14.03.2019 12:21

«Жизнерадостность сочинений Пушкина…»

Справа – Фёдор Абрамов, будущий писатель. Рядом – его двоюродный брат, тоже Фёдор. Справа – сестра Фёдора Абрамова (будущего писателя) Мария. Фото 1937 года.

«Потерянная» статья девятиклассника Фёдора Абрамова

В номере «Правды Севера» от 13 февраля сего года рассказана история литературного дебюта ученика Карпогорской средней школы Феди Абрамова. Его статью «Счастливая детвора» напечатали в карпогорской же районной газете «Лесной фронт» за 1 июля 1936 года. Продолжение последовало спустя восемь месяцев: следующий материал за его подписью появился в газете 10 февраля 1937 года.

В тот день по всей стране достигли кульминации «юбилейные» мероприятия, связанные со 100‑летней годовщиной гибели Александра Сергеевича Пушкина (разумеется, по новому стилю; по старому поэт умер 29 января, но в 1937 году внимание на этом не акцентировалось). К «юбилею» тщательно готовились несколько лет. Воистину, только в кривом зеркале тогдашней действительности одна из самых чёрных дат многовековой истории российской культуры могла предстать как грандиозное «торжество» всесоюзного размаха – не секрет, что некоего широкомасштабного народного «отвлечения» настоятельно требовала сама внутренняя обстановка в стране. К тому же было необходимо противопоставить что‑то весомое русскому зарубежью, в среде которого с 1925 года с днём рождения Пушкина было связано празднование Дня русской культуры.

Разумеется, пушкинская годовщина не могла обойти стороной и Карпогорскую среднюю школу. Стоит ли удивляться, что в подготовке «празднования» накануне своего 17‑летия активно участвовал Фёдор Абрамов? К тому времени он уже определённо считался лучшим и «по учёбе», и по «знанию творчества Пушкина» – так сказано в приказе директора школы Ивана Григорьевича Фофанова, определившего Абрамову на текущую четверть стипендию имени Пушкина, которую предоставил Карпогорский районный комитет профессионального союза учителей. Впоследствии стипендия неоднократно продлевалась – Фёдор продолжал получать её и в следующем учебном году, будучи уже в выпускном классе.

В День памяти Пушкина в газете «Лесной фронт» за подписью Фёдора Абрамова появилась статья «Великий русский поэт А. С. Пушкин в нашей школе».

По косвенным сведениям, об этом факте было известно, однако получилось так, что своевременно, при подготовке первой книги «Летописи жизни и творчества Федора Абрамова», вышедшей в 2015 году, данный номер газеты разыскать не удалось. Досадно, но по каким‑то причинам именно он отсутствует в подшивках «Лесного фронта», хранящихся в крупнейших газетных фондах страны, которые сформированы Российской национальной библиотекой (Санкт-Петербург) и Российской государственной библиотекой (Москва). Благодаря интересу к абрамовской теме архангельского журналиста Сергея Доморощенова выяснилось, что и в областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова, и в Государственном архиве Архангельской области его, увы, тоже нет. Попытки отыскать неуловимый газетный номер продолжались, но всякий раз оставались безрезультатными. Статья-«невидимка», вторая по времени публикация Фёдора Абрамова, фактически приблизилась к категории рукописей, существующих, как правило, в единственном экземпляре.

Спустя некоторое время номер всё‑таки оказался доступен – заслуга всецело принадлежит карпогорскому журналисту и краеведу Павлу Немирову (кстати, сыну абрамовского героя из наброска рассказа 1948 года про «второе раскулачивание»). Он целиком скопировал по нашей просьбе соответствующую полосу в архивном отделе администрации муниципального образования «Пинежский район», который, скорее всего, и является единственным местом государственного хранения уникального подлинника.

