Фестиваль «Европейская весна» подарил Архангельску шоу мирового уровня

22 апреля 2017 15:19 Из газеты
«Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля
«Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля

Когда праздник заканчивается, его всегда хочется продлить – хотя бы на миг. Или хотя бы восстановить мгновения, остановившиеся в фотографиях.

«Правда Севера» вспоминает фестиваль «Европейская весна», который в двенадцатый раз провел Молодёжный театр.

«Европейская весна» прошла в Архангельске с 22 марта по 19 апреля, и даже с минимальным участием зарубежных артистов фестиваль подарил нашему городу шоу мирового уровня. Четыре коллектива из пяти, приехавшие на фестиваль, географически – не европейские, а русские. Но по уровню концептуальности и подходу они – истинные европейцы.

За этот почти месяц в Архангельске побывали пять разных творческих коллективов. Каждый из них приехал в наш город со своим видением и своим посланием, но сообща они доказали одно: в мире искусства иностранных языков не существует: художественное произведение понимаешь, несмотря на любой языковой барьер, будь то опера на испанском, французский шансон или клоунада – вообще без слов.

Аргентина – женщина

Хотя театр и спектакль, которые открывали фестиваль 22 марта, назвать русским можно поскольку-постольку. Создал независимый «Театро ди Капуа» российский режиссёр швейцаро-итальянского происхождения Джулиано ди Капуа, его постановка «Мария де Буэнос-Айрес» поёт хвалу Аргентине, а главную роль в ней исполняет аргентинско-швейцарская певица Габриелла Бергалло.

«Мария де Буэнос-Айрес» – это инженерная танго-опера на либретто поэта-авангардиста Орасио Феррера и музыку Астора Пьяццолла. Она была создана в 1967 году, а в своём театре Джулиано ди Капуа поставил её к 40-летию произведения.

Память об этом необыкновенном действии – оратории, повествующей о жизни, смерти и возрождении Марии, воплощающей в себе культуру танго, – запомнится не только в визуальных образах, но и в звуках – скрипке, баяне, фортепиано, контрабасе и гитаре, – и, что само удивительное – в запахах. Причём запахах исключительно натуральных: корицы, топлёного масла, жареного лука и, конечно, эспрессо. На спектакле на сцену было высыпано около шести килограммов кофе.

Опера состояла из 16 картин, почти каждая из которых была связана с танцем или музыкальным произведением – балладой, милонгой, фугой, вальсом, токкатой и других. Образы этих танцев и мелодий воплотили артисты академии русского балета имени Вагановой Александра Вахтер и Михаил Имамуддинов.

Песни-наблюдения из блокнота чудака

Французский шансонье Седрик Булар и его ансамбль «Boule» выступили 23 марта в клубе «Колесо».

На сцену музыкального клуба француз вышел с тремя своими соотечественниками и коллегами – саксофонистом и флейтистом Жюльеном Эй, барабанщиком Николя Лельевром и контрабасистом Кристофом Фукро. Кстати, Фукро показал мастерство игры на ещё одном, менее традиционном инструменте, – пиле.

На концерте Булар сотоварищи исполнил песни собственного сочинения, основанные на наблюдениях жизни: главным образом, встречах с людьми. Например, с представителем практически уже исчезнувшей профессии – старьёвщиком, – или с пожилым господином – велосипедистом и увлеченным астрономом. Некоторые песни в репертуаре «Boule» посвящены детям Седрика Булара, например, его старшей дочке, которую он за неуклюжесть прозвал Пьером Ришаром.

Надо сказать, что «Boule» впервые приехали в Россию. Они оказались в Архангельске даже на день раньше, чем в основном пункте назначения – Санкт-Петербурге, где в конце марта проходил фестиваль «Франкофония».

Полёт НОМальный

Пожалуй, выступления петербургской абсурдистской рок-группы «НОМ», название которой расшифровывается как «Неформальное Объединение Молодёжи» (это при том, что группе в этом году исполнилось 30 лет!), архангельская фестивальная публика ждала чуть ли не с самыми сильным нетерпением.

И не зря: шоу получилось ураганным и очень уместным для 1 апреля. Да, именно шоу, потому что «НОМ» – не из тех, кто будет тихонечко сидеть и петь песни под гитару на «квартирнике». Музыканты вышли на сцену в очень весенних и эпатажных образах – ситцевых галифе с берёзовым узором и рубахах в подсолнух, а главные шоумены – Николай Копейкин и Федул Жадный – вообще без инструментов. Зато – с бутафорскими кувалдами. Особенно харизматичен был Жадный в своём огненно-красном комбинезоне.

А аккордеонистка Варвара Зверкова покорила публику своим звонким – местами даже пронзительным – вокалом, комическим обаянием, энергией молодости и неудержимостью игры на инструменте.

Революция в искусстве

Настоящим событием 12-й «Европейской весны» наравне с концертом «НОМа» стал спектакль «Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля, который состоялся 12 апреля на сцене архангельского театра драмы.

