Корни, растущие вверх

24 января 2020 17:35 Из газеты
Виктор Панов, Анастасия Дедёшина, Василий Ларионов
Виктор Панов, Анастасия Дедёшина, Василий Ларионов

Именно они выбраны символом второго фестиваля «Транзит», объединившего в Архангельске «Европейскую весну» и «Пасхальный фестиваль»

Вдень старта билетных продаж организаторы рассказали об особенностях нынешней фестивальной программы.

— В этом году у нас получился фестиваль такой «корневой» культуры, именно поэтому его основной лозунг – «Вперёд, к корням!» – объяснил директор Поморской филармонии Василий Ларионов. – Без корней дерево не живёт. И наш фестиваль именно об этом. Причём мы не погружаемся только в русскую традицию, более того, гораздо больше погружаемся не в русскую отечественную. Познакомить зрителей с европейской и американской традицией нам показалось очень интересным.

Виктор Панов, художественный руководитель Архангельского молодёжного театра, заметил, что для него возвращение к корням – это возвращение к слову, которое было вначале. И как возвращение к чистому русскому языку, и в более широком смысле.

— Для меня эти две темы очень важны, поэтому в моём театре каждое новое поколение проходит через Писахова и через военную тему. Поэтому на фестивале будет, например, «Магда», – пояснил Виктор Петрович.

«Магда» – один из шести проектов в программе «Европейской весны», которая в этом году посетит Архангельск с 17 марта по 5 апреля. Спектакль привезёт из Санкт-Петербурга известный своими нестандартными постановками «Плохой театр». «Магда» поставлена по пьесе об истории семьи Геббельсов английского драматурга Майкла Ардитти.

— Я хочу показать, какого врага мы победили, с какой мощнейшей идеологией, – людей, которые готовы семью свою уничтожить, потому что проиграли не войну – идею! – пояснил свой выбор Виктор Панов.

Перекликается с ней пьеса Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» о прошлом, которое не уходит, и о лёгкости, с которой мы можем вернуться к тоталитаризму. Во время «Весны» состоится так называемая открытая читка пьесы и творческая встреча с её автором. А 1 апреля – с умыслом, чтобы настроить зрителя, – поставили спектакль Ильи Мощицкого из Петербурга «Дуб Майкла Крейг Мартина». Говорят, это перфоманс, который творится каждый раз заново, с участием публики, и реакция этой публики на происходящее самая разная…

Открывать «Весну» в этом году доверили шокирующей и противоречивой «петербурженке» «Медее» – современной рок-опере с современным прочтением сюжета, совместному произведению Театро Ди Капуа, группы «Последние танки в Париже», Алексея Никонова и Павла Семченко. Написана опера на стихи Алексея, или, как его называют в Питере, Лехи Никонова. Как выразилась помощник руководителя Анастасия Дедёшина, это самый сок питерского андеграунда.

— Мы поменяли стиль «Европейской весны», фестиваль стал мультиформатным. Кроме того, целых два фестивальных дня мы отдадим под детскую программу, – рассказала Анастасия. – К нам едет прекрасный испанский театр «Ла Петита Малумалуга» с «Тридцатью слониками под зонтиком». Это спектакль для малышей 0+, но артисты поднимают очень интересные темы – любовь, потеря близкого человека, смерть. И делают это в замечательной игровой форме. Мы попросили только обойти тему секса: нам кажется, наше общество пока к этому не готово.

Сам Виктор Панов особенно звал на необычный «спектакль-экспедицию» молодых архангельских режиссёров Дмитрия Тарасова и Филиппа Шкаева под названием «На Севере». Спектакль в необычном формате: вместе с актёрами зрители пройдут по Архангельску, и на каждой остановке увидят историю одного из героев: Степана Писахова, Ксении Гемп и Бориса Шергина. Панов сказал, что задумка гениальная, такого у нас ещё никто не делал.

— Почему «Европейская весна», а никаких европейских спектаклей? Из-за полного отсутствия желания у властей финансировать это дело, – заметил, предваряя вопросы, Виктор Петрович.