Материалы под общей шапкой «Сто лет со дня смерти А. С. Пушкина» полностью занимают третью полосу № 10 газеты «Лесной фронт» за 1937 год. Здесь напечатана большая статья «Жизнь и смерть А. С. Пушкина» московского литературоведа и критика Валерия Кирпотина (1898–1997), годом ранее выпустившего книгу под характерным названием «Наследие Пушкина и коммунизм», переизданную в 1938 году (впоследствии автор получил бóльшую известность как исследователь жизни и творчества Фёдора Достоевского). Конечно, специально для газеты «Лесной фронт» Кирпотин ничего не писал, скорее всего – даже не знал о её существовании: очевидно, это был один из обязательных к публикации текстов, разосланных по такому случаю из центра; он встречается и в других местных и иных газетах.

Вторая заметка – «За то, что он с нами, за то, что живой» – подписана учеником Николаем Фофановым. Вдохновлённый поэтическим посланием Пушкина к декабристам в Сибирь (1827 год), он завершил её следующими словами: «Мы любим его как самое светлое явление прошлого, дошедшего до нас, понятное и оценённое нами. Как радостно сознавать, что 100 лет тому назад было Пушкиным произнесено слово «товарищ». Мы любим Пушкина за то, что он с нами, за то, что он живой».

Наконец, третья статья – Фёдора Абрамова. Сегодня, спустя 82 года после первой публикации, в год 220‑летия со дня рождения великого поэта, мы снова имеем возможность её прочитать. Она написана ярко и образно, интересна наивным восприятием пушкинского наследия представителем первого поколения, которое получило полностью советское воспитание. Бесхитростно отражён в ней энтузиазм участников готовящегося в школе светлого праздника, безнадёжно утратившего свою изначальную трагическую суть.

Не менее любопытны подробности предстоящего памятного вечера, дополняющие и уточняющие воспоминания, записанные в 1980‑х годах со слов бывшей карпогорской учительницы Павлы Фёдоровны Фофановой, одноклассника Абрамова Александра Диомидовича Новикова и Ульяны Александровны Абрамовой (это жена брата Фёдора Абрамова, Василия), тоже учительницы. Все воспоминания приведены в первой книге абрамовской «Летописи».

Возможно, из скромности автор статьи умолчал о том, что обе заглавные роли – Гришки Отрепьева и Алеко – в предстоящих постановках будет играть он сам.

Как выглядел в то время Фёдор Абрамов, активный комсомолец и физкультурник? У нас есть возможность его увидеть – сохранилась фотография, сделанная в Карпогорах 10 августа 1937 года. Впервые она была опубликована в газете «Правда Севера» 29 февраля 1992 года, в день его 72‑летия, с атрибуцией его сестры Марии, записанной Людмилой Егоровой: «Тут я справа, а рядом моя подруга Мария Семёновна Семьина… (ошибка: её отец – Сергей Илларионович Пономарев; замужем за Владимиром Андреевичем Семьиным. – Г. М.). Тогда мы с ней как раз только что стали, если можно так сказать, вольными птицами. Не отпускали нас из колхоза, а я тогда в Емецкое педучилище собиралась ехать… Но всё‑таки дали нам справки, и получили мы паспорта. Фотографировались на радостях в Карпогорах. Федя в ту пору девятый класс уже окончил, должен был осенью в десятый пойти. Рядом с ним стоит двоюродный брат. Тоже Фёдор. Его мать да мой отец – брат и сестра. С нашим Федей он с одного года. В одной купели купаны и оба Федоры».

На лацкане пиджака Фёдора Абрамова – три значка (сверху вниз): «Ворошиловский стрелок», «Будь готов к труду и обороне» (образца 1934 года) и «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» (такой же – на лацкане пиджака его двоюродного брата). У Марии Абрамовой – нагрудный значок «Готов к санитарной обороне».

…А ещё в то время Федор писал стихи, – но о том, что из этого получилось, мы постараемся рассказать в дальнейшем.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Статья перепечатывается с разрешения Г. М. Абрамовой – наследницы и правопреемника Ф. А. Абрамова и его жены Л. В. Крутиковой-Абрамовой. Все особенности оригинала сохранены:

Великий русский поэт А. С. Пушкин в нашей школе

Наша школа уже много времени готовится к пушкинскому юбилею. Учащиеся с большим увлечением и чувством читают произведения великого поэта.

