11.03.2015 12:42

Забытая иконопись Каргополя

Татьяна Михайловна Кольцова
Интерьер часовни в деревне Киселевской Каргопольского района. 1958 год

Как мы уже сообщали, в Архангельском музее изобразительных искусств готовят большую выставку «Возрожденное наследие Каргополья» для показа сначала в Москве, а потом – в Архангельске.

На ней будут представлены 130 икон родом из Каргопольского уезда, который в древности охватывал обширную площадь – вдоль реки Онеги, начиная от ее истоков из озера Лаче до Белого моря.

Все памятники северного древнерусского искусства приведены в порядок специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Потому выставка будет демонстрироваться в одном из лучших залов Москвы – в выставочном зале Центра Грабаря.

В Архангельском музее изобразительных искусств куратором выставки является Татьяна Кольцова, доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства музея, автор книги «Иконы Каргополья».

С Татьяной Михайловной мы и поговорили о предстоящей выставке и особенностях каргопольской иконописи.

Страна Каргополье

– В чем разница между иконописью Каргополья и других мест Севера, к примеру, вологодской или холмогорской?

– Территория, которая в древности относилась к Каргопольскому уезду, очень большая. Она объединяла поморские и вологодские земли. Вдоль течения всей реки Онеги – целая страна. В самом Каргополе и окрестных деревнях, как известно из документов, иконописцы работали уже в XVI веке. Конечно, откуда-то они пришли, возможно, обучались у других мастеров или видели иконные образцы, по которым начали работать. Искусствоведы знают, что долгие годы Каргополье было исторически связано с вологодскими землями и творческие связи с ними никогда не прерывались.

– А в чем особенность каргопольской иконописной школы?

– Школы как таковой не существовало, но были свои особенности. В первую очередь в том, что в Каргополье иконописью занимались не только городские иконописцы, но и крестьяне.

Народные живописцы вели хозяйство, занимались земледелием и скотоводством.

Иконописное ремесло давало им лишь дополнительный заработок, если хотите. Иконописью занимались даже семейными артелями, принимая заказы на целые иконостасы. Мастерство крестьянских иконописцев подчас было незамысловатым, даже наивным, что не уменьшает его художественную значимость.

– Они подписывали свои иконы?

– В XVI–XVII веках надписи были редкостью – они, как правило, помещались на вкладных, подаренных иконах. К примеру, на выставке можно будет увидеть образ Богоматери, написанный «на поклонение всем христианам» в 1627 году по заказу жителей церкви в Бережной Дубраве. А кто конкретно писал икону – неведомо. Но имена каргопольских мастеров мы знаем из старых документов, например, из переписных книг. Там сказано о Проньке да Якуньке Федоровых, которые писали иконы в Каргопольском уезде. В Каргополе были дворы, принадлежащие иконописцам, резчикам и позолотчикам. Поскольку край был большой и богат церквями, то и заказов поступало довольно много, появились династии иконописцев, например, Богдановых-Карбатовских, которые «обслуживали» весь уезд в ХVIII веке.Вот они уже оставили нам свои подписи.

– Богдановы-Карбатовские большое наследие оставили?

– Очень большое! Артель Карбатовских работала в храмах Ошевенска, Саунино, Большой Шалги. Главное их детище – пятиярусный иконостас каргопольского собора Рождества Христова, который мастера создавали после пожара, произошедшего в Каргополе в 1765 году.

Иконы в новом формате

– Север всегда был связан со старообрядчеством...

– Совершенно верно, и Каргополье – не исключение.

В конце XVII века в русской иконописи вообще произошел перелом. Дело не только в церковных реформах. Иконописцы переходят к новым технологиям живописи: от темперы к маслу, появляется объемное «живоподобное письмо». На Каргополье воспринимали все новое очень живо, примером тому – творчество каргопольца Ивана Иконникова, который вместе с Богдановыми-Карбатовскими принимал участие в восстановлении Христорождественского храма. Но! Переменам воспротивились старообрядцы, которые в противовес официальной церкви придерживались традиционных образцов и технологий в иконописи.

– На московской, а затем архангельской выставках будут показаны обе стороны каргопольской иконописи?

– Да, конечно.

– Были ли у древних каргополов любимые святые, которых они писали наиболее часто?

– Были. В Каргополье было развито земледелие и животноводство. В этих трудах крестьянам помогали такие святые покровители, как пророк Илия, святые Власий, Флор и Лавр. Но и местные подвижники благочестия занимали значимое место в каргопольской иконописи.

В основном это знаменитые основатели каргопольских монастырей: преподобные Александр Ошевенский, Никодим Кожеозерский, Пахомий Кенский и Кирилл Челмогорский. Редкий храм Каргополья не имел их образов. И поскольку эти святые были канонизированы до реформы патриарха Никона, то и старообрядцами они тоже почитались.

– А были на Каргополье иконы, отражающие исторические реалии – людей, зданий?

– Для каргопольской иконописи явление не частое.

Известны изображения преподобных Александра Ошевенского и Кирилла Челмогорского на фоне своих обителей, вероятно, отображающих реальные постройки. Но на выставке «Возрожденное наследие Каргополья» они представлены не будут просто потому, что в фонде нашего музея таких икон нет.

Время чудес прошло?

– На выставке будут показаны иконы, которые предками каргополов считались чудотворными?

– Да, будут. Например, образ Спаса Нерукотворного XVI века из деревянной церкви Спаса-на-Валушках Каргополя. Икона в свое время мироточила, около нее совершалось много исцелений, чудес... Мы ее уже показывали на выставке «Русское художественное серебро».

– Сейчас икона не мироточит?

– Нет. Наверное, музейная обстановка тому не способствует. Но эта икона требует постоянного наблюдения реставратора.

– А когда исчезла каргопольская иконопись?

– Иконописцы в Каргополье известны вплоть до начала ХХ века. С XIX столетия местных крестьянских мастеров потеснили приезжие мастера из Вологодской и Владимирской губерний. Однако деревенские самородки Каргополья расширили поле своей деятельности; кроме икон они стали расписывать предметы крестьянского быта и интерьера: шкафы, киоты, прялки, туеса... То, чем славен Русский Север!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото Николая Гернета и из архива Архангельского музея изобразительных искусств.