09.03.2021 10:10

В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Фото автора

Если кто‑то смотрел фильм-сказку для подростков «Спасти Пушкина», то выкиньте её сюжет из головы – в спектакле рассказана совсем другая история. История для взрослых сугубо после 18 лет: российская жизнь «маленького человека» от советского садика, такой же школы и армии до разгульных 90‑х. Словом, не для детей.

Коротко: два питерских отморозка замочили школьного приятеля из‑за квартиры на исторической улице Рентгена. При чём здесь «солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин? Он, извините, главный герой, только на сцене в спектакле не появляется.

Далее нить истории вьётся, перенося нас из позднего СССР к пушкинским временам и обратно. К слову, пьеса Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» очень смешная, шикарнейшая вещь, так что спектакль главного режиссёра Архангельского театра драмы Андрея Тимошенко – это почти комедия. Правда, режиссёр определил её жанр как «историю одного возможного подвига».

Интересно решено пространство спектакля: партер остался за сценой-подмостками. Подмостки приближены к зрителю, который сидит в амфитеатре и выше. Короче, эта «дорожка» занимает проход между партером и амфитеатром, деля зрительный зал.

Но главная сцена театра, оставшаяся вдали, тоже задействована: на ней установлена четырёхметровая конструкция, имитирующая памятник Пушкину на площади Искусств в Ленинграде-Петербурге, поскольку именно там, в граде Петра, происходит действие пьесы. «Памятник» этот периодически то со страшным скрежетом падает навзничь, то потом обратно поднимается как бы сам по себе.

Там, где стоят кресла партера, пузырится голубоватая полиэтиленовая плёнка, видимо, изображающая январские сугробы на Чёрной речке. «Снег», само собой, когда нужно – кружится в воздухе. Прозрачные полиэтиленовые пакеты на верёвочках поднимаются к потолку вместо разноцветных шариков. Этакая чёрно-белая графика зимы, тревожности, предчувствия беды. К слову, сценограф – тоже Андрей Тимошенко.

На подмостках – четыре актёра. Главного героя, которому хронически мешает жить А. С. Пушкин, по фамилии Питунин, играет актёр Михаил Кузьмин, другие актёры, Нина Няникова, Дмитрий Беляков, Иван Братушев, играют все остальные роли – секундантов Пушкина и Дантеса, школьников, студентов, хулиганов, солдат-срочников и бандитов. Нина Няникова легко перевоплощается в Наталью Гончарову и даже глаза скашивает (красавица Наталья Николаевна весьма косила, говорят, на один глаз, кто знает – может, и на оба).

Костюмы узнаваемые – неизбежные в этом случае плащи-крылатки и цилиндры, пионерские и школьные формы, спортивный прикид гопника, бальное платье, легко трансформирующееся в небальную блузку с джинсами. Художник по костюмам – тоже Андрей Тимошенко, видимо, никому другому не доверивший своё творение. Главная музыкальная тема спектакля – композиции питерской рок-группы «АукцЫон».

В спектакле рефреном звучит одна и та же фраза, которой добивают несчастного Питунина: «Ты что, Пушкина не любишь?» Её в гневе произносят воспитательница в детском саду, учительница в школе, замполит в советской армии и ещё кто‑то. «Да за что его любить‑то?» – отбивается Питунин, а сам, в итоге, становится завзятым пушкинолюбом, не хуже старых питерских интеллигенток, которые с томиком Пушкина не расстаются даже в метро.

В конце концов, архангельские зрители сами стали задаваться вопросами: и чего этого проходимца Дантеса понесло в Россию, почему Пушкин промазал и можно ли было спасти великого поэта от роковой дуэли? Вот такое совпадение зрительского ощущения и спектакля. И потому, если вы не любите Пушкина, то непременно сходите на спектакль Архангельского театра драмы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА