22.01.2015 09:16

«Не виноватая я. Он сам пришел»

Самыми кассовыми были, есть и будут зарубежные блокбастеры. «Кино не для всех» попадает в наши кинотеатры в порядке эксперимента

В России новинки кино всегда стартуют в четверг. Но что с фильмом происходит до премьеры и по какому принципу складываются отношения архангельских кинотеатров и кинозрителей?

Порой им так же трудно понять друг друга, как водителю и пешеходу. Зрители жалуются, что не показывают умные фестивальные ленты, а сами с готовностью идут на блокбастеры. Кинотеатры из коммерческих соображений отдают выгодным массовым картинам лучшие залы и сеансы, а для кино «не для всех» оставляют, максимум, один-два сеанса. Замкнутый круг. Для Архангельска, в котором кинотеатров немного, эта ситуация типичная.

Осторожно, здесь ступенька

Чтобы пешеходу понять водителя, ему нужно сесть за руль. Водителю – пройтись по «зебре» без светофора. Зрителям же, для того чтобы понять, что движет сотрудниками кинотеатров, нужно хоть раз заглянуть на их «кухню».

Во второй половине 2014 года, после закрытия «Модерна» на ремонт, горожанам приходилось выбирать между «Русью» и «Искрой». С 1 января 2015 года выбирать приходится уже не из двух, а из трех: на городской карте появился новый игрок – мультиплекс «Мираж Синема».

Мало кто из любителей кино знаком со всеми нюансами работы кинотеатра. Особенно с тем маршрутом, который должна пройти картина по дороге на большой экран.

В эти тонкости нас посвятил директор по развитию кинокомплекса «Русь» Евгений Никитин.

– У нас в России есть компании-дистрибьюторы. Они являются представителями крупных компаний, таких как «Worner Brothers», «Paramount Pictures» и «20th Century Fox», которые имеют свои офисы в нашей стране. Еще есть компании, которые не привязаны к конкретным крупным студиям. Они закупают фильмы на различных зарубежных кинорынках, например, на том, что проходит летом в Барселоне. Также это происходит и на фестивалях. Зачастую на них не только показывают кино и выдают призы, но и ведут деловые переговоры о том, в какой стране и за какую сумму могут показать определенный фильм.

Когда фильм куплен, его привозят в Россию, выбирают оптимальную дату запуска, озвучивают, получают для него прокатное удостоверение от Министерства культуры и потом предлагают для показа кинотеатрам. А наша работа заключается в том, чтобы посмотреть на дату...

Сейчас Евгений как специалист, ответственный за репертуар кинокомплекса, отбирает релизы на 5 февраля. За таким масштабным и дорогостоящим проектом, как «Восхождение Юпитер» – фантастикой от создателей «Матрицы» Эндрю и Ланы Вачовски, – дело не стало. А насчет «Левиафана» Андрея Звягинцева и «Игры в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем приходится взвешивать «за» и «против».

– У меня формируется такая «лесенка», – объясняет Евгений. – Так как мы коммерческая организация, ступеньки в этой «лесенке» выставляются по кассовому потенциалу, по количеству аудитории. Я стараюсь, конечно, ставить фильмы «не для всех», но это происходит только если есть место. То же «Восхождение Юпитер» взять всего на два сеанса в день – это нецелесообразно. Ради двух сеансов его прокатчики просто-напросто не будут давать.

Перед комплексом «Мираж Синема», в котором семь залов, такой выбор не стоял бы. Как сообщает менеджер по рекламе сети кинотеатров Анастасия Плотникова, картины таких ниш, как арт и арт-мейнстрим, составляют около 15 процентов месячного репертуара. Кстати, в Архангельском «Мираже» пойдет как «Левиафан», так и «Игра в имитацию».

– Отбор происходит также с учетом различных факторов: награды на престижных фестивалях, отзывы международной критики, участие популярных артистов, имя режиссера, – объясняет Анастасия. – Наши кинотеатры – многозальники, мы можем позволить себе показывать картины, занимающие совершенно отличные друг от друга жанровые ниши и интересные при этом разным аудиториям.