К ней приложили руки знаковые фигуры современного театра – режиссёр Максим Диденко, – тот самый, который поставил летом 2016 года в Архангельске поэму «Путями Каина. Трагедия материальной культуры», – Мастерская Дмитрия Брусникина, композитор Иван Кушниром, художник Павел Семченко из Русского инженерного театра «АХЕ» и хореограф Илья Оши.

«Конармия» – это балет-оратория. Львиную доля впечатлений и переживаний от её просмотра зрители получают через песни, написанные Иваном Кушниром на отрывки из текста Бабеля. В спектакле есть даже песня про оранжевое солнце, которое «катится по небу, как отрубленная голова».

Запомнится «Конармия» и тем невероятным бесстрашием и самоотречением, с которым молодые артисты бросались выполнять даже самые сложные задачи, поставленные режиссёром Максимом Диденко. Это был спектакль-страдание: как для них, так и для зрителей.

Этот поезд к мечте

А завершал «Европейскую весну» 19 апреля спектакль-счастье – новое шоу петербургской театральной компании «Семьянюки» – «Семьянюки Экспресс».

Однажды, давным-давно, «Семьянюки» уже побывали на фестивале в Архангельске – тогда ещё в составе «Лицедеев» под руководством Вячеслава Полунина. Теперь же они самостоятельно гастролируют по всему миру, как автономный коллектив, и наравне со своим первым шоу показывают клоунский спектакль «Семьянюки Экспресс», действие которого происходит в вагоне-ресторане поезда.

Поставила его Яна Тумина, которой помогали художники-постановщики Юрий Сучков и Борис Петрушанский. В шоу задействованы шестеро клоунов – Александр Гусаров, Ольга Елисеева, Касьян Рывкин, Елена Садкова, Марина Махаева и Юлия Сергеева.

Шоу «Семьянюков» как нельзя лучше подошло для завершения фестиваля. Потому, что это праздник. Отличное напоминание о том, что значит «Европейская весна» для города. Ведь даже само слово «фестиваль» происходит от латинского «праздничный».

Заголовок в газете: Весна прошла, радость осталась

Мария АТРОЩЕНКО, фото Артема Келарева

Культура

23 июня

В Архан­гель­ском музее ИЗО откры­лась выставка «Ухо­дят в море корабли»

22 июня

В Архан­гель­ске высту­пит Цен­траль­ный оркестр ВМФ России

21 июня

Участ­ни­ки Пар­ламе­нтс­кой ассо­ци­ации Севе­ро-Запа­да Рос­сии обсуди­ли про­блемы сох­ране­ния куль­тур­ного нас­ле­дия Севера

19 июня

В Архан­гель­ске стар­ту­ет XXIV Меж­дуна­род­ный фес­тиваль улич­ных театров

19 июня

В Север­ном мор­ском музее откры­ва­ет­ся выставка «На Архан­гель­ском рейде»

18 июня

В крае­вед­ческ­ом музее откры­ва­ет­ся выставка «Архан­гельск – колы­бель рос­сийско­го флота»

17 июня

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: Луч­ший пинеж­ский ученик

15 июня

Архан­гель­ский театр драмы полу­чил Гран-при XX фес­тива­ля антич­ной куль­туры в Керчи

14 июня

Пинежье приг­лаша­ет на «Пет­ровс­кую ярмарку»

7 июня

Выставка в Архан­гель­ске: Зина­ида Сереб­ряко­ва в кругу семьи

6 июня

Вечо­рош­нее моло­ко, или от чего я отвади­ла свое­го умного зятя

5 июня

«Рыб­ный обоз» для моло­дых режис­сё­ров

4 июня

На 200 лет стар­ше: в Архан­гель­ском Госар­хиве нашли доку­мент XIV века

2 июня

Сек­рет вне­зап­ных слёз: архан­гель­ский спек­такль побы­вал в Петер­бурге

1 июня

Девиз архив­ис­тов – «Сом­нев­ай­ся во всём!»

Похожие материалы

17 июня Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: Луч­ший пинеж­ский ученик

29 мая Культура

Между мос­тами: посвяща­ет­ся набе­реж­ной

26 мая Культура

День биб­ли­отек: игра с умным читателем

14 мая Культура

«Братья и сёс­тры»: на греб­не геро­ичес­кого взлёта

30 апреля Культура

Тайны Бори­са Шергина

30 апреля Культура

«Чёр­ный рынок» спел о «Счаст­ли­вом городе»

29 апреля Культура

Гер­ги­ев и Куд­рин нашли в Архан­гель­ске «рояль в кустах»

24 апреля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: к чему звал земляк

24 апреля Культура

«Кни­га года»: поклон и полтора кило вос­поми­на­ний

23 апреля Культура

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

19 апреля Культура

У каж­дого есть свой «сон золотой»

17 апреля Культура

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

16 апреля Культура

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках