17.08.2020 09:00

Гостиные дворы открываются для посетителей после пандемии

"Фёдор Абрамов: в поисках правды". Фото автора и Артёма Келарева
Спасательный круг с ледокольного парохода «Г. Седов»
Икона святого Александра Невского, заказанная к приезду Александра I
Ирина Иевлева рассказывает как Антонина Колотилова посвятила свою жизнь северной песне
Самое красивое здание в Архангельске – соляные склады. Осталось только отреставрировать

Одним из первых на экскурсию пришёл врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский

В общем, это удача и для журналистов – есть возможность, что называется, вспомнить всё. Ведь каких‑то выставок не видели, что‑то пропустили из‑за пандемии. А отправиться сейчас в музей – праздник какой‑то!

Конечно, сначала Александру Цыбульскому рассказали о Гостиных дворах – самом старом сооружении в Архангельске, оно было построено на мысе Пур-Наволок в 1668–1684 годах. В общем, отсюда начинался Архангельск для тех, кто в него прибывал в то время. В общем, он и сейчас должен начинаться так же. Иначе его не понять и никаким аршином не измерить. И для главы региона такое место пропустить просто никак нельзя. Он сказал, что собирался сюда ещё, когда только приехал, но помешала всё та же пандемия. И теперь ему предстояло пройти краткий и очень насыщенный «курс молодого бойца». Потому, что надо понимать, интересы какого края предстоит отстаивать.

«Лучшее, что присылала Ваша Великая страна»

Начали с Антонины Колотиловой. С выставки, которую тоже пока никто не видел. Называется она «Жизнь, отданная песне». Это в буквальном смысле слова – вся жизнь певицы, основателя и первого художественного руководителя Государственного Северного русского народного хора, действительно была отдана песне. А выставка посвящена 130‑летию со дня её рождения.

– Вы послушайте вот эту песню! – предлагает Александру Цыбульскому Ирина Иевлева, старший научный сотрудник Архангельского краеведческого музея, одна из авторов выставки. И включает запись. «Ах, не одна‑то во поле дороженька пролегала…» Песня поднимается под своды зала, окутывает его нежностью, страстью, чем‑то радостным и светлым. Очень русская песня!

А Ирина Евгеньевна рассказывает, что когда на грандиозном концерте в театре ВДНХ во время Московского фестиваля молодёжи и студентов в1957 году Северный хор спел «Дороженьку» на шесть голосов, делегаты фестиваля из ста государств встали и аплодировали стоя. Значит, русская северная песня была понятна и близка жителям всей планеты. Без преувеличения. Это ещё какая народная дипломатия!

Или вот история. Связана она с пластинкой, представленной на выставке. В 1961 году Северный хор выступал в Париже. Он дал 35 концертов очень требовательной парижской публике. Все они прошли с аншлагом. И в знак особой признательности артистам хора общество «Песни мира» выпустило пластинку с записью их песен. В письме к Антонине Яковлевне Колотиловой, приложенном к пластинке, Жан Руар, президент общества «Песни мира», назвал Северный хор «одним из наиболее выдающихся среди тех, которые присылались Вашей Великой страной».

Так что северная песня может представить родную страну великой и могущественной, если ей отдают всю жизнь без остатка, как это делала Антонина Яковлевна Колотилова.

Правителям было чем восхищаться

Выставка, посвящённая реликвиям Свято-Троицкого собора, занимает два зала. Храма уже нет, а память и уникальные реликвии сохранились. Заложен он был в 1709 году, а достроен и освящён  только в 1765. В 1928 году было принято решение о его сносе, а в 1929 году храм был разрушен.

Здесь тоже есть истории, которые могут стать поучительными для современного руководителя и политика.

