Писатель Фёдор Абрамов обратился к главному редактору «Правды Севера» Ивану Стегачёву с просьбой напечатать его речь
Дорогой Иван Мартынович!
Посылаю «Ленинградскую правду» с моей речей на съезде письменников. Думаю, её было бы полезно напечатать в Вашей газете. На всякий случай с этой же просьбой обращаюсь к Главному идеологу Архангельской области.
Речь имела огромный успех, ибо о России шла речь, а о ней у нас говорить не принято.
Ваш Ф. Абрамов. 28/VI-76.
P. S. Разумеется, в речи не менять ни слова. Ф. А. Речь в «Ленправде» воспроизведена из слова в слово, так что ссылаться на неё необязательно. Ф. А.
***
«Говорю о русской бабе, потому что о русской прозе веду речь»
Из выступления Фёдора Абрамова на VI съезде писателей СССР. 1976 год
… А между тем на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, стоит здание всей нашей сегодняшней жизни.
Вспомним, к примеру, только один подвиг русской бабы в минувшей войне. При этом я ни на минуту не забываю о подвижничестве женщин других народов нашей великой страны. Но говорю о русской бабе, потому что о русской прозе веду речь. Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская Армия. А как, какой мерой, каким мерилом измерить подвиг всё той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!
Так что ж удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? Нет, не идеализация это патриархальщины, не пресловутая тоска по уходящей избяной Руси, как иной раз с такой бездумной лёгкостью и даже высокомерием вещают некоторые критики и даже некоторые писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая, благодарность.
Вместе с тем большой разговор в литературе о людях старого и старшего поколений – это стремление осмыслить и удержать их духовный опыт, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний.
Да, тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, да, порой граждански невоспитанные, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь…
И одна из главнейших задач современной литературы – предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями. И это вопрос не узко моралистический, не отвлечённый. Это вопрос вопросов всего нашего бытия. И в него, в этот вопрос, в конечном счёте упирается подъём русского Нечерноземья, реализация тех грандиозных планов преобразования русской деревни, которые намечены…