Фестиваль «Европейская весна» подарил Архангельску шоу мирового уровня

22 апреля 15:19 Из газеты
«Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля
«Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля

Когда праздник заканчивается, его всегда хочется продлить – хотя бы на миг. Или хотя бы восстановить мгновения, остановившиеся в фотографиях.

«Правда Севера» вспоминает фестиваль «Европейская весна», который в двенадцатый раз провел Молодёжный театр.

«Европейская весна» прошла в Архангельске с 22 марта по 19 апреля, и даже с минимальным участием зарубежных артистов фестиваль подарил нашему городу шоу мирового уровня. Четыре коллектива из пяти, приехавшие на фестиваль, географически – не европейские, а русские. Но по уровню концептуальности и подходу они – истинные европейцы.

За этот почти месяц в Архангельске побывали пять разных творческих коллективов. Каждый из них приехал в наш город со своим видением и своим посланием, но сообща они доказали одно: в мире искусства иностранных языков не существует: художественное произведение понимаешь, несмотря на любой языковой барьер, будь то опера на испанском, французский шансон или клоунада – вообще без слов.

Аргентина – женщина

Хотя театр и спектакль, которые открывали фестиваль 22 марта, назвать русским можно поскольку-постольку. Создал независимый «Театро ди Капуа» российский режиссёр швейцаро-итальянского происхождения Джулиано ди Капуа, его постановка «Мария де Буэнос-Айрес» поёт хвалу Аргентине, а главную роль в ней исполняет аргентинско-швейцарская певица Габриелла Бергалло.

«Мария де Буэнос-Айрес» – это инженерная танго-опера на либретто поэта-авангардиста Орасио Феррера и музыку Астора Пьяццолла. Она была создана в 1967 году, а в своём театре Джулиано ди Капуа поставил её к 40-летию произведения.

Память об этом необыкновенном действии – оратории, повествующей о жизни, смерти и возрождении Марии, воплощающей в себе культуру танго, – запомнится не только в визуальных образах, но и в звуках – скрипке, баяне, фортепиано, контрабасе и гитаре, – и, что само удивительное – в запахах. Причём запахах исключительно натуральных: корицы, топлёного масла, жареного лука и, конечно, эспрессо. На спектакле на сцену было высыпано около шести килограммов кофе.

Опера состояла из 16 картин, почти каждая из которых была связана с танцем или музыкальным произведением – балладой, милонгой, фугой, вальсом, токкатой и других. Образы этих танцев и мелодий воплотили артисты академии русского балета имени Вагановой Александра Вахтер и Михаил Имамуддинов.

Песни-наблюдения из блокнота чудака

Французский шансонье Седрик Булар и его ансамбль «Boule» выступили 23 марта в клубе «Колесо».

На сцену музыкального клуба француз вышел с тремя своими соотечественниками и коллегами – саксофонистом и флейтистом Жюльеном Эй, барабанщиком Николя Лельевром и контрабасистом Кристофом Фукро. Кстати, Фукро показал мастерство игры на ещё одном, менее традиционном инструменте, – пиле.

На концерте Булар сотоварищи исполнил песни собственного сочинения, основанные на наблюдениях жизни: главным образом, встречах с людьми. Например, с представителем практически уже исчезнувшей профессии – старьёвщиком, – или с пожилым господином – велосипедистом и увлеченным астрономом. Некоторые песни в репертуаре «Boule» посвящены детям Седрика Булара, например, его старшей дочке, которую он за неуклюжесть прозвал Пьером Ришаром.

Надо сказать, что «Boule» впервые приехали в Россию. Они оказались в Архангельске даже на день раньше, чем в основном пункте назначения – Санкт-Петербурге, где в конце марта проходил фестиваль «Франкофония».

Полёт НОМальный

Пожалуй, выступления петербургской абсурдистской рок-группы «НОМ», название которой расшифровывается как «Неформальное Объединение Молодёжи» (это при том, что группе в этом году исполнилось 30 лет!), архангельская фестивальная публика ждала чуть ли не с самыми сильным нетерпением.

И не зря: шоу получилось ураганным и очень уместным для 1 апреля. Да, именно шоу, потому что «НОМ» – не из тех, кто будет тихонечко сидеть и петь песни под гитару на «квартирнике». Музыканты вышли на сцену в очень весенних и эпатажных образах – ситцевых галифе с берёзовым узором и рубахах в подсолнух, а главные шоумены – Николай Копейкин и Федул Жадный – вообще без инструментов. Зато – с бутафорскими кувалдами. Особенно харизматичен был Жадный в своём огненно-красном комбинезоне.

А аккордеонистка Варвара Зверкова покорила публику своим звонким – местами даже пронзительным – вокалом, комическим обаянием, энергией молодости и неудержимостью игры на инструменте.

Революция в искусстве

Настоящим событием 12-й «Европейской весны» наравне с концертом «НОМа» стал спектакль «Конармия» по мотивам рассказов Исаака Бабеля, который состоялся 12 апреля на сцене архангельского театра драмы.

К ней приложили руки знаковые фигуры современного театра – режиссёр Максим Диденко, – тот самый, который поставил летом 2016 года в Архангельске поэму «Путями Каина. Трагедия материальной культуры», – Мастерская Дмитрия Брусникина, композитор Иван Кушниром, художник Павел Семченко из Русского инженерного театра «АХЕ» и хореограф Илья Оши.