Большой популярностью среди учащихся 5‑х классов пользуются сказки, стихотворения. Много ребята знают наизусть, и при всяком случае из уст их льется сладостная мелодия стиха.

6–7 классы с особым вниманием читают раннюю поэму «Руслан и Людмила», а также стихотворения и прозаические произведения: «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Выстрел», «Пиковая дама» и др.

В 8–9 классах на передовую арену выступает центральное произведение поэта – роман «Евгений Онегин». По <н>ему ребята узнают воспитание и образование дворянской молодежи первой половины XIX в., их светскую, паразитическую жизнь, их неспособность к настоящей трудовой жизни.

Все читали произведения: «Братья-разбойники», «Медный всадник», «Полтава», «Цыганы», «Русалка».

Жизнерадостность сочинений Пушкина делает уроки незаметными и очень увлекательными. Точная и меткая обрисовка героев дает ребятам представить их фигуры, внешний вид и стремления. Пейзажные картины, связанные с действиями и переживаниями героев, в одно мгновенье уносят нас из классов средней школы к бушующему Тереку в горных ущельях, к серебристо-снежным высотам Казбека, в воинственные аулы черкесов…

Вот лежит и русский пленник. Ночь, тишина, тихими неслышными шагами подходит черкешенка. Черные, горящие глаза, длинная змеистая коса, белое легкое платье, гибкое тело нагибается над пленником, и кувшин с молоком подносится к его губам…

Вот битва… Русские истребляют свободные племена мирного народа, льется кровь кавказских сынов. Но вот тесной лавиной в тихую ночь, с распущенными черными косматыми бурками, с обнаженными шашками, как птицы несутся черкесы на взмыленных конях на русскую заставу. Сверкнули в темноте клинки, и пала русская дружина, не обнажив своих мечей.

Через несколько минут, подобно молнии, ты переносишься в Украину, в роскошный дворец Мазепы и владения Кочубея. И здесь всё те же меткие и точные образы.

Наконец, по тем же произведениям мы узнаем и личную жизнь А. С. Пушкина.

Большой интерес из творчества поэта представляют эпиграммы на царя Александра I.

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда.

Особенно хорошо литературу Пушкина знают учащиеся 9 класса. Нам, пожалуй, остались единицы произведений, которые бы мы не читали и не разбирались в них. Особый интерес приковывают к себе драмы: «Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», – связанные с историей.

Учащиеся очень любят литературу Пушкина. Наши певуны и певицы часто поют песни и декламируют стихотворения.

К 100‑летнему юбилею Пушкина мы выпускаем стенгазету, посвященную жизни и творчеству великого поэта. Наши юные художники Паша Завернин и Тима Кузнецов нарисовали портрет писателя, т. к. мы не имеем настоящего.

10‑го февраля 1937 года у нас будет проведен вечер учащихся средней школы. Сначала будет сделан небольшой доклад о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина, затем пойдет художественная часть.

Будут декламироваться отдельные стихотворения на тему дня, на сцене появятся отдельные отрывки из драмы «Борис Годунов», келья в Чудовом монастыре, на сцене – монах Пимен и Григорий. Вторая сцена – в Корчме на литовской границе, и третья – у фонтана.

Чернец Григорий, бежавший из монастыря, объявляет себя в Польше Дмитрием-царевичем, сыном Ивана Грозного, и, увлекаясь полячкой Мариной Мнишек, назначает ей свидание.

После на сцене появятся «Цыганы» – шатер, костер, разговор между Земфирой, Алеко и стариком.

В скором времени пойдут и «Братья-разбойники». Под тенью ночи у костра лежат усталые разбойники разных наций, но вот один из них встает и начинает рассказывать про свою жизнь.

После будет выступать хор.

Мы преследуем одну цель – как можно веселее и энергичнее провести вечер, посвященный великому народному поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вступительная заметка и републикация Геннадия МАРТЫНОВА (Санкт-Петербург)