Фестиваль «Европейская весна» подарил Архангельску шоу мирового уровня

22 апреля 15:19 Из газеты
«Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля
«Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля

Когда праздник заканчивается, его всегда хочется продлить – хотя бы на миг. Или хотя бы восстановить мгновения, остановившиеся в фотографиях.

«Правда Севера» вспоминает фестиваль «Европейская весна», который в двенадцатый раз провел Молодёжный театр.

«Европейская весна» прошла в Архангельске с 22 марта по 19 апреля, и даже с минимальным участием зарубежных артистов фестиваль подарил нашему городу шоу мирового уровня. Четыре коллектива из пяти, приехавшие на фестиваль, географически – не европейские, а русские. Но по уровню концептуальности и подходу они – истинные европейцы.

За этот почти месяц в Архангельске побывали пять разных творческих коллективов. Каждый из них приехал в наш город со своим видением и своим посланием, но сообща они доказали одно: в мире искусства иностранных языков не существует: художественное произведение понимаешь, несмотря на любой языковой барьер, будь то опера на испанском, французский шансон или клоунада – вообще без слов.

Аргентина – женщина

Хотя театр и спектакль, которые открывали фестиваль 22 марта, назвать русским можно поскольку-постольку. Создал независимый «Театро ди Капуа» российский режиссёр швейцаро-итальянского происхождения Джулиано ди Капуа, его постановка «Мария де Буэнос-Айрес» поёт хвалу Аргентине, а главную роль в ней исполняет аргентинско-швейцарская певица Габриелла Бергалло.

«Мария де Буэнос-Айрес» – это инженерная танго-опера на либретто поэта-авангардиста Орасио Феррера и музыку Астора Пьяццолла. Она была создана в 1967 году, а в своём театре Джулиано ди Капуа поставил её к 40-летию произведения.

Память об этом необыкновенном действии – оратории, повествующей о жизни, смерти и возрождении Марии, воплощающей в себе культуру танго, – запомнится не только в визуальных образах, но и в звуках – скрипке, баяне, фортепиано, контрабасе и гитаре, – и, что само удивительное – в запахах. Причём запахах исключительно натуральных: корицы, топлёного масла, жареного лука и, конечно, эспрессо. На спектакле на сцену было высыпано около шести килограммов кофе.

Опера состояла из 16 картин, почти каждая из которых была связана с танцем или музыкальным произведением – балладой, милонгой, фугой, вальсом, токкатой и других. Образы этих танцев и мелодий воплотили артисты академии русского балета имени Вагановой Александра Вахтер и Михаил Имамуддинов.

Песни-наблюдения из блокнота чудака

Французский шансонье Седрик Булар и его ансамбль «Boule» выступили 23 марта в клубе «Колесо».

На сцену музыкального клуба француз вышел с тремя своими соотечественниками и коллегами – саксофонистом и флейтистом Жюльеном Эй, барабанщиком Николя Лельевром и контрабасистом Кристофом Фукро. Кстати, Фукро показал мастерство игры на ещё одном, менее традиционном инструменте, – пиле.

На концерте Булар сотоварищи исполнил песни собственного сочинения, основанные на наблюдениях жизни: главным образом, встречах с людьми. Например, с представителем практически уже исчезнувшей профессии – старьёвщиком, – или с пожилым господином – велосипедистом и увлеченным астрономом. Некоторые песни в репертуаре «Boule» посвящены детям Седрика Булара, например, его старшей дочке, которую он за неуклюжесть прозвал Пьером Ришаром.

Надо сказать, что «Boule» впервые приехали в Россию. Они оказались в Архангельске даже на день раньше, чем в основном пункте назначения – Санкт-Петербурге, где в конце марта проходил фестиваль «Франкофония».

Полёт НОМальный

Пожалуй, выступления петербургской абсурдистской рок-группы «НОМ», название которой расшифровывается как «Неформальное Объединение Молодёжи» (это при том, что группе в этом году исполнилось 30 лет!), архангельская фестивальная публика ждала чуть ли не с самыми сильным нетерпением.

И не зря: шоу получилось ураганным и очень уместным для 1 апреля. Да, именно шоу, потому что «НОМ» – не из тех, кто будет тихонечко сидеть и петь песни под гитару на «квартирнике». Музыканты вышли на сцену в очень весенних и эпатажных образах – ситцевых галифе с берёзовым узором и рубахах в подсолнух, а главные шоумены – Николай Копейкин и Федул Жадный – вообще без инструментов. Зато – с бутафорскими кувалдами. Особенно харизматичен был Жадный в своём огненно-красном комбинезоне.

А аккордеонистка Варвара Зверкова покорила публику своим звонким – местами даже пронзительным – вокалом, комическим обаянием, энергией молодости и неудержимостью игры на инструменте.

Революция в искусстве

Настоящим событием 12-й «Европейской весны» наравне с концертом «НОМа» стал спектакль «Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля, который состоялся 12 апреля на сцене архангельского театра драмы.

К ней приложили руки знаковые фигуры современного театра – режиссёр Максим Диденко, – тот самый, который поставил летом 2016 года в Архангельске поэму «Путями Каина. Трагедия материальной культуры», – Мастерская Дмитрия Брусникина, композитор Иван Кушниром, художник Павел Семченко из Русского инженерного театра «АХЕ» и хореограф Илья Оши.