«Конармия» – это балет-оратория. Львиную доля впечатлений и переживаний от её просмотра зрители получают через песни, написанные Иваном Кушниром на отрывки из текста Бабеля. В спектакле есть даже песня про оранжевое солнце, которое «катится по небу, как отрубленная голова».

Запомнится «Конармия» и тем невероятным бесстрашием и самоотречением, с которым молодые артисты бросались выполнять даже самые сложные задачи, поставленные режиссёром Максимом Диденко. Это был спектакль-страдание: как для них, так и для зрителей.

Этот поезд к мечте

А завершал «Европейскую весну» 19 апреля спектакль-счастье – новое шоу петербургской театральной компании «Семьянюки» – «Семьянюки Экспресс».

Однажды, давным-давно, «Семьянюки» уже побывали на фестивале в Архангельске – тогда ещё в составе «Лицедеев» под руководством Вячеслава Полунина. Теперь же они самостоятельно гастролируют по всему миру, как автономный коллектив, и наравне со своим первым шоу показывают клоунский спектакль «Семьянюки Экспресс», действие которого происходит в вагоне-ресторане поезда.

Поставила его Яна Тумина, которой помогали художники-постановщики Юрий Сучков и Борис Петрушанский. В шоу задействованы шестеро клоунов – Александр Гусаров, Ольга Елисеева, Касьян Рывкин, Елена Садкова, Марина Махаева и Юлия Сергеева.

Шоу «Семьянюков» как нельзя лучше подошло для завершения фестиваля. Потому, что это праздник. Отличное напоминание о том, что значит «Европейская весна» для города. Ведь даже само слово «фестиваль» происходит от латинского «праздничный».

Заголовок в газете: Весна прошла, радость осталась

Мария АТРОЩЕНКО, фото Артема Келарева

Культура

12 декабря

Ансамбль «Друж­ба» из Архан­гель­ска побе­дил на меж­дуна­род­ном кон­курсе в Эстонии

10 декабря

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря

Победи­те­лем кино­фес­тива­ля «Arctic Open» стал фильм по сце­на­рию сына Вла­ди­ми­ра Высоцкого

10 декабря

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

9 декабря

В Доб­ролю­бов­ке откро­ет­ся выставка Кот­ласско­го объе­ди­не­ния худож­ни­ков «Кален­дарь»

8 декабря

Архан­гель­ский филар­мони­чес­кий оркестр исполн­ит «Сере­наду барыш­не Европе»

8 декабря

В Архан­гель­ске нача­лись кино­пока­зы фес­тива­ля «Arctic Open»

8 декабря

Архан­гело­гор­од­ка Мария Его­рова стала победи­те­лем прес­тижно­го конкурса

8 декабря

Двад­цать кол­лекти­вов выступи­ли на Пер­вом хоро­вом фес­тива­ле в Архан­гель­ске

8 декабря

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

7 декабря

В архан­гель­ском «Истори­чес­ком кафе» обсу­дят днев­ники путе­шест­ве­нника 18 века

6 декабря

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на Ека­те­ри­нин­ские дни

6 декабря

Теат­раль­ный кол­ледж Олега Таба­кова про­ве­дёт в Архан­гель­ске отбор аби­тури­ен­тов

6 декабря

В Архан­гель­ске сос­то­ит­ся пер­вый хоро­вой фестиваль

6 декабря

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

Похожие материалы

10 декабря Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой: Запад­ное отча­яние и вос­точный фатализм

10 декабря Культура

В Онеге откры­лись две выставки – «При­рода Онежс­ко­го края» и «Мир за моим окном»

8 декабря Культура

В Архан­гель­ске про­шел кон­церт бри­танс­ко­го музы­кан­та Эндрю Кинга

6 декабря Культура

Пер­вый кино­фес­тиваль стран Аркти­ки «Arctic Open» стар­ту­ет 7 декабря

3 декабря Культура

Лите­рат­ур­ная Нян­дома утёр­ла нос лите­рат­ур­ному Архан­гель­ску

29 ноября Культура

В Архан­гель­ске вышла книга детс­ко­го врача и пере­вод­чика Марии Пик­кель «Судь­ба на фоне ХХ века»

28 ноября Культура

О тро­гатель­ном муль­тфильме школь­ни­ков из Верх­не­тоем­ско­го райо­на узна­ла вся область

23 ноября Культура

Архан­гель­ский худож­ник о путе­шес­твии дли­ной в три года. «Там, где Бого­роди­ца – игуменья»

21 ноября Культура

В День духов­ной куль­туры Архан­гель­ска Доб­ролю­бов­ка пере­даст книгу XV века областно­му Госу­дарст­вен­ному архиву

19 ноября Культура

В Архан­гель­ске вру­чили пре­мии за луч­шие крае­вед­чес­кие и истори­чес­кие издания

13 ноября Культура

Может ли север­ная девуш­ка быть слиш­ком изящ­ной, а парень – горячим?

13 ноября Культура

Евге­ний Кня­зев – об авторс­ком и клас­сич­ес­ком теат­рах и впе­чат­лени­ях от постано­вок Архан­гель­ского теат­ра драмы

8 ноября Культура

Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой. «Искры боль­шого пожара»