27.08.2014 09:02

Ну, этот уж точно убьет Дракона!

Виктор Авилов

Десять лет назад, 21 августа 2004 года, не стало великого русского актера Виктора Авилова. Сегодня мы впервые публикуем его интервью «Правде Севера», которое Авилов дал в июне 1988 года.

Ну, этот уж точно убьет Дракона! Такое ощущение возникло, наверное, у многих архангельских зрителей при первом же появлении Ланцелота – Виктора Авилова в спектакле «Дракон» московского театра-студии «На Юго-Западе». Мы увидели его во время фестиваля театров-студий, проходившего в Архангельске в июне 1988 года.

Тогда же в номере гостиницы «Беломорская» я встретилась с высоким, очень широкоплечим молодым мужчиной, заметным «средневековой» прической рыжеватых волос и удивительным лицом. В жизни оно выглядит вполне обычным, а на сцене, особенно на экране, может быть изменчивым до крайностей, от зловещей некрасивости до таинственной притягательности и обаяния. Держится просто, ничуть не зазнавшись от столь стремительного восхождения.

– Виктор Васильевич, каким образом Юнгвальд-Хилькевич выбрал вас на роль графа Монте-Кристо в одноименном фильме?

– Наверное, увидел меня на сцене нашего театра-студии «На Юго-Западе». Во всяком случае, Олег Тепцов – мой, так сказать, крестный отец в кинематографе – именно на сцене высмотрел меня для главной роли в своей дипломной работе «Господин оформитель» по мотивам произведений Александра Грина. В нем рассказана история, в общих чертах напоминающая «Пигмалиона» (и сам миф о древнем скульпторе, и пьесу Бернарда Шоу). Человек, почувствовав себя творцом, бросает вызов Богу, судьбе… Снимался на киностудии «Ленфильм». «Господин оформитель» – это дебют режиссера и мой, в кино, тоже. Приглашение на графа Монте-Кристо было следом.

– Интересно было жить той жизнью, которую вы, наверное, как и многие из нас, создавали в своем воображении раньше, когда читали роман?

– Признаюсь вам честно, что роман Дюма я не читал… Правда! Фильм, правда, смотрел. На озвучании. Интересно было встретиться и работать вместе со многими известными актерами, которых Хилькевич пригласил в свой фильм. С Алексеем Петренко, например, – он сыграл аббата Фариа, так что все тюремные сцены в замке Иф мы делали вместе, а в них чуткий партнер для меня был особенно важен. Мы с ним подружились во время съемок, он теперь часто приходит на спектакли нашего театра-студии. Мне очень интересен актер Алексей Жарков – и своей работой на сцене театра Ермоловой, и в кино. В «Графе Монте-Кристо» он сыграл Данглара. В роли Кадруса Всеволод Шиловский, в роли Бертуччо – Владимир Стеклов…

– Стеклова знаем, он приезжал к нам в Архангельск вместе с Московским театром имени Станиславского и просто потряс тем, как сыграл главную роль в спектакле «Порог» по пьесе Александра Дударева. Запомнился он и на экране, в фильме Сергея Соловьева «Чужая Белая и Рябой»…

– Да, там он точно схватил человеческий тип именно того, послевоенного нашего времени. Ну а в «Графе Монте-Кристо» он, по-моему, типичный итальянский бандит наполеоновских времен.

– О том, в каких местах нашей страны шли съемки фильма по роману Дюма, «Советский экран» уже писал. Ну а внешний вид тюремного замка Иф где снимали?

– На самом острове Иф, во Франции. Оказывается, это совсем крошечный островок, просто большая скала посреди моря, на которой только этот замок-тюрьма и помещается. Вот на такой подлинной натуре и снимал сцену побега, когда меня в мешке бросают в море со скалы… Съемки под водой: мешок идет ко дну, потом в кадре сверкает длинный нож – и я всплываю наверх… На экране все это очень эффектно выглядит, тем более что Хилькевичу удалось как-то добиться возможности снять фильм на цветной пленке «Кодак». В этой сцене меня в некоторых кадрах подменяет мастер подводного плавания. Я хотел все трюки сделать сам, но не разрешили, говорят, не положено.

– И на сцене, и в кино, и тем более в жизни вы производите очень мужественное впечатление. Это вас так воспитали?

– Я, в общем-то, рос без отца. Потому что тогда, в те годы, в шестидесятые, было, так сказать, модно «завербовываться на северá», для того чтобы заработать денег. И мой отец восемь лет был на Севере. Я в армию, грубо говоря, уходил без него. Мне трудно определить, но где-то лет, может быть, с двенадцати, с тринадцати я был уже без отца. Только по письмам. Ну и деньги он присылал, естественно! Я помню, он привез целый трехлитровый бидон красной икры – он иногда приезжал – и мать меня заставляла есть: «Витя, ешь икру! Это полезно! Ешь икру!» Вот с тех пор я икру есть не могу, я ее не люблю.

– До театра-студии «На Юго-Западе», насколько я знаю, вы успели поработать и в научно-исследовательском институте, и шофером…

– Да, можно так сказать! Год шофером – год в НИИ! Год шофером – год в НИИ! В общем, таких людей тогда называли «летун». Вот я был летуном. Я работал в последнее время, помню, шофером и уже параллельно в театре занимался самодеятельностью. То есть после работы шел на репетицию или во время работы играл спектакль. Подгонял свой «МАЗ» к театру. Зима, глушить двигатель нельзя – вода замерзнет. Не заведешь потом. «МАЗ» там тарахтит на улице, я играю спектакль, выхожу со спектакля и на всю ночь еду песок возить. Такое бывало.

– С кем из режиссеров вам интереснее всего работать?

– Интереснее, плодотворнее всего – с Валерием Романовичем Беляковичем, создателем и руководителем нашего театра-студии «На Юго-Западе». Понимаете, в кино, как я пока наблюдаю, все или почти все зависит от режиссера, а в театре и актер при хорошем толчке к творчеству кое-что может сделать сам. С Романычем мы все вместе начинали, когда я еще не был актером, а он – режиссером в полном смысле этого слова. Он очень талантлив, с ним невероятно интересно работать.

– Значит, вы со своим театральным коллективом единомышленников никогда ради кино не распрощаетесь?

– Ну, клятвенно обещать не стану, ведь жизнь по-всякому может повернуться. Но мой настоящий дом – все же театр.

***

А жизни той Виктору Авилову оставалось всего шестнадцать лет…


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Лидия МЕЛЬНИЦКАЯ, фото Алексея Мельницкого