«Конармия» – это балет-оратория. Львиную доля впечатлений и переживаний от её просмотра зрители получают через песни, написанные Иваном Кушниром на отрывки из текста Бабеля. В спектакле есть даже песня про оранжевое солнце, которое «катится по небу, как отрубленная голова».

Запомнится «Конармия» и тем невероятным бесстрашием и самоотречением, с которым молодые артисты бросались выполнять даже самые сложные задачи, поставленные режиссёром Максимом Диденко. Это был спектакль-страдание: как для них, так и для зрителей.

Этот поезд к мечте

А завершал «Европейскую весну» 19 апреля спектакль-счастье – новое шоу петербургской театральной компании «Семьянюки» – «Семьянюки Экспресс».

Однажды, давным-давно, «Семьянюки» уже побывали на фестивале в Архангельске – тогда ещё в составе «Лицедеев» под руководством Вячеслава Полунина. Теперь же они самостоятельно гастролируют по всему миру, как автономный коллектив, и наравне со своим первым шоу показывают клоунский спектакль «Семьянюки Экспресс», действие которого происходит в вагоне-ресторане поезда.

Поставила его Яна Тумина, которой помогали художники-постановщики Юрий Сучков и Борис Петрушанский. В шоу задействованы шестеро клоунов – Александр Гусаров, Ольга Елисеева, Касьян Рывкин, Елена Садкова, Марина Махаева и Юлия Сергеева.

Шоу «Семьянюков» как нельзя лучше подошло для завершения фестиваля. Потому, что это праздник. Отличное напоминание о том, что значит «Европейская весна» для города. Ведь даже само слово «фестиваль» происходит от латинского «праздничный».

Заголовок в газете: Весна прошла, радость осталась

Мария АТРОЩЕНКО, фото Артема Келарева

Культура

24 июня

В Крас­ноб­ор­ске про­хо­дит V меж­дуна­род­ный фес­тиваль гар­мони «Сме­тан­ин­ские встречи»

23 июня

«Пой­демте с нами!» Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

23 июня

Север­ный рус­ский народ­ный хор поздра­вля­ет с Днем балалайки

22 июня

Два турис­тич­ес­ких суве­нира при­нес­ли победу Архан­гель­ской области на все­рос­сийск­ом конкурсе

21 июня

На фес­тива­ле улич­ных теат­ров архан­гело­гор­од­цы уви­дят спек­такль о чело­веке-насе­ко­мом

20 июня

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Кре­пость духа. Соловки»

20 июня

В Новод­винске сос­то­ит­ся фес­тиваль суб­куль­тур «Моло­деж­ный удар»

20 июня

Цир­ковые кол­лекти­вы Архан­гель­ска и Оулу дадут сов­мест­ное предс­та­вле­ние

20 июня

В Архан­гель­ске откры­лся музей гео­ло­гии имени ака­де­ми­ка Н. П. Лаверова

19 июня

В Архан­гель­ске стар­то­вал XXIII меж­дуна­род­ный фес­тиваль улич­ных театров

19 июня

Фильм севе­род­винск­их жур­на­лис­тов стал победи­те­лем все­рос­сийско­го теле­фес­тива­ля

19 июня

В День горо­да в Архан­гель­ске сос­то­ит­ся тан­цеваль­ный флешмоб

18 июня

В Кар­гополь­ском райо­не про­шел фес­тиваль «Покровс­кие встречи»

18 июня

Отродясь тоски не бывало

17 июня

В Архан­гель­ске на рок-фес­тива­ле «Мост» можно поиг­рать в лазер­таг и покидать ножи

Похожие материалы

18 июня Культура

Отродясь тоски не бывало

13 июня Культура

«Лотя­ну прис­мотр­ел­ся – нет, ты не цыган!»

13 июня Культура

Помимо мужс­ко­го хора, на Соло­вец­ком под­ворье в Архан­гель­ске поют школь­ницы и студентки

12 июня Культура

На Кар­гополье тихо погиба­ет уни­каль­ный памят­ник архит­ек­туры

8 июня Культура

В Крас­ноб­ор­ском райо­не в шес­той раз про­шел лите­рат­ур­ный фес­тиваль «Соло­них­ин­ские зори»

7 июня Культура

В Нёнок­се вспо­мина­ют Юрия Шуль­мана, кото­рый всю жизнь заним­ал­ся изу­чени­ем исто­рии род­ного села

6 июня Культура

В Лите­рат­ур­ном музее Архан­гель­ска хра­нит­ся тет­радь с пере­во­дом Пуш­кина на язык пле­мени брибри

6 июня Культура

Как бес­цен­ная релик­вия – родо­вой обе­рег Пуш­киных – ока­залась в Архан­гель­ске

6 июня Культура

В день рож­де­ния Пуш­кина в Архан­гель­ском Лите­рат­ур­ном музее собе­рут­ся почита­тели и потом­ки поэта

30 мая Культура

Смеш­ные исто­рии для раз­ви­тия кри­тич­ес­кого мышления

29 мая Культура

В ожи­да­нии опе­ры, в меч­тах о Хабенском

29 мая Культура

Линии гори­зон­та Васи­лия Матонина

27 мая Культура

Архан­гельск гла­зами гол­ландца. Что измени­лось за 300 лет?