И тем не менее, несмотря на разносторонность репертуара мультиплекса, его сотрудники все равно отмечают повышенный интерес зрителей к западным блокбастерам.

– Самыми кассовыми всегда были, есть и будут зарубежные многомиллионные блокбастеры, – говорит Анастасия Плотникова. – Это то, ради чего основная масса зрителей и приходят в кино: отвлечься от реального мира, посмотреть на дорогие спецэффекты и увидеть то, чего никогда не произойдет на соседней улице. Большой экран, качественный звук, яркая картинка и атмосфера. Если говорить о популярности жанров в общей картине проката, то, наверное, это все-таки комедии, их зритель очень любит. Также могут сыграть роль наличие любимых актеров, имя режиссера, продолжения популярных франшиз.

«Искре» же, у которой большой, но единственный зал, выбирать не приходится: в ход идут, как правило, заведомо кассовые фильмы. Директор кинотеатра Сергей Герасимов в телефонном разговоре сказал нам, что репертуар практически идентичен репертуару кинокомплекса «Русь».

По словам Евгения Никитина, «Руси» с ее четырьмя залами приходится расставлять приоритеты.

– Нужно учитывать, что конкуренция кинотеатров в Архангельске и конкуренция в том же Ярославле, например, – это две разные ситуации. В Ярославле много торговых центров с кинотеатрами-многозальниками, и там стараниями инициативной группы довольно неплохо работает кино «не для всех». У них есть своя аудитория, которая к ним ради этого и ходит. Потому что в кинотеатре-многозальнике увидеть балет можно нечасто. А у нас в «Руси» это практически нереально. На этих ступеньках он будет в самом низу.

– В смысле прямо балет?

– Прямо балет. Да, в том же Ярославле в кино показывают крупнейшие постановки оперы и балета. Это интересно в принципе. Но я его не могу взять в репертуар, потому что другие проекты, которые у нас стартуют, занимают все эфирное время. Для нас нет смысла начинать работу в восемь утра и заканчивать в пять ночи, людей-то все равно не будет.

– Но бывают же такие энтузиасты, которые в день премьеры хотят попасть на самый первый сеанс...

– Да, но их немного. Люди начинают писать: почему, мол, не берете такой-то проект? Но, когда его берешь, на деле оказывается, что посещаемость гораздо ниже той, что ожидалась. Эта активность не всегда объективно показывает мнение большинства.

– Но нельзя сказать все-таки, что у вас нет неформатного кино.

– По поводу тех же «Игры в имитацию» и «Левиафана» я совсем недавно проводил опрос в нашей группе в социальных сетях, потому что оба проекта я взять не могу. В голосовании победила «Игра». Фильмы оба достаточно длинные, достаточно специфические, и их еще, естественно, надо ставить вечером. Это такое кино, которое, в принципе, можно было и не брать. Каких-то баснословных денег мы на них не заработаем. Я мог бы то же «Восхождение Юпитер» просто пошире расписать по сеансам, и у меня сборы были бы даже, наверное, лучше. Но я хочу, чтобы аудитория смотрела разное кино.

– При отборе фильмов в репертуар вы учитываете заявки зрителей?

– Очень много зрителей приходят в кино отдохнуть: расслабиться, получить удовольствие, – подчеркивает Никитин.

– А зрительские заявки чаще всего исходят от людей, любящих независимое кино – трудное, которое смотрится по настроению, по большому счету, «диванное кино». Те, кто оставляет заявки, сами часто и смотрят такое кино дома. По словам директора по развитию, немассовые картины часто попадают в афишу «Руси» в порядке эксперимента. Причем результаты этих экспериментов могут удивить.

– Интерес вроде есть, берешь этот фильм, а людей нет... У нас сейчас в прокате идет картина «Большие глаза» – новый фильм Тима Бертона с шикарнейшим актерским составом, а людей на сеансе – дай бог, человек десять. Не вызвал этот релиз у публики интереса. Тут может быть много причин: каникулы закончились, деньги закончились, а зарплаты еще ждать надо. Может, просто устали от кино.

