30.08.2019 15:18

Смешное и поучительное

Галина Титова

«Птичий рынок», 2019

Новое издание «Редакции Елены Шубиной» продолжает традиции бестселлеров «Москва: место встречи» и «В Питере жить». 37 историй современных писателей – замечательная возможность рассказать об отношениях между людьми и животными. Они могут быть разными – и любовь, и предательство, и трагикомедия.

Герои книги – кот Евгения Водолазкина, такса Чуня Дмитрия Воденникова, осёл Марлезон и неуправляемые пчёлы в рассказе Наринэ Абгарян, пудель у Людмилы Улицкой, козёл у Романа Сенчина, муравьи Алексея Сальникова, лобстер Себастьян, с которым подружилась Татьяна Толстая, путешествующий удав Андрея Филимонова. Изумительно человечный белый боксёр Веня в трогательной до слёз истории Яны Вагнер и люди-аисты в притче Евгении Некрасовой. Рассказы о морских свинках, кроликах, петухах, черепахах, змеях, улитках и других питомцах. Здесь не только художественная проза, но и очерки: «Третий жук» Павла Крусанова о крымских жужелицах, «Птицы СПб» неутомимого исследователя города Сергея Носова, «Поцелуй медузы» обаятельного рассказчика о природе Дальнего Востока Василия Авченко. Иллюстратором сборника стала молодая художница и писатель из Санкт-Петербурга Арина Обух (автор книги «Муха имени Штиглица») – она подарила лица (и мордочки) всем 37 героям, а книге – настроение.

Александр Бушковский «Рымба», 2019

Роман с таким необычным названием – хроника жизни полузаброшенной деревни на придуманном острове посреди огромного озера на севере Карелии. «Если хотите, людики, знать, что будет с вами дальше, сначала узнайте, что раньше было». В истории деревни Рымбы, как в капле воды, отразилась история Русского Севера. Каждую главу романа автор делит на две части: в первой рассказывает о жителях – рымбарях начиная с середины шестнадцатого века: когда на остров проникали новгородские ушкуйники, старообрядцы, когда власть забирала охотников и рыболовов в рекруты и ополчение во времена петровские да екатерининские. Во второй – о дне сегодняшнем.

Люди и теперь живут в этой крошечной деревне, как жили их предки испокон веков. Однажды на берегу они найдут человека, который непонятно как сюда попал. Отогреют, приютят, приспособят к делу, дадут ему прозвище. Но с его появлением неторопливое течение жизни на острове нарушается. Действие, как вода в озере, кажется, стоит на месте, а история героев продолжается.

Через века жизни людей в Рымбе автор подводит к тому, почему люди здесь живут плечом к плечу, почему помогают не только друг другу, но и каждому встречному на пути. Да и не выжить, наверное, иначе, на Севере, где причудливо переплелись прошлое и настоящее, судьбы леса, озера, старой церкви и пришлых людей.

Анна Козлова «Рюрик», 2019

17‑летняя Марта убегает из престижной подмосковной школы-интерната и устремляется в поисках матери… в Архангельск. У её отца второй брак, за плечами осталась семейная трагедия, к которой Марта имеет прямое отношение. По дороге с Мартой (и с теми, кто ей решит помочь) случится много неприятного, а потом девушка решит срезать путь, и окажется в Сийском лесном заказнике на границе Вологодской области, где её подстерегают довольно жуткие события.

Единственный человек, кто хочет всерьёз её отыскать, – это московская журналистка, которая будет постепенно вытаскивать на свет подлинную биографию Марты, одинокого напуганного подростка, преданного и отвергнутого всеми, кому она имела неосторожность довериться.

В романе ярко показано, что происходит, когда любая более или менее «сюжетная» история попадает в интернет. Пропавшая девушка в зависимости от поступающей в Сеть информации и комментариев оказывается то невинным ребёнком, то закоренелой преступницей… «Светлый человечек» и «невинное создание» буквально на глазах превращается в «преступницу и воровку», а потом снова возводится на пьедестал как смелая и мужественная, почти героиня. В «Рюрике» Анна Козлова размышляет, почему практически все герои романа оказываются в той или иной мере наказанными за свою доброту или просто доброжелательное равнодушие.

Лили Кинг «Эйфория», 2019

В основу романа американской писательницы положен реальный факт из биографии первого исследователя этнографии детства, знаменитого британского антрополога начала ХХ века Маргарет Мид – экспедиция 1933 года в Новую Гвинею. Герои книги, три учёных-антрополога, отправляются в Папуа. История о научном соперничестве англичанина Эндрю Бэнксона, австралийца Фена и его жены Нелл Стоун постепенно перерастает в сложный любовный треугольник. Нелл, пожалуй, единственная, кто занимается наукой по-настоящему и пребывает в эйфории, постигая другую культуру, работая с женщинами и детьми, исписывая горы блокнотов, изучая язык и обряды.

В романе Лили Кинг говорит и о толерантности, и о насилии, причём всех видов: как буквальном – человеческом, так и культурном – первого мира над третьим. А вместе с тем и об ответственности за «эффект бабочки», который возникает, когда европеец вторгается в хрупкий, непонятный и непривычный мир. Даже самые добрые намерения способны привести к катастрофическим последствиям. По словам критика и переводчика Анастасии Завозовой, «роман ещё отлично передаёт какую‑то вневременность обстановки, в которой оказались его герои, так что читатель оказывается вместе с ними не то что в джунглях, а даже полностью отрезанным от мира».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Галина Титова, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени Добролюбова