На видном месте в экспозиции – икона святого Александра Невского. Она имеет непростую историю, как многие иконы, которые пережили забвение. Когда её обнаружили, трудно было понять, кто на ней изображён. За работу взялся архангельский мастер, художник-реставратор Владимир Шапошник. После длительной и кропотливой работы удалось установить, что написал её Стефан Кознов. Кстати, это он расписывал интерьер и иконостас Сретенской церкви в Заостровье.

А икона Александра Невского ему была заказана архангельским мещанским сословием в знак благодарности императору Александру I по случаю его приезда в Архангельск. Дело в том, что Александр Невский был небесным покровителем царя. А царь в 1819 году освободил архангельских купцов от подушных повинностей на 20 лет. По ходатайству генерал-губернатора Алексея Федотовича Клокачева. Вот такие налоговые каникулы получились. Купцы и возрадовались.

Александр I в Архангельск прибыл, храмом восхитился, потом написал: «Я всю Россию дважды объехал, а таких Царских врат нигде не видал». А мещанское сословие, благодаря налоговому облегчению, стало подниматься и заниматься развитием родного края. Кстати, на иконе был очень богатый оклад с драгоценными и полудрагоценными каменьями. Но он был снят во время разорения храма, говорят, что эти ценности пошли на закупку хлеба для голодающих Поволжья…

Представляя икону, Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории музея, обратил внимание, что символы власти находятся в стороне от князя. И объяснил, что Александра Невского канонизировали не за его известные победы над шведами и немцами, как считают многие, а за то, что он смиренно передал власть и ушёл в монастырь – редкий случай, когда на Руси после смены правителя не было смуты.

А эта реликвия, хранившаяся в Свято-Троицком соборе, связана с именем ещё одного правителя России – Петром Первым, который, как известно, три раза посещал Архангельск. Речь идёт о трёхметровом поклонном кресте, который он изготовил собственноручно. Случилось это во время второго приезда в Архангельск в мае 1694 года. Тогда же Пётр отправился на Соловки на яхте «Святой Пётр», попал в сильный шторм. Яхте удалось достичь берега возле Пертоминского монастыря. Здесь Пётр и поставил крест в ознаменование спасения его самого и всей команды. Потом крест находился в разных храмах, оказался в Свято-Троицком. Когда храм рушили в 1929 году, крест разобрали, он был отправлен в хранилище краеведческого музея. Его подлинность была доказана лишь в 1980 году, сейчас его можно увидеть в экспозиции выставки, посвящённой Свято-Троицкому собору. Он – ещё одно напоминание о том, какую важную роль император Пётр отводил Архангельску в морских делах и не только.

А Троицкий храм разрушали ещё и с целью использовать его кирпичи для строительства других строений в городе, в частности Дома связи. Но кладка оказалась очень крепкой, целых кирпичей осталось совсем мало. А белая крошка, в которую они превратились, пошла на укладку дорог в городе. Как и из других порушенных храмов.

А мы всё удивляемся – чего это у нас с дорогами неладно…

Кофе из самовара и носогрейки

– Вот поедете в Мезень, там вас нашим, местным кофе угостят, – пообещала Александру Витальевичу директор музея Наталья Шпанова. И рассказала об особом местном способе заваривания – когда кофе выпаривают в самоваре. И он напитку придаёт совсем другой вкус.

Да, поморский быт очень отличался от быта средней полосы. Близость Скандинавии, да и всего мира давали о себе знать. Ведь Архангельск – первый порт России. И кофе здесь пили ещё, когда в остальной части страны о нём даже не слышали.

И табак курили издавна – сюда его не Пётр завёз, а сами моряки, бывающие в разных странах. В музее большая коллекция разнообразных трубок – от голландских до турецких. Их называли носогрейками.

Встретилась на выставке и деревянная женская фигура, некогда украшавшая нос какого‑то неведомого корабля, но по тому, как она была отполирована волнами, можно понять, что видела она многое. И была похожа на русалку. И тут Игорь Гостев объяснил, что русалка русалке рознь. К примеру, чем речные русалки отличаются от морских? Оказывается, речные заманивают в омут молодых и неопытных парней. А морские, напротив, топят корабли, а моряков спасают. Иначе как же их спасёшь, если корабль не потопишь? Таким нехитрым способом морские красавицы искали себе «принцев». А деревянные изваяния должны были приводить их в заблуждение.

