Гергиев и Кудрин нашли в Архангельске «рояль в кустах»

29 апреля 2018 21:28 Из газеты
Фото из группы ВКонтакте Концерт Валерия Гергиева в Архангельске.
Фото из группы ВКонтакте Концерт Валерия Гергиева в Архангельске.

Прославленный симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал в Архангельском областном театре драмы два концерта – детский и взрослый

О рояле в кустах пошутил Алексей Кудрин, известный экономист, председатель совета Центра стратегических разработок, когда концерт уже завершился, и он вместе с губернатором Игорем Орловым и ректором САФУ Еленой Кудряшовой вышел на сцену, чтобы поблагодарить музыкантов.

Речь шла о рояле Steinway & Sons, который впервые прошел испытание большим концертом на архангельской сцене. Зрителей еще не покидало чувство невероятного счастья, и на каждое слово, сказанное со сцены, они откликались овацией. Эту шутку встретили так же. А до этого бурно аплодировали губернатору Игорю Орлову, который сказал, что после такого чуда, которое сотворили музыканты, и слова подобрать трудно. С этим утверждением зал тоже был солидарен. В общем, везде была гармония – сцены, зала, народа, власти. Есть то, что мы все понимаем и чувствуем одинаково.

Алексей Кудрин объяснял, что этот прекрасный рояль Архангельску подарил Валерий Гергиев, концертом которого в 2009 году и открывался после реставрации театр. Ещё Кудрин объяснил, что и ему лично это важно – ведь он чувствует себя «чуть‑чуть архангелогородцем», любит Архангельск, а также он любит Мариинский театр и оркестр Валерия Гергиева.

Валерий Гергиев в ответ сказал, что давно дружит с Алексеем Кудриным, который является председателем попечительского совета Мариинского театра, и это благодаря ему прекрасный инструмент появился в Архангельске, «а мы ему немного помогали». Как могли понять зрители – это событие стало возможным и благодаря Валерию Гергиеву, и благодаря Алексею Кудрину.

Этот инструмент произвела всемирно известная компания «Стейнвей», которая была основана ещё в 1853 году. Рояли Steinway & Sons – неоспоримый стандарт в музыкальной индустрии. Студийные звукозаписи в основном производятся на роялях этой компании, эти инструменты звучат на всех крупных фортепианных концертах. О цене такого инструмента в справочной литературе сказано просто: «Стоимость инструментов Steinway & Sons очень высока». Но руководство театра драмы цену его озвучивало – порядка 13 миллионов рублей, инструмент театру был передан ещё в прошлом году.

До этого концертный рояль находился только в «Кирхе». На сцене Архангельского драмтеатра у такого инструмента совершенно другие возможности – к примеру, сыграть с большим симфоническим оркестром, что и произошло 28 апреля.

Сам концерт симфонического оркестра начался симфонией Рихарда Штрауса «Жизнь героя» – это весьма драматическое произведение, которое исполняется нечасто. Конечно, кто‑то из зрителей слышал его впервые, как я, например. Второе отделение открылось «Послеполуденным отдыхом фавна» Клода Дебюсси – ну оно известно, есть такой одноактный балет. Это нездешняя музыка, под которую можно грезить о других неведомых мирах, где томятся нимфы и дремлют фавны. Когда со сцены унесли арфу и другие «нежные» инструменты, стало ясно – сейчас прозвучит наша музыка. И, правда, зазвучал Сергей Прокофьев, вернув слушателей к жизни – с её радостями и потрясениями. Просто плакать хочется…

Зал бурно аплодирует, зрители несут на сцену букеты, музыканты кланяются… И вдруг все музыканты и маэстро уходят! Это как так?! Зрители стали оглядываться – не пора ли и им уходить? И тут голос со сцены объявил первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Значит, должно появиться фортепиано…

И на сцене развернулось действо. Рабочие переставляли стулья, освобождая место. Возле меня сидели знающие люди из культуры, от которых‑то я и узнала, что сейчас появится он – Steinway & Sons! А виртуоз, который сыграет на нем, только что прилетел из Москвы и уже едет из аэропорта в театр.

В это время рабочие закончили с подготовкой места и бережно выкатили его —теперь уже наш рояль, тот самый, звучание которого соответствует всем мировым стандартам. Он такой красивый, будто музыкант во фраке и бабочке. Ему тоже поаплодировали…

Музыканты снова вышли на сцену, вызвав бурную радость в зале. Первая скрипка подошла к роялю и нажала на несколько клавиш. Честно говоря, я подумала, что она пробует звучание рояля – ведь, скорее всего, пианист, который еще даже не появился, не смог сделать это сам. Но потом мне пояснили, что так, по роялю, настраивается звучание всего оркестра. А если нет рояля, тогда – по гобою. Но у нас уже есть рояль, и это дает новые возможности.

Вот и первая из них – под сводами драмтеатра прозвучит первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. К тому же «опробует» наш инструмент настоящий виртуоз.

Филипп Копачевский, солист Московской государственной академической филармонииНаконец, он быстро вышел на сцену. Кстати, во всей этой запарке его забыли объявить и представить. Но мы его идентифицировали с помощью интернета – это Филипп Копачевский, солист Московской государственной академической филармонии, участник федеральной программы «Звезды XXI века», лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Шуберта в Германии.

И это было потрясающее завершение концерта. Если можно так выразиться – на высокой ноте. Имею в виду степень чувств. Правда, было чудо, когда и слов не нужно…

Кстати, это уже был второй концерт симфонического оркестра за день – первый, благотворительный, состоялся для детей – учеников музыкальных школ, детей, проявивших успехи в творчестве, воспитанников детских домов и социально-реабилитационных центров. Оба концерта прошли в рамках XVII Московского Пасхального фестиваля, который курирует сам Валерий Гергиев, в нашей области поддержку фестивалю оказал губернатор Игорь Орлов.

Уже назавтра я поговорила об этом выступлении с архангельским музыкантом и дирижером Владимиром Онуфриевым. Маэстро ещё находился под впечатлением от концерта. Оценил его так: «Что говорить? Это высочайший уровень!» А потом у нас состоялся небольшой разговор.

— Владимир Михайлович, неужели пианист до концерта не успел хоть как‑то познакомиться с роялем, на котором он исполнял столь значительное произведение?

— Он не только не видел инструмента, он даже не успел поговорить с Валерием Гергиевым. Кстати, Филипп Копачевский только что вернулся из Аргентины, он переночевал одну ночь дома и сразу – в Архангельск. Никто не задумывается, а ведь музыканты – железные люди. Оркестр к нам приехал на специальном чартерном поезде Московского Пасхального фестиваля, и они уже объехали порядка тридцати городов. Это огромные нагрузки.

— А сойдя с перрона или с трапа самолёта, ещё и настроиться на музыку надо…

— Нет, им не надо. Они в ней живут…

Светлана ЛОЙЧЕНКО

Культура

18 января

В музее Бори­сова откро­ет­ся выставка архан­гель­ского худож­ника Вла­ди­ми­ра Щелина

18 января

Битва с цензурой

17 января

В Пинеж­ском райо­не стро­ят «Марьин дом» в память о зна­ме­ни­той ска­зитель­нице Марии Кри­во­по­ле­но­вой

16 января

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют школь­ни­ков Архан­гель­ской области при­нять учас­тие во флеш­мобе «Письмо почерку»

16 января

В Архан­гель­ской биб­ли­оте­ке прой­дёт вечер, посвящ­ен­ный 100-ле­тию Дани­ила Гранина

15 января

Север­ный хор предс­та­вил новую про­грамму на Рож­дест­вен­ском концерте

14 января

Архан­гель­ский крае­вед­чес­кий музей приг­лаша­ет на истори­чес­кое кафе

11 января

В конце фев­раля в Шен­курсе прой­дут оче­ред­ные «Евдоки­ев­ские дни»

10 января

В Архан­гель­ской области сни­мут фильм о Соло­вец­ких юнгах

10 января

«Хрус­таль­ные зво­ны» в Кар­гопо­ле завер­шатся купа­ни­ем в кре­щен­ской купели

10 января

Ново­год­ние спек­такли в Архан­гель­ском теат­ре драмы посети­ли 18 тысяч зрителей

8 января

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка «Север-2018»

6 января

Ново­год­няя Жар-пти­ца побыва­ла на утренни­ках в Ломо­нос­ов­ском ДК

4 января

В Архан­гель­ске прой­дет IX фес­тиваль «Рож­дест­вен­ский бла­гов­ест»

4 января

Доб­ролю­бов­ка пред­лага­ет при­нять учас­тие в интерн­ет-тур­нире «Загад­ки на святки»

Похожие материалы

18 января Культура

Битва с цензурой

20 декабря Культура

Небо Кено­зерья над Пуш­кински­ми горами

12 декабря Культура

Пре­тен­дент на «Оск­ар» взял гран-при Arctic Open

11 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Дина Руби­на, Эдуард Вер­кин, Вик­тор Пеле­вин, Ханья Янагихара

11 декабря Культура

Архан­гель­скому клубу авторс­кой песни «Вер­тикаль» исполни­лось 40 лет

7 декабря Культура

«От Аль­кино­го отца с бла­год­ар­ностью»

5 декабря Культура

Лири­ку – в сторону!

4 декабря Культура

Про букву с «клюшкой»

3 декабря Культура

Театр, кото­рый всег­да надо раз­гады­вать

3 декабря Культура

Путе­шест­во­вать по Архан­гель­ской области, не поки­дая Петербург

28 ноября Культура

«Arctic Open»: открыт всем

26 ноября Культура

Рас­ска­зать сказ­ку про баб­ку-пуч­ег­лазку?

14 ноября Культура

Архан­гель­ские дачи приз­наны прек­расным мес­том на Земле