Гергиев и Кудрин нашли в Архангельске «рояль в кустах»

29 апреля 21:28 Из газеты
Фото из группы ВКонтакте Концерт Валерия Гергиева в Архангельске.
Фото из группы ВКонтакте Концерт Валерия Гергиева в Архангельске.

Прославленный симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал в Архангельском областном театре драмы два концерта – детский и взрослый

О рояле в кустах пошутил Алексей Кудрин, известный экономист, председатель совета Центра стратегических разработок, когда концерт уже завершился, и он вместе с губернатором Игорем Орловым и ректором САФУ Еленой Кудряшовой вышел на сцену, чтобы поблагодарить музыкантов.

Речь шла о рояле Steinway & Sons, который впервые прошел испытание большим концертом на архангельской сцене. Зрителей еще не покидало чувство невероятного счастья, и на каждое слово, сказанное со сцены, они откликались овацией. Эту шутку встретили так же. А до этого бурно аплодировали губернатору Игорю Орлову, который сказал, что после такого чуда, которое сотворили музыканты, и слова подобрать трудно. С этим утверждением зал тоже был солидарен. В общем, везде была гармония – сцены, зала, народа, власти. Есть то, что мы все понимаем и чувствуем одинаково.

Алексей Кудрин объяснял, что этот прекрасный рояль Архангельску подарил Валерий Гергиев, концертом которого в 2009 году и открывался после реставрации театр. Ещё Кудрин объяснил, что и ему лично это важно – ведь он чувствует себя «чуть‑чуть архангелогородцем», любит Архангельск, а также он любит Мариинский театр и оркестр Валерия Гергиева.

Валерий Гергиев в ответ сказал, что давно дружит с Алексеем Кудриным, который является председателем попечительского совета Мариинского театра, и это благодаря ему прекрасный инструмент появился в Архангельске, «а мы ему немного помогали». Как могли понять зрители – это событие стало возможным и благодаря Валерию Гергиеву, и благодаря Алексею Кудрину.

Этот инструмент произвела всемирно известная компания «Стейнвей», которая была основана ещё в 1853 году. Рояли Steinway & Sons – неоспоримый стандарт в музыкальной индустрии. Студийные звукозаписи в основном производятся на роялях этой компании, эти инструменты звучат на всех крупных фортепианных концертах. О цене такого инструмента в справочной литературе сказано просто: «Стоимость инструментов Steinway & Sons очень высока». Но руководство театра драмы цену его озвучивало – порядка 13 миллионов рублей, инструмент театру был передан ещё в прошлом году.

До этого концертный рояль находился только в «Кирхе». На сцене Архангельского драмтеатра у такого инструмента совершенно другие возможности – к примеру, сыграть с большим симфоническим оркестром, что и произошло 28 апреля.

Сам концерт симфонического оркестра начался симфонией Рихарда Штрауса «Жизнь героя» – это весьма драматическое произведение, которое исполняется нечасто. Конечно, кто‑то из зрителей слышал его впервые, как я, например. Второе отделение открылось «Послеполуденным отдыхом фавна» Клода Дебюсси – ну оно известно, есть такой одноактный балет. Это нездешняя музыка, под которую можно грезить о других неведомых мирах, где томятся нимфы и дремлют фавны. Когда со сцены унесли арфу и другие «нежные» инструменты, стало ясно – сейчас прозвучит наша музыка. И, правда, зазвучал Сергей Прокофьев, вернув слушателей к жизни – с её радостями и потрясениями. Просто плакать хочется…

Зал бурно аплодирует, зрители несут на сцену букеты, музыканты кланяются… И вдруг все музыканты и маэстро уходят! Это как так?! Зрители стали оглядываться – не пора ли и им уходить? И тут голос со сцены объявил первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Значит, должно появиться фортепиано…

И на сцене развернулось действо. Рабочие переставляли стулья, освобождая место. Возле меня сидели знающие люди из культуры, от которых‑то я и узнала, что сейчас появится он – Steinway & Sons! А виртуоз, который сыграет на нем, только что прилетел из Москвы и уже едет из аэропорта в театр.

В это время рабочие закончили с подготовкой места и бережно выкатили его —теперь уже наш рояль, тот самый, звучание которого соответствует всем мировым стандартам. Он такой красивый, будто музыкант во фраке и бабочке. Ему тоже поаплодировали…

Музыканты снова вышли на сцену, вызвав бурную радость в зале. Первая скрипка подошла к роялю и нажала на несколько клавиш. Честно говоря, я подумала, что она пробует звучание рояля – ведь, скорее всего, пианист, который еще даже не появился, не смог сделать это сам. Но потом мне пояснили, что так, по роялю, настраивается звучание всего оркестра. А если нет рояля, тогда – по гобою. Но у нас уже есть рояль, и это дает новые возможности.

Вот и первая из них – под сводами драмтеатра прозвучит первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. К тому же «опробует» наш инструмент настоящий виртуоз.