Очень сильно успех ленты в прокате зависит от ее правильного позиционирования. И от точного расчета целевой аудитории. Правда, с этим иногда случаются курьезы. Как, например, с мюзиклом Роба Маршалла «Чем дальше в лес».

– Сначала лента позиционировалась как детская семейная сказка, а на деле оказалось, что это комедийная пародия для взрослых, – рассказывает Евгений. – Уже когда все взято, все подписано, выясняется такое. А мы уже отказаться не можем. Пришлось его передвинуть с утра на вечер. То же самое будет с картиной «Kingsman: Секретная служба». С удивлением все узнали, что в последний момент у ленты рейтинг изменился с «12+» до «18+». Оказалось, финальная драка там настолько кровавая, что возрастное ограничение сразу взлетело. Хотя сначала он позиционировался как развлекательное кино.

Счастливые часы

Мы спросили у представителей архангельских кинотеатров, сеансы в какие дни недели самые людные. Ответы получили предсказуемые, да не совсем.

– Зависит от фильмов, – считает директор «Руси» по развитию Евгений Никитин. – Есть кино для фанатов, например «Голодные игры». Или в феврале выйдет «Пятьдесят оттенков серого». В четверг будет масса народу. В пятницу он будет проседать, в субботу пройдет примерно как в четверг. Бывают фильмы, которые в четверг и пятницу не вызывают ажиотажа: у вас нет сиюминутного желания побежать на сеанс. Они лучше работают в субботу и воскресенье.

Сотрудники «Мираж Синема» придерживаются сходной точки зрения, но с одним весомым исключением. В кинотеатрах этой сети бывают рейтинговыми не только выходные, но еще и... понедельник.

– По понедельникам мы еженедельно в течение уже многих лет практически во всех наших кинотеатрах проводим акцию «Легкий понедельник», благодаря которой зрители могут купить билет в кино всего от 100 рублей, – поясняет Анастасия Плотникова.

Активное кино-Новогодье

Новогодние каникулы – горячая пора в кинотеатрах. Это подтверждают сотрудники всех трех архангельских кинотеатров. – У нас в каникулы оттока зрителей не было, – сообщает директор кинотеатра «Искра» Сергей Герасимов, – а конец января – начало февраля – не самый активный период.

По словам директора «Искры», фильм «Хоббит: Битва Пяти воинств» посмотрели около четырех тысяч архангелогородцев. Новогодние «Елки 1914» – 3500. А на мультфильм «Пингвины Мадагаскара» сходили 2700 любителей мультипликации.

В «Мираж Синема» нам сказали, что в каникулы хорошо шли такие картины, как «Исход: Цари и боги», «Седьмой сын», «Три богатыря. Ход конем» и «Елки 1914».

В новогодние праздники большинство зрителей «Руси» смотрели «Седьмого сына».

– Сейчас на первом месте «Три богатыря: Ход конем», «Ночь в музее-3» – на втором, «Исход: Цари и боги» – на третьем, – добавил Евгений Никитин.

А за период с апреля 2014 года по сей день, по словам Никитина, самым посещаемым фильмом за счет проката во время каникул стал последний «Хоббит». В кинокомплекс «Русь» на него сходили около 15 тысяч человек. На втором месте – летний блокбастер Майкла Бэя «Трансформеры. Эпоха истребления». Его посмотрели больше 12 тысяч. Третье место принадлежит новому творению Кристофера Нолана «Интерстеллар». Его посмотрели 11 тысяч киноманов.

Для сравнения, самым посещаемым российским фильмом в кинокомплексе «Русь» стал новый «Вий» Олега Степанченко в 3D. За ним идет лента по следам сериала «Кухня в Париже» и вторая часть одиозного алко-трэша «Горько».

Цифры говорят сами за себя.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария АТРОЩЕНКО. Фото Николая Гернета.