День библиотек: игра с умным читателем

26 мая 19:43 Праздники Из газеты
Писатель Сергей Носов. Фото сайта aonb.ru.
Писатель Сергей Носов. Фото сайта aonb.ru.

27 мая, в общероссийский День библиотек, в Добролюбовке выступит российский писатель, эссеист и драматург Сергей Носов, лауреат премии «Национальный бестселлер» (за роман «Фигурные скобки») и финалист «Большой книги» (за роман «Франсуаза, или Путь к леднику»).

Представляем его книги архангельскому читателю.

«Грачи улетели», 2005

Первый слой романа – жизнь и приключения трёх друзей Тёпы, Чибы и Щуки, точнее, Чибирева, Щукина и Тёпина. Чибирев – директор школы, преподаватель математики, и жена у него – налоговый инспектор. Щукин, сторож склада олифы, что недалеко от завода мясокостной муки и заброшенного кладбища, обожает разбирать и чинить пишущие машинки, особенно антикварные. Тёпин считает себя творцом, поверив, что однажды сделанное ими на Невском мосту, – акт искусства. Необычайная история последствий их хулиганской авантюры в молодые годы блестяще и остроумно рассказана Сергеем Носовым. Каждый из них прошёл тернистый путь от обычного советского гражданина до художника, творящего актуальное искусство. Это второй «слой», до которого «доходит» умный читатель, с которым затевают эту игру – а ведь книга тогда становится хорошей, когда читающий находит что‑то созвучное, близкое для себя. Петербургские оригиналы, чудаки, ставшие авантюристами волею обстоятельств, пускаются в сумасбродные приключения, связанные с дерзаниями в области актуального искусства. Миф о художнике создаёт не столько общество, сколько сам автор, и действительно ли он может пожертвовать собой ради искусства и тем самым останется в вечности или же закончит свои дни бесславно, погибнув нелепой смертью? Кто же из этой троицы был настоящий художник? Это и предстоитразгадать читателю.

«Член общества, или Голодное время», 2000

День Великого катаклизма наступил для Олега Жильцова, когда он, прочитав полное собрание сочинений Фёдора Достоевского за три дня и три ночи после курсов по сверхбыстрому чтению, сдал его в «Букинист» на проспекте Огородникова. Потому что жилось в начале питерских 90‑х несладко, а продажа собрания сочинений позволяла продержаться безбедно почти месяц.

Это зачин романа, начало новой игры с читателем преудивительной, почти «гоголевской» истории. Это был бы очень смешной роман, если бы не был ещё и страшным. Цепь дальнейших событий продолжилась в троллейбусе. Когда Олег листал «старинную с ятями книжку с красивым названием «Я никого не ем», к нему подсел некий субъект, «гладко выбритый, в костюме с иголочки». Представившись членом общества друзей книги, он утверждал, что такой редкости давно не видел, что эта кулинарная книга обладает уникальным штампом, которого нет в его коллекции, а занимается этот «всезнайка» маргинальной сфрагистикой (наукой о печатях).

Упоительное начало, почти завязка всем известных событий на Патриарших прудах. Перед нами проходит вереница персонажей, выдуманных и реальных. Наш герой знакомится даже с… Сергеем Носовым, который неважно играл в бильярд и просил «не путать его с другим Сергеем Носовым, потому что их два и оба пишут». Далее Жильцов с лёгкой руки Долмата Фомича Луночарова попадает в некое таинственное книжное сообщество, которое в это голодное время слишком охотно принимает его в свои ряды…

«Хозяйка истории. Полная содержательная редакция М. Подпругина с приложением его доподлинных писем», 2000

Удивительные тексты Сергея Носова обладают способностью взаимодействовать друг с другом, парадоксально сочетаться и образовывать новые, совершенно неожиданные книги. Критик Виктор Топоров в предисловии удачно сформулировал достоинства романа «Хозяйка истории» – написано «талантливо, скромно, смешно и с достоинством, изящным суховатым (латинским!) слогом».

Простая советская женщина Елена Ковалёва, мечтавшая о домашнем уюте, любящая и любимая. Трудно представить, куда бы могла повернуть мировая история, если бы не был востребован её исключительный дар ясновидения и прорицания. Но проявляется он в весьма специфических обстоятельствах. Он настолько могуществен, что от него зависит стратегическая инициатива СССР в холодной войне с Западом. Ради Ковалёвой создаётся секретная программа, особый отдел, где служит её первый муж, за ней неусыпно наблюдают, заставляют рассказывать сны, следят за здоровьем. Ковалёва ведёт дневник, который впоследствии издаст и прокомментирует её второй муж, общественный деятель М. Подпругин. Свои мемуары о жизни с Ковалёвой он доверит изложить в художественной форме некоему Сергею Носову, «который взял на себя тяжёлое бремя формального авторства и самоотверженно пожертвовал своим добрым именем».

«Фигурные скобки», 2015

{{{В своё время братья Стругацкие говорили о праве писателя на «отказ от объяснений»: если целостность текста от этого не страдает, не стоит подробно растолковывать читателю, как именно человек из прошлого переместился в будущее. Когда на литературной сцене появился Сергей Носов, оказалось, что его проза почти целиком построена на «отказе от объяснений». Особенно ярко эта тенденция проявилась в романе «Фигурные скобки». Действительно ли фокусники-нонстрейджеры, собравшиеся на учредительную конференцию, умеют творить чудеса, пожирать время и воскрешать усопших? Они волшебники. Маги. Или, если следовать их собственной классификации, – микромаги, люди, способные творить чудеса без специального оборудования, только с помощью рук и головы. «У некоторых указана специализация: «микромаг-спичечник», «микромаг-зарукавник», «шулеры-виртуозы»… Есть пара «гипернаперсточников». Кроме Архитектора Событий, Капитонов обнаружил ещё двух других «дистанционистов». Это некие Господин Галина Титова.Некромант и Пожиратель Времени».