Морские легенды и поверья – тоже большая и важная часть истории, которая создавалась в рискованных условиях морских походов.

Привет из полосы вечных льдов

В зале, где представлена история знаменитых морских экспедиций, Александр Цыбульский вспомнил про идею установить на мысе Куйский памятный знак героям книги «Два капитана».

Сделать это в честь экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Св. Анна». Именно он стал прототипом капитана Александра Татаринова из романа Вениамина Каверина «Два капитана». А на мысе Куйский в 1915 году рыбаками была выловлена записка, как полагают исследователи, отправленная с борта «Св. Анны».

Признаться, было приятно, что это наше предложение восьмилетней давности неожиданно оказалось услышанным. Дело в том, что впервые этот факт стал известен из публикации в «Правде Севера» 15 сентября 2012 года. Она называлась «Как море доставило прощальный привет». Нам историю с запиской в бутылке рассказала Надежда Бородина, лектор Русского географического общества из Санкт-Петербурга, которая пришла в редакцию «Правды Севера». Исследуя материалы экспедиции, она открыла новые, ранее неизвестные факты, которые, по её словам, подтверждали, что 19 февраля 1913 года бутылка была брошена в полынью Ледовитого океана доктором экспедиции Ерминией Жданко.

А 31 октября 2012 года в «Правде Севера» появилась статья Александра Половникова «Прощальный привет» стоит увековечить». В ней предлагалось установить на вершине мыса Куйский обелиск или простейший памятный знак со словами из прощальной записки бутылочной почты: «Мой последний привет из полосы вечных льдов. Брусилов. 19 февраля 1913 года».

Но это может быть и знак, посвящённый героям известного и любимого многими романа Каверина, как предложил Александр Цыбульский. И это будет данью памяти всем экспедициям, которые уходили, рискуя жизнями, исследовать неведомые полярные земли. В том числе и из Архангельска…

Чистая правда Фёдора Абрамова

Выставку, посвящённую столетию Фёдора Абрамова, тоже видели немногие – только она открылась, как начались ограничения из‑за пандемии.

Сейчас появляется возможность это дело наверстать. Ведь выставка, которая называется «В поисках правды», сама по себе явление. Видно, что авторы выставки делали её с особым чувством, вкладывая многие смыслы – здесь и тексты в прямом смысле, и множество подтекстов, которые отданы «на откуп» посетителю – пусть и у него будет простор для осмысления такого явления, как Абрамов.

Выставка состоит из трёх залов – литературного, театрального и публицистического. Именно в последнем зале авторы выставки оставляют пришедших к Абрамову наедине с ним. А наедине с ним может быть не очень уютно – ведь свою правду он говорит и нам сейчас. Но готовы ли мы её слушать и слышать?

Выставка важна тем, что в ней есть главное – сам Фёдор Александрович, не только его слово, но и его чувства, сомнения, опасения. Например, писать ли письмо землякам, правильно ли поймут? И ведь потом многие не поняли – не только власть, но и коллеги-писатели, и сами земляки. Понимая и предчувствуя такую реакцию, Фёдор Александрович всё же письмо пишет. Потому, что он дал клятву писать правду.

Об этом цитаты из его писем, произведений, дневника. Кстати, их подбирал Теймураз Эсадзе, режиссёр, который снял фильмы «Две зимы и три лета» «#В поисках Абрамова», сейчас готовится к съёмкам фильма «Поездка в прошлое». Признаться, этот ряд цитат просто поражает. И сам их подбор, и то, как вызывающе отважно они звучали в своё время, и как точно соотносятся к нынешнему.

«Клятва. Отныне писать правду, одну правду, чистую правду. Помнить: радость писательская в том, чтобы как можно глубже постигнуть истину, а истина – это бесстрашие и полное пренебрежение к суете, даже к печатанию… Я даже не переживаю теперь из‑за «Дома». Напечатают – хорошо и не напечатают – рыдать не буду». 1978 год.

«Писателем быть очень трудно. Писатель – самая трудная профессия. Нужно быть готовым к безденежью, безвестности, непризнанию, даже сознанию потерянной жизни». 1976 год.

«Всякий приблизительный, смягчённый, подкрашенный разговор о жизни – он безнравственный. Он не выдерживает, прежде всего, нравственного суда». 1976 год.

«Я загорелся открытым письмом землякам. Бардак в Верколе неописуемый. Виноваты, конечно, руководство, система, но ведь и веркольцы, люди виноваты. Всё же сомневаюсь насчёт письма…» 1979 год.

«Интеллигенции нет. Интеллигенция – полуобразованная масса. В этом всё дело… Да, да, единственно, о чём надо сегодня бить в набат: будь человеком! Встань во весь рост!» 1980 год.

Об этой абрамовской правде, когда закончился осмотр выставки, я спросила Александра Витальевича. Тем более что у него впереди поездка на Пинегу, родину Фёдора Александровича. Он ответил:

– Мне выставка дала больше понимания Абрамова как человека – прямолинейного, сильного, который любит свою родину, но он не боится говорить правду. В последнее время мы стали бояться говорить правду – боимся, что нас не так интерпретируют, что переиначат наши слова. И это не позволяет вещи называть своими именами. А если мы будем сглаживать края, то и решения будут такими же. Абрамов как раз не боялся говорить правду в глаза и, может быть, обижать той реальностью, о которой надо было говорить открыто – чтобы все посмотрели на себя.

– А сейчас Абрамову было бы труднее говорить правду или легче?

– Сейчас из‑за того, что я сказал, было бы ещё сложнее потому, что этой прямолинейности общения становится всё меньше и меньше. И ему было бы сложно слышать в ответ то, что ему могли бы написать в интернете люди, которые никогда не бывали в Архангельской области, но очень лихо дают оценку ситуации, не зная её и не понимая.

Так что нам есть за чем идти к Абрамову. Чтобы понять, какой бывает чистая правда – выстраданная в сомнениях и преодолениях. А главное – абрамовское слово каким бы резким и тяжёлым ни было, оно говорилось с любовью. И это меняет всё…

Самое красивое в городе

– Это самое красивое здание в Архангельске! – Наталья Шпанова показывает на строение, которое является продолжением Гостиных дворов, только неухоженное и заросшее сорняком. – Это памятник федерального значения – соляные склады.

Признаться, меня удивляет такая оценка. Спрашиваю Наталью Николаевну – чем же оно так прекрасно? Она объясняет, что здесь сочетание внешней простоты формы и необыкновенной красоты внутри здания. Там необычная кладка трёх типов, что смотрится очень красиво, и анфилады залов…

Но эту красоту видят пока только работники музея. А она должна быть доступна всем, значит, нужны реставрационные работы. Об этом на небольшом рабочем совещании после экскурсии шёл разговор с руководителем региона. Также говорили о реставрации Новодвинской крепости – и это давняя тема, но которая так и не решается. А ещё пришло время явить народу английский танк времён Гражданской войны, который сейчас находится под стеклянным колпаком. А для этого тоже нужны средства.

– Александр Витальевич нас поддержал, – пояснила потом Наталья Николаевна Шпанова, – мы очень надеемся, что уникальные памятники истории и культуры будут сохранены и станут доступны всем.

А сейчас огромные ценности, о которых многие из нас даже не догадываются, бережно хранятся в самом старинном здании Архангельска, его Гостиных дворах. И начать знакомство с родным городом всё же надо отсюда. Даже если родились и прожили значительную часть жизни в Архангельске. Это никогда не поздно…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО.