сели. Приняли певческую позу. Дирижер работает то с отдельными партиями, то сливает их в единый хор. Готовятся к ответственному концерту по случаю 25-летия коллектива. «Слово «тишина» раздуйте, пожалуйста», - просит Наталья Анатольевна. «Выше можешь! Укололи и ушли...»

Кто в этой большой певческой семье главный – ясно с первых минут репетиции. Она.

«Я вам задала тон, девушки!»

Наталья Григорьева – профессиональный дирижер, за плечами Ленинградский университет, обучение в студии хоровых дирижеров в Польше и 55 успешных творческих лет. Заслуженный работник культуры. В Котласе человек известный и уважаемый. Дочь заслуженного артиста РСФСР Анатолия Глотко. Ей уже близко к 80-ти.

- Мужа у меня нет уже двадцать лет. И знаете, когда это со школы – это много! Когда человек открывает рот и знаешь, что скажет... Сейчас ни мамы, ни папы, ни мужа. Единственная сестра и та умерла два года назад. В Петербурге. Есть только ее сын, мой племянник. Поэтому в Котласе живу одной работой. Только когда прихожу с работы – чувствую усталость. Пока работаю – я не устаю, - говорит Наталья Григорьева.

Она человек строгий. Не допускает посторонних дел и разговоров во время репетиции. Хотя прекрасно понимает, что для ее ветеранов репетиция часто – единственное место для общения. Летом артисты разъезжались на дачи, давно не виделись.

- Но не могу, когда разговаривают на репетиции… К этому все привыкли, - продолжает дирижер.

Вышколить, выстроить 50 человек, среди которых немало бывших руководителей, превратив самодеятельность в академический хор – это ее заслуга. Она с ними 18 лет из 25.

- Я разыскивала в хор только мужчин, потому что вначале были одни женщины, 25 человек, - рассказывает Григорьева.

Зародился коллектив в конце 80-х, когда первые активисты ветеранского движения во главе с Дмитрием Петровичем Шубиным собирались за чашкой чая. Естественно, песни пели. Правда застольные – «Шумел камыш» и прочее. Мама Натальи Анатольевны – Евстолия Глотко председательствовала в клубе «Ветеран».

- И однажды она уговорила меня позаниматься хором. Но каждый раз приходили новые люди. Как им скажешь – почему вы не были вчера? Вначале пели очень пожилые люди. Потом появился костяк, трое мужчин. Это очень мало. И если я слышала, что где-то есть поющие мужчины – искала повод пригласить. К одному нашему солисту прям пришла домой. Знакомая сказала: «Слушай, у нас наверху мужчина целый день поет!» За ним потянулись другие. А в последние годы мужчин стало двенадцать, у меня теперь есть выбор – новеньких могу и не поставить на сцену.

- Как вы вытягиваете любительский уровень пения на профессиональный? Как им это достается?

- Ой, им достается здорово! Когда мне что-то не нравится, прошу прийти, например, к двум часам одним мужчинам. А женщины подходят ко второму часу. Когда поющих немного, я могу посадить или поставить их так, чтобы слушать каждого. Меня радует, что они понимают мою руку дирижера, распевания, динамические оттенки, все снятия по руке, и песни, которые учили давно, поют чисто.

Кто они?

Бывшие врачи, учителя, воспитатели, инженеры железнодорожного и речного транспорта, есть в хоре электрики и строители. Они любят петь, невзирая ни на возраст, ни на здоровье, ни на резкие высказывания строгого руководителя. Не всегда их одобряют близкие – увлечение отнимает много времени. Выступления – надо ехать на свои личные, пенсионные, отрываться в путь-дорогу.

- Хор мужской и женский, смешанный, и это хорошо, - говорит Валентина Шмакова. - Не то что собрались одни женщины и поют про свою судьбину. Мы поем разный репертуар. Классику – русскую и зарубежную. Нам не хватает в жизни песен, на которых мы выросли. То, что сейчас звучит, - не совсем наше, и мы к нему не пристанем. Нам хочется вернуть ретро-песни, которые были с нами, поддерживали в трудностях, радостях – везде, давали жизнь, энтузиазм, веру в хорошее и светлое. Сами вспоминаем себя в то время. И люди любят нас слушать по этой же причине.

Как говорят артисты, для них хор – это еще и музыкотерапия. Пение поддерживает физическую форму. Организм насыщается кислородом, и мозг все время в работе – думать надо, вспоминать слова. Дирижер «Ветерана» порой устраивает репетиционный экстрим – дает то, что давно не пели… И все начинают шуршать в своих «поминальниках».

Хор обновляется. Кто-то уходит, кто-то приходит. И его учат петь, как человека, которого бросают в воду и он сразу учится плавать. Раз в коллективе – значит, будь добр как все.

- 47 лет я руководила детским садом. Вышла на пенсию и не знаю, чем заняться. Представляете? - рассказывает Зоя Носарева. - А потом посетила хор один раз и думаю – интересно! Самое главное – это общение. Все дни рождения отмечаем, открытие и закрытие сезона, Новый год, 23 февраля и 8 марта. И всегда концерт! Все наряжаются – такими молодыми становятся! Юмористические номера показываем! И потом поездки – например, в Вологду. Есть артисты, которым по 80 лет, и они выдерживают. Автобус дали дореволюционный, старенький – нас в Вологде спрашивают: «Вы откуда?» Мы шутим – День Победы же!

Зоя Афанасьевна – одна из немногих, кто имеет музыкальное образование. И нотную грамоту знает, и даже иногда аккомпанирует.

Юрий Кудрявцев через 50 лет приехал на родину из Вологодской области и пришел в хор в начале декабря прошлого года. Всю жизнь выступал в самодеятельности, еще в школе пел под аккомпанемент известного в Котласе аккордеониста Анатолия Фетисова.

- Здесь мне понравилось, что коллектив высокопрофессионален. Пять партий – я нигде такого не видел. Творческий дух царит. Спортивный образ жизни веду и вот пою – карты и вино меня не интересуют. Жена умерла пять лет назад – вот еще беда, надо найти подругу на оставшийся период, - рассказывает о себе Кудрявцев.

Доброе отношение друг к другу. Вот что еще отличает всех 50 артистов.

Партии

Хор строго выстроен. У каждого здесь свое место. Одни ведут партии сопрано – первое и второе. Есть альты, теноры и баритоны. И все-таки, как же это под силу вытянуть непрофессиональным музыкантам?

- Тут человеческая суть проявляется – ты привыкаешь к той обстановке, в которой находишься. Ясно, что любители пения имеют развитый слух, память. Не просто так пришли и запели. Они всю жизнь где-то что-то пели. Опорные люди есть. И все тянутся к ним. Подсказываем, как сформировать звук, где его взять, каким образом поддержать, помогаем друг другу. Есть непрофессионалы с очень тонким слухом. Просто давно ходят в хор. Нам же 25. Навык нарабатывается, слух тренируется, дыхание, память, мышцы, - подсказывает Валентина Шмакова.

Наталья Григорьева много наблюдала за выстраиванием профессиональных хоров и подошла к гармонии «Ветрана» ответственно. Принцип учителей физкультуры – всех выстроить по росту – здесь не работает. Поэтому прослушивала внимательно каждого ветерана.

- С мужчинами легче – у них от природы поставленный голос, достаточно выучить песню, - замечает дирижер.

Надо видеть, как она слаженно работает с аккомпаниатором Сергеем Абрамовым, тоже заслуженным работником культуры. Ощущение, что она чувствует его движения спиной, а он понимает детали по мимолетным сигналам руки. Абрамов – хороший слухач, на слух может сыграть любую мелодию и играет на сцене все наизусть, без нот.

- О чем думают артисты, когда поют?

- Я – о том, что думали авторы музыки и текста, создавая песню. Самодеятельной интерпретации не приемлю. А как певцы? Иногда спрашиваю – да вы любили когда-нибудь? Мы же про любовь поем! Думаю, мое лицо очень выразительно в этом плане и все, что у меня на лице – очень хорошо воспринимается. Я жду ответные лица. Если засиделись долго, меняем песню – напоминаю: характер другой, личики сделайте относительно тексту!

У этого коллектива из Котласа немало творческих побед в хоровых конкурсах. Они даже в Польше покоряли зрителей. Ездили в Вологду, Коношу, в Архангельск не раз.

- Особенно было лестно, когда нас, любительский коллектив, пригласили на профессиональную сцену. У нас денег нет. «Вы поймите, мы не всех приглашаем», - говорят мне в телефон из Архангельска. Пошли искать деньги... - рассказывает дирижер.

Гран-при на последнем конкурсе «Поет душа ветерана» они получили за песню Локтева «Баллада о русских мальчишках». Там же стали лауреатами солисты хора, вокальный ансамбль «Верные друзья» (в составе хора четыре ансамбля). Песни-победители 14 ноября прозвучат в юбилейном концерте.

О чем сегодня мечтает дирижер? Чтобы хор научился смотреть в ноты и понимать их. Но возможно это будет уже совсем другой хор. В этой высокопрофессиональной самодеятельности есть своя прелесть, своя уникальность. Академия верности песни. И степень этой верности объясняет один пример. Десять часов ночью – в автобусе на пути из Вологды до Котласа – они пели свой репертуар и ни разу не повторялись! Другие бы спали, а эти… поют и поют. Один заводит, другой. Одно слово – «Верность».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена КРЮКОВА