08.05.2016 08:35

Бабилей в Архангельске: жить и топнуть?!

Заслуженная артистка России Вера Быкова

7 мая, накануне открытия фестиваля «Родниковое слово» зрители увидели моноспектакль Петербургского Академического Малого драматического театра – театра Европы «Бабилей» по рассказам Федора Абрамова.

Спектакль прошел на малой сцене Архангельского областного театра драмы и стал камертоном для всего фестиваля, посвященного творчеству Федора Абрамова.

Столы расставлены буквой «П», как и положено на солидном юбилее. Вернее, бабилее – это у вас юбилей в городе, а у нас тут бабилей – мы у пня выросли. И зрители, которых приглашают сесть за столы, а не в зал, сначала робеют — по чину ли им такая честь? Да не робейте, тут все свои, все у пня выросли, все гости. Бабилей у нас – Екатерина на «пензию» выходит!

А вот и Екатерина. Ее роль исполняет Вера Быкова, ведущая актриса Театра Европы, заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии СССР. Она же играет и всех героев рассказов Федора Абрамов, ставших основой спектакля – это «Бабилей» и «Поля Открой Глаза». Режиссер и автор литературной композиции Наталья Колотова.

О чем в спектакле идет речь? О войне и мире. Не о мире как мирной жизни, а о мире как о вселенной, которую так исказила война, что ее может выправить лишь Екатерина – северная русская баба. А еще – Евстолия, двоюродная племянница Екатерины, да Маланья, ее соседка, да Поля Малкина, одноклассница писателя...

Прочитала рецензию на спектакль в «Коммерсанте». Хорошая рецензия. Но автор несколько раз героинь называет сибирскими женщинами. Да и ладно - подумалось! Два лаптя по карте! Такая у нас страна! И в Сибири тоже такие же семижильные женки тянули ее к мирной жизни, беря на себя все труды. Но хоть раз им положен бабилей – и это их день!

Как говорил сам Федор Александрович: «Жить да не топнуть!». И топнули так, что «кто... молотил ногами насмерть, точно он задался целью во что бы то ни стало срыть зеленый лужок в заулке, насквозь пробить в земле дыру». И самая главная плясунья Екатерина хоть и на «пензию» выходит, но первая красавица – молодая и задорная.

То, что сотворила на сцене Вера Быкова – это полное погружение в уже практически ушедший мир. Он еще наш — мы его помним и даже в нем живем, но вот он ускользает, как и деревня, в которой, тем не менее, еще продолжают страдать и радоваться герои рассказов Федора Абрамова.

Удивительное дело – актриса менялась ежеминутно, изображая то одного, то другого героя, и в то же время была в чем-то неизменно постоянной. Как бы она взяла чистую высокую ноту и держала ее весь спектакль. Глаз не отвести, даже вздохнуть боязно.

Разгорячившись вином и плясками, женки одна за другой каются в своих грехах. И чем больше они каются, тем больше понятно – святые они! И может в награду за это - рай спустился на землю только в один день, в этот самый бабилей. Потому что завтра молодая и задорная Екатерина снова станет старухой, битой мужем, а писатель узнает ее только по дешевому колечку, блеснувшему на ее черной от работы руке...

После спектакля Вера Быкова, которая держала больше часа в напряжении весь зал, выглядела молодой и задорной, как ее героиня на своем первом и последнем в жизни празднике. Она рассказывала о том, как ездила в Верколу, общалась с односельчанами Федора Абрамова, от которых и получила эту чистую и высокую ноту, которая помогает ей каждый раз создавать этот бабилей – будто в первый и последний раз.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ирина Сосновская