А вот директор Поморской филармонии, «отвечающей» за «Пасхальный фестиваль», напротив, заметил, что их в этом году поддержало министерство культуры, поэтому цены на билеты смогли сделать ниже: убыток закроют выделенной субсидией. С 11 апреля по 2 мая Архангельск посетят без малого 70 музыкантов из разных стран, в том числе звёзды мировой величины, такие как американская певица Мэри МакБрайд. 11 апреля её коллектив выступит на сцене Поморской филармонии.

По словам Василия Ларионова, в этом году было решено уйти от музыки православных культур. У фестиваля впервые полностью европейско-американская программа.

— Мы её назвали «Музыка мира», в английском варианте это звучит ещё более выпукло: мир как пространство и мир как единение. Мы говорим о тех конфликтах, которые существуют на Земле, и музыкой мира хотим представить то, что привносит в душу гармонию, даёт людям чувство прекрасного, – рассказал Василий Ларионов.

Откроет фестиваль 21 апреля мужской хор с французской Корсики «А Филетта».

— Мужской хор из Франции – это что‑то… Помните фильм Жака Вебера «Дон-Жуан»? Саундтрек к нему исполнила именно «А Филетта». За свою сорокалетнюю историю эти ребята выступают в России всего второй раз, – заметил директор филармонии.

По его словам, корсиканцы совмещают церковное пение, сакральные гимны и древние песни горцев Франции – и всё это прозвучит под сводами Кирхи.

А 24 апреля в клубе «Колесо» выступит фолк-рок-группа «Свята Ватра» с эстонско-украинским составом.

— «Свята Ватра» – моя большая личная гордость, – рассказал Василий Ларионов. – Она хоть и базируется в Эстонии, по сути является украинской группой, её костяк до 2005 года – это известная украинская группа «Гайдамаки». И я горжусь, что мы убедили их приехать в Россию впервые с 2014 года. Нам они сказали: «На фестиваль музыки мира – фестиваль наведения мостов – мы приедем». Они переосмысляют украинский фольклор в таком панк-рок-фолк-стиле. Это те украинские песни, которые вы, скорее всего, знаете, – и всё это с драйвом.

Кстати, на следующий день после выступления в «Колесе» «Свята Ватра» приглашает всех пообщаться в неформальной обстановке. Обещают рассказать о своих музыкальных традициях и познакомить с народными инструментами, в том числе очень необычными.

В этот же день, 25 апреля, на сцене филармонии выступит Антон Батагов – один из самых известных современных русских композиторов и один из самых важных представителей современного музыкального искусства. Музыкант живёт в США и в России выступает редко, только в значимых для него событиях.

— Когда мы обрисовали ему концепцию нашего фестиваля, он сказал, что у него есть специальная авторская программа «Где нас нет» по мотивам посещения Ново-Дивеевского монастыря в Нью-Йорке, которая как нельзя лучше ложится в тематику. По сути, это история как раз про разрыв с корнями. Полностью авторский фортепианный цикл, причём с элементами перформанса, что вообще‑то очень сложно представить для классического музыканта, особенно композитора, – рассказал Василий Ларионов.

28 апреля в областном театре драмы – впервые в России! – выступит испано-сербский коллектив BGKO. Как выразился Василий Ларионов, это «главные» в Европе за балканскую музыку. Вместе с группой сыграет знаменитый сербский флейтист Бора Дугич.

На закрытии фестиваля 2 мая в Кирхе выступит «ЛАУ», не раз признававшаяся главной этно-фолк-группой Соединённого Королевства. В России они были всего раз и приехать в Архангельск согласились с большой радостью, тем более что инициативу поддержало Британское посольство в Москве. Ларионов представил их так:

— Если вы любите старинную английскую и шотландскую музыку, саги от Робин Гуда до короля Эдварда – это всё то же самое, только в современном переложении.

Подводя итог, директор филармонии заметил, что отбирали музыкантов не случайным образом, а по ключевым международным музыкальным фестивалям.

— Мы взяли, как мы считаем, из лучшего, что есть в мировой этнической музыке, и собрали эти коллективы здесь. И вряд ли мы это сможем повторить, – признался он.

