27.09.2018 17:54

Литература – опасная вещь, она часто предсказывает действительность, а иногда и моделирует её

обложки книг

Архангельская областная научная библиотека имени Добролюбова приглашает на встречи с московскими писателями Яной Вагнер и Николаем Александровым.

Встречи пройдут 5 и 6 октября.

Николай Александров «Всё моё. Omnia mea», 2018

Заголовок статьи – мнение авторитетного литературного критика, известного теле- и радиоведущего Николая Александрова. Он член жюри премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер», национальной литературной премии «Большая книга», ведёт единственную на телевидении программу о литературе «Книги» на телеканале «Дождь», а также книжные новости «Порядок слов» на «Общественном телевидении России». Автор книг «Тет-а-тет» (беседы с европейскими писателями) и «С глазу на глаз» (интервью с российскими писателями), «Силуэты пушкинской эпохи» и других.

Новая книга Александрова «Всё моё» вышла в серии «Культурный разговор». «Эта книга – большая часть меня. Тексты писались на протяжении 10 лет», – отмечает автор.

В книге достаточно чёткие четыре части. Первая – небольшая повесть, которая называется «Письма Соломонову». Это не история, не приключения героев, а приключение мысли – и движение мысли от одной точки к другой. И вот из этого движения мысли складывается повествование. Перед нами проходят воспоминания, люди, картины, события, ощущения, «как и что было на вкус, на ощупь, чем жила душа».

Дальше – эссеистика, которая распределена по отделам: «Буквы», «Быт» и «Еда». В части «Буквы» – рассуждения о классиках, взгляд на разнообразные проблемы, «гуманитарный» взгляд на культуру и литературу в связи с какими‑то поводами. Например, творчество Саши Соколова или трёхсотлетний юбилей поэта и драматурга Александра Сумарокова. Всё даёт возможность предложить читателю такой свободный текст, в котором автор или произведение становится предметом размышления.

В разделе «Быт» – мысли и воспоминания о том, как жили люди в разные времена, ностальгия по исчезнувшим предметам, словам и традициям. «Еда» – это разговор о самых разных кулинарных вопросах. И некоторые культурологические аспекты – предмет размышления может быть каким угодно: от репы до мяса – «Жарить или варить», например, называется одно из эссе.

«Вполне вероятно, что многие не согласятся с какими‑то из моих наблюдений, но мне хочется думать, что некоторые мои мысли, сомнения, чувства, эмоции и переживания, воспоминания окажутся близкими и созвучными тем людям, которые возьмут эту книгу», – считает Николай Александров.

Яна Вагнер «Кто не спрятался. История одной компании», 2018

Яна Вагнер родилась в Москве в 1973 году. Вагнер – фамилия матери, которая приехала в Советский Союз в конце шестидесятых из Чехословакии учить русский язык и литературу. Яна окончила РГГУ, некоторое время работала переводчиком с английского, диктором на радио, более десяти лет занималась транспортной логистикой, что позволило ей попутешествовать по Африке, Европе и Латинской Америке.

Её дебютный роман, антиутопия «Вонгозеро» рассказывала о группе москвичей, бежавших от страшной эпидемии на затерявшееся в тайге озеро. По роману уже снят одноимённый сериал. Продолжение цикла – «Живые люди» – в 2014 году номинирован на премию «Национальный бестселлер».

Новая книга «Кто не спрятался» – психологический детектив. По мнению критика Галины Юзефович, роман Яны Вагнер обозначил новый тренд в отечественной словесности: «качественная литература для широкого читателя». Любителям остросюжетной интеллектуальной прозы он, возможно, напомнит «Десять негритят» Агаты Кристи, «Отель «У Погибшего Альпиниста» братьев Стругацких и даже в чём‑то «Сияние» Стивена Кинга.

Десять человек – девять старых друзей из России, которые приехали в маленькую восточноевропейскую страну снимать сериал, – и сопровождающий их местный житель поселяются на уединённой вилле на вершине горы. События развиваются стремительно: из‑за ледяного дождя обрывается линия электропередач, нет света, подъёмник, связывающий дом с «большой землёй», не работает. Рация, по которой можно вызвать полицию и спасателей, разбита. А одна из их компании – гениальная актриса и великий манипулятор – мертва. Поскольку сыщика на вилле не оказалось, все оставшиеся в живых изводят себя и друг друга подозрениями (истинными и ложными), исповедуются в грехах, признаются в любви, а главное – вспоминают. И, конечно же, мотив для убийства обнаружился у каждого…

Эта книга – про наши семьи, компании, нашу работу, наши увлечения. Про детские обиды, которые, не будучи высказанными, разрывают семьи навсегда, превращая родственников в совершенно чужих людей. Это книга о браках, слепленных не из любви, а из мотивов, которые совершенно бесполезно осознавать. Короче, эта книга – про нас с вами, как бы нам ни хотелось верить в то, что уж к нам‑то это никакого отношения не имеет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Галина Титова, заведующая сектором «Региональный центр книги» областной библиотеки имени Добролюбова