День библиотек: игра с умным читателем

26 мая 2018 19:43 Праздники Из газеты
Писатель Сергей Носов. Фото сайта aonb.ru.
Писатель Сергей Носов. Фото сайта aonb.ru.

27 мая, в общероссийский День библиотек, в Добролюбовке выступит российский писатель, эссеист и драматург Сергей Носов, лауреат премии «Национальный бестселлер» (за роман «Фигурные скобки») и финалист «Большой книги» (за роман «Франсуаза, или Путь к леднику»).

Представляем его книги архангельскому читателю.

«Грачи улетели», 2005

Первый слой романа – жизнь и приключения трёх друзей Тёпы, Чибы и Щуки, точнее, Чибирева, Щукина и Тёпина. Чибирев – директор школы, преподаватель математики, и жена у него – налоговый инспектор. Щукин, сторож склада олифы, что недалеко от завода мясокостной муки и заброшенного кладбища, обожает разбирать и чинить пишущие машинки, особенно антикварные. Тёпин считает себя творцом, поверив, что однажды сделанное ими на Невском мосту, – акт искусства. Необычайная история последствий их хулиганской авантюры в молодые годы блестяще и остроумно рассказана Сергеем Носовым. Каждый из них прошёл тернистый путь от обычного советского гражданина до художника, творящего актуальное искусство. Это второй «слой», до которого «доходит» умный читатель, с которым затевают эту игру – а ведь книга тогда становится хорошей, когда читающий находит что‑то созвучное, близкое для себя. Петербургские оригиналы, чудаки, ставшие авантюристами волею обстоятельств, пускаются в сумасбродные приключения, связанные с дерзаниями в области актуального искусства. Миф о художнике создаёт не столько общество, сколько сам автор, и действительно ли он может пожертвовать собой ради искусства и тем самым останется в вечности или же закончит свои дни бесславно, погибнув нелепой смертью? Кто же из этой троицы был настоящий художник? Это и предстоитразгадать читателю.

«Член общества, или Голодное время», 2000

День Великого катаклизма наступил для Олега Жильцова, когда он, прочитав полное собрание сочинений Фёдора Достоевского за три дня и три ночи после курсов по сверхбыстрому чтению, сдал его в «Букинист» на проспекте Огородникова. Потому что жилось в начале питерских 90‑х несладко, а продажа собрания сочинений позволяла продержаться безбедно почти месяц.

Это зачин романа, начало новой игры с читателем преудивительной, почти «гоголевской» истории. Это был бы очень смешной роман, если бы не был ещё и страшным. Цепь дальнейших событий продолжилась в троллейбусе. Когда Олег листал «старинную с ятями книжку с красивым названием «Я никого не ем», к нему подсел некий субъект, «гладко выбритый, в костюме с иголочки». Представившись членом общества друзей книги, он утверждал, что такой редкости давно не видел, что эта кулинарная книга обладает уникальным штампом, которого нет в его коллекции, а занимается этот «всезнайка» маргинальной сфрагистикой (наукой о печатях).

Упоительное начало, почти завязка всем известных событий на Патриарших прудах. Перед нами проходит вереница персонажей, выдуманных и реальных. Наш герой знакомится даже с… Сергеем Носовым, который неважно играл в бильярд и просил «не путать его с другим Сергеем Носовым, потому что их два и оба пишут». Далее Жильцов с лёгкой руки Долмата Фомича Луночарова попадает в некое таинственное книжное сообщество, которое в это голодное время слишком охотно принимает его в свои ряды…

«Хозяйка истории. Полная содержательная редакция М. Подпругина с приложением его доподлинных писем», 2000

Удивительные тексты Сергея Носова обладают способностью взаимодействовать друг с другом, парадоксально сочетаться и образовывать новые, совершенно неожиданные книги. Критик Виктор Топоров в предисловии удачно сформулировал достоинства романа «Хозяйка истории» – написано «талантливо, скромно, смешно и с достоинством, изящным суховатым (латинским!) слогом».

Простая советская женщина Елена Ковалёва, мечтавшая о домашнем уюте, любящая и любимая. Трудно представить, куда бы могла повернуть мировая история, если бы не был востребован её исключительный дар ясновидения и прорицания. Но проявляется он в весьма специфических обстоятельствах. Он настолько могуществен, что от него зависит стратегическая инициатива СССР в холодной войне с Западом. Ради Ковалёвой создаётся секретная программа, особый отдел, где служит её первый муж, за ней неусыпно наблюдают, заставляют рассказывать сны, следят за здоровьем. Ковалёва ведёт дневник, который впоследствии издаст и прокомментирует её второй муж, общественный деятель М. Подпругин. Свои мемуары о жизни с Ковалёвой он доверит изложить в художественной форме некоему Сергею Носову, «который взял на себя тяжёлое бремя формального авторства и самоотверженно пожертвовал своим добрым именем».

«Фигурные скобки», 2015

{{{В своё время братья Стругацкие говорили о праве писателя на «отказ от объяснений»: если целостность текста от этого не страдает, не стоит подробно растолковывать читателю, как именно человек из прошлого переместился в будущее. Когда на литературной сцене появился Сергей Носов, оказалось, что его проза почти целиком построена на «отказе от объяснений». Особенно ярко эта тенденция проявилась в романе «Фигурные скобки». Действительно ли фокусники-нонстрейджеры, собравшиеся на учредительную конференцию, умеют творить чудеса, пожирать время и воскрешать усопших? Они волшебники. Маги. Или, если следовать их собственной классификации, – микромаги, люди, способные творить чудеса без специального оборудования, только с помощью рук и головы. «У некоторых указана специализация: «микромаг-спичечник», «микромаг-зарукавник», «шулеры-виртуозы»… Есть пара «гипернаперсточников». Кроме Архитектора Событий, Капитонов обнаружил ещё двух других «дистанционистов». Это некие Господин Галина Титова.Некромант и Пожиратель Времени».

Правда ли, что в тело одного из персонажей вселился таинственный чужак? Какой магической властью обладают фигурные скобки? Как главный герой, математик Евгений Капитонов безошибочно узнает двузначные числа, загаданные собеседником? Давать ответы на эти вопросы в задачи автора не входило: в этой книге его волновали совсем другие конфликты и иные драмы.}}}

Есть повод начать день с книги

В общероссийский День библиотек Добролюбовка готовит для своих гостей немало сюрпризов и увлекательных встреч.

Праздничные события начнутся уже в утренние часы со старта акции «Стань читателем Добролюбовки в юбилейный год!». Новые читатели получат оригинальный читательский билет, подарок и необычную бонусную книжку читателя. С её помощью можно выиграть самые невероятные призы.

Для журналистов и блогеров будет организовано эксклюзивное мероприятие у выставки «Книга: пользоваться бережно!». Только в этот день гости сами смогут с помощью специальных приборов измерить кислотность бумаги, температурно-влажностные режимы при экспонировании редких книг на выставке, а также посмотреть «Атлас…» известного мореплавателя Фёдора Литке 1835 года издания и фильм о его реставрации.

Встреча из цикла «Неизвестная Добролюбовка» посвящена библиотекарям. Она поможет взглянуть на историю библиотеки по‑новому, приоткрыть тайны, разгадать загадки, провести даже целое расследование.

О том, как ссыльный поляк стал известным человеком в губернии, за что он получил от императрицы бриллиантовый перстень, можно будет узнать на встрече «Жизнь как авантюрный роман: библиотекарь Александр Тышинский».

Всероссийская акция «Читай, страна!», которая пройдёт тоже в этот день, посвящена дню рождения Александра Пушкина. Все желающие смогут пойти на экскурсии по литературно-музейным экспозициям «Кабинет Фёдора Абрамова» и «Чистая книга». Ну а те, кто захочет в праздничный день просто пройтись по залам библиотеки, познакомятся с новыми книжными и художественными выставками.

Галина ТИТОВА, заведующая отделом библиотечного развития

Культура

27 марта

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

20 марта

Как кине­мат­ог­раф­ис­ты в раз­ные вре­мена сни­мали фильмы про смер­тель­ные эпидемии

20 марта

В Архан­гель­ский театр драмы теперь можно пойти онлайн

19 марта

Иса­ког­ор­ская биб­ли­оте­ка Архан­гель­ска отме­тит 85-ле­тие со дня открытия

18 марта

Режим рабо­ты архан­гель­ского теат­ра драмы измен­ит­ся на неоп­реде­лен­ный срок

16 марта

В Архан­гель­ске откры­лась выставка умо­пом­рачи­тель­ных вещей 60-х годов

16 марта

«Сереб­ряные волон­теры» Нян­домы показы­ва­ют спек­такли детям с инвал­ид­ностью

16 марта

Шедев­ры Дали, Пикас­со и Матис­са при­вез­ли в Архан­гельск

Похожие материалы

27 февраля Культура

В Кот­ласе про­шёл фес­тиваль для детей с ограни­чен­ными воз­мож­нос­тями здоровья

25 февраля Культура

САФУ приг­лаша­ет на «День зим­них забав»

21 февраля Культура

«Сна­чала я её нари­сую, а потом съедим!»

20 февраля Культура

Архан­гель­ская область вошла в спи­сок луч­ших мест для встре­чи Масленицы

17 февраля Культура

Опуб­лико­вана про­грамма празд­но­ва­ния сто­ле­тия Фёдо­ра Абрамо­ва в Верколе

10 февраля Культура

«Помор­ская Мас­лени­ца» в «Малых Коре­лах» прой­дёт пер­вого марта

5 февраля Культура

«Малые Коре­лы» приг­лаша­ют архан­гело­гор­од­цев встре­тить Масленицу

10 января Культура

Архан­гело­гор­од­цев приг­лаша­ют на Свят­ки в «Малые Корелы»

8 января Культура

В Камер­ном зале Помор­ской филар­мо­нии сос­то­ял­ся кон­церт-предс­та­вле­ние «Щел­кунч­ик»

6 января Культура

Обним­ем­ся на счастье!

4 января Фоторепортаж

Ново­годье в Архан­гель­ске: уны­лая пора

3 января Культура

В сем­ей­ном теат­ре-сту­дии «Понар­ош­ку» идут «Ново­год­ние хихи­кал­ки»

27 декабря Культура

В ново­год­ние празд­ни­ки музей «Малые Коре­лы» будет рабо­тать без выходных