К слову, цены на билеты, по словам организаторов, сейчас самые низкие. Ближе к событиям фестиваля они существенно повысятся. Кроме того, организаторы впервые решили провести розыгрыш приза среди зрителей-участников. Победители, два человека, получат возможность бесплатно съездить на два дня в Эстонию на «Тallinn music week» в конце марта. Чтобы участвовать в розыгрыше, достаточно купить два билета на любое из мероприятий «Пасхального фестиваля» или «Европейской весны» и сделать в соцсетях репост с условиями конкурса.

Елена ХЛЕСТАЧЕВА. Фото автора

Культура

27 января

На Архан­гель­ске откры­лась улич­ная выставка, посвящ­ен­ная дере­вян­ному судос­тро­ению

26 января

Архан­гель­ский театр драмы приг­лаша­ет на музы­каль­ные вече­ра ансамбля Игоря Горь­ково­го

22 января

В Пинеж­ском райо­не появи­лись дере­вян­ные горы с пещерой

21 января

В Архан­гель­ской области пере­из­дали «Пела­гею и Альку»

21 января

«Малые Коре­лы» объяв­ля­ют о нача­ле приё­ма заявок на кон­курс «Нас­ле­дие Поморья»

20 января

Артисты ансамбля «Диво­ванье»: «Мы живём в див­ном доме рус­ской песни»

19 января

«Малые Коре­лы» предс­та­вля­ют новую виде­оэк­ску­рсию

18 января

В Архан­гель­ске про­шёл кон­курс дет­ских кос­тю­мов «Мас­ка­рад кален­даря»

18 января

В Кар­гопо­ле про­хо­дят «Хрус­таль­ные звоны»

17 января

В Архан­гель­ске откры­лась глав­ная регио­наль­ная выставка «Север»

16 января

В январе исполни­лось 85 лет со дня рож­де­ния Нико­лая Рубцова

16 января

Пара­ллель­ная жизнь дере­вян­ного зод­чества: сверх­ма­лые Корелы

16 января

В Архан­гель­ской области выпус­тили нео­быч­ную книгу – «Семьис­тру­нка»

15 января

Север­ный рус­ский народ­ный хор отме­тит 95-ле­тие постан­ов­кой про жем­чужный промысел

14 января

В день памя­ти Нико­лая Руб­цова в Архан­гель­ске будут читать стихи поэта

Похожие материалы

20 января Культура

Артисты ансамбля «Диво­ванье»: «Мы живём в див­ном доме рус­ской песни»

14 января Культура

В нача­ле «Абрам­ов­ско­го театра»

7 января Культура

«Было бы жела­ние, кукла и… чемо­дан»: Нян­домс­кий про­ект «Бабуш­кины сказ­ки» стал победи­те­лем Все­рос­сийско­го конкурса

5 января Культура

В Архан­гель­ской области откры­ва­ют­ся биб­ли­оте­ки будущего

4 января Культура

Архан­гель­ский ради­оте­лец­ентр стал «Дос­то­янием Севера»

31 декабря Культура

В Худо­жест­ве­нном сало­не-гале­рее откры­лась выставка Дмит­рия Тру­бина «27 натюр­морт­ов»

20 декабря Культура

«Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой»: Поле битвы – сер­дца людей

20 декабря Культура

В Архан­гель­ске откры­лась выставка о помо­рах и «нич­ей­ном» архипе­лаге

20 декабря Культура

Кол­лек­ция Архан­гель­ского крае­вед­ческо­го музея попол­нилась двумя уни­каль­ными книгами

18 декабря Культура

Фёдор Абра­мов и дра­мат­ур­гия: послед­ние идеалисты

12 декабря Культура

О неп­ригла­жен­ном Фёдо­ре Абрамо­ве: «Ты, зем­ляк, меня приук­рас­ил…»

11 декабря Культура

Дирек­тор област­ной биб­ли­оте­ки имени Доб­ролю­бова Ольга Сте­пина о вызо­вах пан­де­мии и их прео­до­ле­нии биб­ли­отеч­ным сооб­щест­вом

11 декабря Культура

Когда Гоголь и Шос­тако­вич ути­ра­ют слёзы одним плат­ком: в Архан­гель­ске завер­шился кино­фес­тиваль Arctic Open