Правда ли, что в тело одного из персонажей вселился таинственный чужак? Какой магической властью обладают фигурные скобки? Как главный герой, математик Евгений Капитонов безошибочно узнает двузначные числа, загаданные собеседником? Давать ответы на эти вопросы в задачи автора не входило: в этой книге его волновали совсем другие конфликты и иные драмы.}}}

Есть повод начать день с книги

В общероссийский День библиотек Добролюбовка готовит для своих гостей немало сюрпризов и увлекательных встреч.

Праздничные события начнутся уже в утренние часы со старта акции «Стань читателем Добролюбовки в юбилейный год!». Новые читатели получат оригинальный читательский билет, подарок и необычную бонусную книжку читателя. С её помощью можно выиграть самые невероятные призы.

Для журналистов и блогеров будет организовано эксклюзивное мероприятие у выставки «Книга: пользоваться бережно!». Только в этот день гости сами смогут с помощью специальных приборов измерить кислотность бумаги, температурно-влажностные режимы при экспонировании редких книг на выставке, а также посмотреть «Атлас…» известного мореплавателя Фёдора Литке 1835 года издания и фильм о его реставрации.

Встреча из цикла «Неизвестная Добролюбовка» посвящена библиотекарям. Она поможет взглянуть на историю библиотеки по‑новому, приоткрыть тайны, разгадать загадки, провести даже целое расследование.

О том, как ссыльный поляк стал известным человеком в губернии, за что он получил от императрицы бриллиантовый перстень, можно будет узнать на встрече «Жизнь как авантюрный роман: библиотекарь Александр Тышинский».

Всероссийская акция «Читай, страна!», которая пройдёт тоже в этот день, посвящена дню рождения Александра Пушкина. Все желающие смогут пойти на экскурсии по литературно-музейным экспозициям «Кабинет Фёдора Абрамова» и «Чистая книга». Ну а те, кто захочет в праздничный день просто пройтись по залам библиотеки, познакомятся с новыми книжными и художественными выставками.

Галина ТИТОВА, заведующая отделом библиотечного развития

Культура

22 июня

В Архан­гель­ске высту­пит Цен­траль­ный оркестр ВМФ России

19 июня

В Архан­гель­ске стар­ту­ет XXIV Меж­дуна­род­ный фес­тиваль улич­ных театров

19 июня

В Север­ном мор­ском музее откры­ва­ет­ся выставка «На Архан­гель­ском рейде»

18 июня

В крае­вед­ческ­ом музее откры­ва­ет­ся выставка «Архан­гельск – колы­бель рос­сийско­го флота»

17 июня

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: Луч­ший пинеж­ский ученик

15 июня

Архан­гель­ский театр драмы полу­чил Гран-при XX фес­тива­ля антич­ной куль­туры в Керчи

14 июня

Пинежье приг­лаша­ет на «Пет­ровс­кую ярмарку»

7 июня

Выставка в Архан­гель­ске: Зина­ида Сереб­ряко­ва в кругу семьи

6 июня

Вечо­рош­нее моло­ко, или от чего я отвади­ла свое­го умного зятя

5 июня

«Рыб­ный обоз» для моло­дых режис­сё­ров

4 июня

На 200 лет стар­ше: в Архан­гель­ском Госар­хиве нашли доку­мент XIV века

2 июня

Сек­рет вне­зап­ных слёз: архан­гель­ский спек­такль побы­вал в Петер­бурге

1 июня

Девиз архив­ис­тов – «Сом­нев­ай­ся во всём!»

29 мая

Между мос­тами: посвяща­ет­ся набе­реж­ной

29 мая

В горо­дах и райо­нах Архан­гель­ской области 6 июня будут читать Пушкина

Похожие материалы

17 июня Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: Луч­ший пинеж­ский ученик

29 мая Культура

Между мос­тами: посвяща­ет­ся набе­реж­ной

26 мая Культура

День биб­ли­отек: игра с умным читателем

14 мая Культура

«Братья и сёс­тры»: на греб­не геро­ичес­кого взлёта

30 апреля Культура

Тайны Бори­са Шергина

30 апреля Культура

«Чёр­ный рынок» спел о «Счаст­ли­вом городе»

29 апреля Культура

Гер­ги­ев и Куд­рин нашли в Архан­гель­ске «рояль в кустах»

24 апреля Культура

К сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамо­ва: к чему звал земляк

24 апреля Культура

«Кни­га года»: поклон и полтора кило вос­поми­на­ний

23 апреля Культура

В Доб­ролю­бов­ке назо­вут «Кни­ги года»

19 апреля Культура

У каж­дого есть свой «сон золотой»

17 апреля Культура

Книж­кины име­нины: Кот Учё­ный, посвяще­ние в аген­ты и спец­приз от «ПС»

16 апреля Культура

В Архан­гель­ске гото­вит­ся к выходу «Кале­вала» на трёх языках