Филипп Копачевский, солист Московской государственной академической филармонииНаконец, он быстро вышел на сцену. Кстати, во всей этой запарке его забыли объявить и представить. Но мы его идентифицировали с помощью интернета – это Филипп Копачевский, солист Московской государственной академической филармонии, участник федеральной программы «Звезды XXI века», лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Шуберта в Германии.

И это было потрясающее завершение концерта. Если можно так выразиться – на высокой ноте. Имею в виду степень чувств. Правда, было чудо, когда и слов не нужно…

Кстати, это уже был второй концерт симфонического оркестра за день – первый, благотворительный, состоялся для детей – учеников музыкальных школ, детей, проявивших успехи в творчестве, воспитанников детских домов и социально-реабилитационных центров. Оба концерта прошли в рамках XVII Московского Пасхального фестиваля, который курирует сам Валерий Гергиев, в нашей области поддержку фестивалю оказал губернатор Игорь Орлов.

Уже назавтра я поговорила об этом выступлении с архангельским музыкантом и дирижером Владимиром Онуфриевым. Маэстро ещё находился под впечатлением от концерта. Оценил его так: «Что говорить? Это высочайший уровень!» А потом у нас состоялся небольшой разговор.

— Владимир Михайлович, неужели пианист до концерта не успел хоть как‑то познакомиться с роялем, на котором он исполнял столь значительное произведение?

— Он не только не видел инструмента, он даже не успел поговорить с Валерием Гергиевым. Кстати, Филипп Копачевский только что вернулся из Аргентины, он переночевал одну ночь дома и сразу – в Архангельск. Никто не задумывается, а ведь музыканты – железные люди. Оркестр к нам приехал на специальном чартерном поезде Московского Пасхального фестиваля, и они уже объехали порядка тридцати городов. Это огромные нагрузки.

— А сойдя с перрона или с трапа самолёта, ещё и настроиться на музыку надо…

— Нет, им не надо. Они в ней живут…

Светлана ЛОЙЧЕНКО

Культура

18 сентября

В Кено­зерье появи­лись скуль­птуры леше­го, русал­ки, водя­ного и ска­зоч­ного льва

16 сентября

В Архан­гель­ском музее ИЗО откры­лась выставка «Город Солнца»

14 сентября

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

14 сентября

Архан­гель­ского «коро­ля инстру­мен­тов» гото­вят к кон­цертно­му сезону

13 сентября

Архан­гель­ский драм­те­атр пока­жет спек­такль о мили­ци­оне­ре Пеш­кине в Онеге за месяц до премьеры

12 сентября

Архан­гель­ский театр кукол новый теат­раль­ный сезон нач­нёт в обновл­ён­ном здании

10 сентября

В Архан­гель­ске прой­дёт тре­тий Аркти­чес­кий форум искусств

10 сентября

В октябре Архан­гель­ском теат­ре драмы откро­ет­ся вир­туаль­ный кон­цертный зал

10 сентября

В музее ИЗО откро­ет­ся выставка «Город солнца»

9 сентября

В Архан­гель­ском теат­ре-сту­дии «Понар­ош­ку» откры­лся новый сезон

8 сентября

«Курск»: 18 лет спустя

7 сентября

В Архан­гель­ске пере­из­дали книгу «Детство в Солом­бале»

7 сентября

На Мар­гари­тин­ской ярмарке высту­пят твор­чес­кие кол­лекти­вы из 17 райо­нов Архан­гель­ской области

7 сентября

В Архан­гель­ске прой­дёт фес­тиваль «Кос­тюм Рус­ско­го Севера»

7 сентября

В музее «Малые Коре­лы» сос­то­ит­ся Праз­дник Лошади

Похожие материалы

12 сентября Культура

Архан­гель­ский театр кукол новый теат­раль­ный сезон нач­нёт в обновл­ён­ном здании

6 сентября Культура

Про­снулся, почис­тил зубы – и в театр

23 августа Культура

Театр помор­ской куль­туры «Сузёмье» высту­пил в Санкт-Пет­ер­бурге

14 августа Культура

«Кале­вала» вышла в свет на трёх язы­ках: фин­ском, рус­ском и ненецком

10 августа Культура

«Детство в Солом­бале» я про­чи­тал в гранках»

5 августа Культура

Эти куклы дос­тойны, чтобы их знали во всём мире!

3 августа Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: луч­ший сту­дент Ленинг­ра­дс­кого уни­вер­сите­та

2 августа Культура

Свадь­ба в музее: от венца до мальца

31 июля Культура

Дирек­тор Архан­гель­ской сред­ней школы №51 Татья­на Лари­на: «Абра­мов мне очень помог»

24 июля Культура

Весь абсурд жизни пока­жет толь­ко кукла

23 июля Культура

Рисун­ки Бори­са Шер­гина, кото­рых мы не видели

20 июля Культура

Как Твар­довс­кий помог Абрамову

14 июля Фоторепортаж

Мали­нов­ка, сво­бода, дождь