Марина Куц, доцент, заведующая отделом театрального искусства Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, председатель жюри – о том, почему так важен этот вид искусства – самый народный…
Марина Куц– В Архангельской области я впервые, но после вас я поеду в Тамбовскую, Рязанскую, а потом в Калининградскую области, – говорит Марина Ивановна, – И везде буду председателем жюри областного фестиваля народных театров.
– Марина Ивановна, вы, наверное, несколько снисходительнее относитесь к любительскому театру?
– Снисходительно я к ним относиться не могу, а могу относиться объективно. Есть режиссёры со специальным образованием, а есть бывшие медики, шахтёры, которым просто от природы дано – многие из них ставят очень хорошие, интересные спектакли.
– Для посёлка или небольшого города народный театр – окно в мир искусства и культуры. Поэтому так важен вопрос с выбором репертуара. Что ставить: развлекательное или серьёзное?
– Любительский театр – это площадка, на которой можно поговорить о том, что сегодня волнует каждого. Но тут возникает такая проблема. В интернет сейчас выкладывается всё, что угодно, в том числе большая масса некачественной, сомнительной драматургии. Чем несуразнее скачут по сцене, чем дурнее, тем кажется, веселее. Поэтому так важно руководителю иметь чувство вкуса.
– А вам в ответ: «Зрителям нравится, зритель к нам ходит!»
– Это ведь во всём мире так: «Хлеба и зрелищ!» В детском спектакле звучит: «А ну‑ка, убери свой чемоданчик», все аплодируют, и никто не задумается – откуда это? Я каждый раз говорю на мастер-классах: «Уважаемые режиссёры, не опускайтесь до уровня людей, которые зарабатывают деньги на человеческих страстях!»
– Юбилейный областной фестиваль «Театральные встречи» какое на вас произвёл впечатление?
– На фестивале «Театральные встречи» я увидела много разных спектаклей. Отмечу «Самоубийцу» по пьесе Эрдмана Каргопольского народного театра. Это театр с хорошим пониманием выбора репертуара, постановки, этики и эстетики. Была «Чайка» у Новодвинского народного театра, а это ответственно и актуально. Режиссёры экспериментируют в жанре драмы, делают инсценировки по произведениям Фёдора Абрамова. Мне нравится, что коллективы берут свою литературу. Поэтому юбилейный фестиваль любительских театров получился неоднородным и интересным.
– И всё это делает сельская интеллигенция, которую надо поддерживать…
– Конечно. Это те люди, которые развивают культуру на местах, поднимают уровень своих зрителей. Это очень непросто. У нас ведь в театрах работают обычные люди. Подоила корову – и пошла в народный театр. Поднимается на сцену, и совсем другой человек – так воплощается мечта…