29.04.2018 21:28

Гергиев и Кудрин нашли в Архангельске «рояль в кустах»

Фото из группы ВКонтакте Концерт Валерия Гергиева в Архангельске.

Прославленный симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал в Архангельском областном театре драмы два концерта – детский и взрослый

О рояле в кустах пошутил Алексей Кудрин, известный экономист, председатель совета Центра стратегических разработок, когда концерт уже завершился, и он вместе с губернатором Игорем Орловым и ректором САФУ Еленой Кудряшовой вышел на сцену, чтобы поблагодарить музыкантов.

Речь шла о рояле Steinway & Sons, который впервые прошел испытание большим концертом на архангельской сцене. Зрителей еще не покидало чувство невероятного счастья, и на каждое слово, сказанное со сцены, они откликались овацией. Эту шутку встретили так же. А до этого бурно аплодировали губернатору Игорю Орлову, который сказал, что после такого чуда, которое сотворили музыканты, и слова подобрать трудно. С этим утверждением зал тоже был солидарен. В общем, везде была гармония – сцены, зала, народа, власти. Есть то, что мы все понимаем и чувствуем одинаково.

Алексей Кудрин объяснял, что этот прекрасный рояль Архангельску подарил Валерий Гергиев, концертом которого в 2009 году и открывался после реставрации театр. Ещё Кудрин объяснил, что и ему лично это важно – ведь он чувствует себя «чуть‑чуть архангелогородцем», любит Архангельск, а также он любит Мариинский театр и оркестр Валерия Гергиева.

Валерий Гергиев в ответ сказал, что давно дружит с Алексеем Кудриным, который является председателем попечительского совета Мариинского театра, и это благодаря ему прекрасный инструмент появился в Архангельске, «а мы ему немного помогали». Как могли понять зрители – это событие стало возможным и благодаря Валерию Гергиеву, и благодаря Алексею Кудрину.

Этот инструмент произвела всемирно известная компания «Стейнвей», которая была основана ещё в 1853 году. Рояли Steinway & Sons – неоспоримый стандарт в музыкальной индустрии. Студийные звукозаписи в основном производятся на роялях этой компании, эти инструменты звучат на всех крупных фортепианных концертах. О цене такого инструмента в справочной литературе сказано просто: «Стоимость инструментов Steinway & Sons очень высока». Но руководство театра драмы цену его озвучивало – порядка 13 миллионов рублей, инструмент театру был передан ещё в прошлом году.

До этого концертный рояль находился только в «Кирхе». На сцене Архангельского драмтеатра у такого инструмента совершенно другие возможности – к примеру, сыграть с большим симфоническим оркестром, что и произошло 28 апреля.

Сам концерт симфонического оркестра начался симфонией Рихарда Штрауса «Жизнь героя» – это весьма драматическое произведение, которое исполняется нечасто. Конечно, кто‑то из зрителей слышал его впервые, как я, например. Второе отделение открылось «Послеполуденным отдыхом фавна» Клода Дебюсси – ну оно известно, есть такой одноактный балет. Это нездешняя музыка, под которую можно грезить о других неведомых мирах, где томятся нимфы и дремлют фавны. Когда со сцены унесли арфу и другие «нежные» инструменты, стало ясно – сейчас прозвучит наша музыка. И, правда, зазвучал Сергей Прокофьев, вернув слушателей к жизни – с её радостями и потрясениями. Просто плакать хочется…

Зал бурно аплодирует, зрители несут на сцену букеты, музыканты кланяются… И вдруг все музыканты и маэстро уходят! Это как так?! Зрители стали оглядываться – не пора ли и им уходить? И тут голос со сцены объявил первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Значит, должно появиться фортепиано…

И на сцене развернулось действо. Рабочие переставляли стулья, освобождая место. Возле меня сидели знающие люди из культуры, от которых‑то я и узнала, что сейчас появится он – Steinway & Sons! А виртуоз, который сыграет на нем, только что прилетел из Москвы и уже едет из аэропорта в театр.

В это время рабочие закончили с подготовкой места и бережно выкатили его —теперь уже наш рояль, тот самый, звучание которого соответствует всем мировым стандартам. Он такой красивый, будто музыкант во фраке и бабочке. Ему тоже поаплодировали…

Музыканты снова вышли на сцену, вызвав бурную радость в зале. Первая скрипка подошла к роялю и нажала на несколько клавиш. Честно говоря, я подумала, что она пробует звучание рояля – ведь, скорее всего, пианист, который еще даже не появился, не смог сделать это сам. Но потом мне пояснили, что так, по роялю, настраивается звучание всего оркестра. А если нет рояля, тогда – по гобою. Но у нас уже есть рояль, и это дает новые возможности.

Вот и первая из них – под сводами драмтеатра прозвучит первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. К тому же «опробует» наш инструмент настоящий виртуоз.

Филипп Копачевский, солист Московской государственной академической филармонииНаконец, он быстро вышел на сцену. Кстати, во всей этой запарке его забыли объявить и представить. Но мы его идентифицировали с помощью интернета – это Филипп Копачевский, солист Московской государственной академической филармонии, участник федеральной программы «Звезды XXI века», лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Шуберта в Германии.

И это было потрясающее завершение концерта. Если можно так выразиться – на высокой ноте. Имею в виду степень чувств. Правда, было чудо, когда и слов не нужно…

Кстати, это уже был второй концерт симфонического оркестра за день – первый, благотворительный, состоялся для детей – учеников музыкальных школ, детей, проявивших успехи в творчестве, воспитанников детских домов и социально-реабилитационных центров. Оба концерта прошли в рамках XVII Московского Пасхального фестиваля, который курирует сам Валерий Гергиев, в нашей области поддержку фестивалю оказал губернатор Игорь Орлов.

Уже назавтра я поговорила об этом выступлении с архангельским музыкантом и дирижером Владимиром Онуфриевым. Маэстро ещё находился под впечатлением от концерта. Оценил его так: «Что говорить? Это высочайший уровень!» А потом у нас состоялся небольшой разговор.

- Владимир Михайлович, неужели пианист до концерта не успел хоть как‑то познакомиться с роялем, на котором он исполнял столь значительное произведение?

– Он не только не видел инструмента, он даже не успел поговорить с Валерием Гергиевым. Кстати, Филипп Копачевский только что вернулся из Аргентины, он переночевал одну ночь дома и сразу – в Архангельск. Никто не задумывается, а ведь музыканты – железные люди. Оркестр к нам приехал на специальном чартерном поезде Московского Пасхального фестиваля, и они уже объехали порядка тридцати городов. Это огромные нагрузки.

- А сойдя с перрона или с трапа самолёта, ещё и настроиться на музыку надо…

- Нет, им не надо. Они в ней живут…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО