03.12.2017 11:26

Литературная Няндома утёрла нос литературному Архангельску

"Не стыдно быть невеликим писателем и поэтом, стыдно быть нечестным и непорядочным"

Книгу о Дмитрии Алексеевиче Ушакове «О степени родства», выпущенную в архангельском литературно-издательском центре «Лоция» тиражом в 500 экземпляров, собрала журналист и поэт из Няндомы Надежда Теплухина.

Природа России
от тяжких недугов излечит –
ты только почувствуй
высокую степень родства!

«Не случайно книга, которую вы держите в руках, имеет схожее название. Родство, Родина, родное – не пустые слова для поэта, который всем своим существом ощущал тесную связь с родной землёй», – написал в статье «…Только Север мне завещан» доктор филологических наук, профессор Северного Арктического федерального университета Андрей Петров.

Поэту из Каргополя Александру Логинову Дмитрий Ушаков однажды сказал: «Знаешь, брат, не стыдно быть невеликим писателем и поэтом, стыдно быть нечестным и непорядочным».

Всю жизнь Дмитрий Ушаков, которому судьбой суждено было прожить 78 лет, берёг свои совесть и честь… Главный редактор «Нашего современника» Сергей Викулов пригласил руководителя Архангельского отделения Союза писателей СССР Дмитрия Ушакова возглавить отдел прозы журнала. Предложение было вроде бы странным: Ушаков в начале семидесятых годов – ещё не прозаик. Но, во‑первых, Викулов как будто знал, что лета будут клонить Ушакова к прозе; во‑вторых, ему был нужен человек честный, без московских связей, чтобы не тянул в журнал столичную пишущую братию, не каждый представитель которой дорос до публикации в хорошем журнале.

Сергей Викулов с помощью таких коллег как Дмитрий Ушаков, сделал «Наш современник» лучшим толстым журналом своего времени. Самые известные писатели считали за честь публиковаться в нём. К примеру, здесь был напечатан имевший оглушительный успех роман Валентина Пикуля «У последней черты» (позднее он получит название «Нечистая сила») – о Николае Втором, о Григории Распутине. Однако Ушакова как заведующего отделом и секретаря партийной организации журнала обвинили в политической близорукости. Доставалось, разумеется, и Викулову, но он защищался и защищал своего подчинённого – и на секретариате Союза писателей РСФСР, и в Московском горкоме КПСС, и в ЦК КПСС. Публикацию романа остановили, через два номера продолжили, но в библиотеки страны журнал с романом уже не поступал, а предыдущие номера изъяли.

Что же не понравилось «верхам» в произведении романиста-историка? Сходство со второй половиной брежневской эпохи. Как сказал позднее Ушаков: «Подтекст романа, его параллели прямо свидетельствовали, что атмосфера эпохи Распутина накладывалась на правление Брежнева, была сходной во многих событиях, свидетельствовала о разложении правящей верхушки, о чиновничьем произволе, о скатывании государства к хаосу».

Отдел прозы «Нашего современника» не давал добро на публикацию вещей не только, что понятно, графоманов, но даже и самых известных писателей, если они предлагали журналу проходные вещи. Поэтому были обиженные. Обижался на Ушакова и Викулова даже Юлиан Семёнов, продолжение «Семнадцати мгновений весны» которого было отвергнуто.

Писатель, исследователь русской литературы ХХ века, ректор Литературного института Алексей Варламов считает, что в семидесятые годы «Наш современник» во многом стал «тем же, чем был «Новый мир» в 60‑е – то есть самым глубоким, самым смелым, острым и интересным литературным журналом в СССР».

Дмитрий Алексеевич долго жил в Архангельске и Москве, но любимым местом на земле был для него пристанционный посёлок Шожма Няндомского района, его малая родина. Здесь он отдыхал душой, здесь ему хорошо писалось.

Здесь и медведь на меня не рыкнет,
И волк сторонкою обойдёт.
Здесь нет обманного шума рынка,
Здесь честь по чести народ живёт.

А ранее поэт написал о своём деде, который сказал ему:

Непутёво твоё житьё,
Ты сначала поженку выкоси.
А потом и пиши про неё.

Следуя завету деда, Дмитрий Алексеевич и в самое тяжёлое для Шожмы время работал на её «пожнях». К примеру, помогал библиотеке пополнять фонды. На памятнике землякам, погибшим на Великой Отечественной войне, появилась, во многом благодаря Ушакову, табличка с фамилиями, которых не хватало.

К 70‑летию поэта областная власть предлагала ему отремонтировать дедов дом: мол, долго ли нам?!. Ушаков отказался: в посёлке школа сгорела, ученикам и учителям помогите…

Поэт не отказывал в просьбах няндомской газете «Авангард» сделать обзор стихов местных поэтов. И приметил лирика Павла Захарьина. Как, впрочем, примечал и ободрял и других талантливых северных литераторов – и в ту пору, когда руководил областным отделением Союза писателей СССР (1966–1973 годы), и в то время, когда жил в Москве. Но и строг был.

Похоронен Дмитрий Алексеевич Ушаков на кладбище в Шожме.

О Дмитрии Алексеевиче Ушакове, которому 15 сентября этого года исполнилось бы 85 лет, рассказали в книге москвичи (в частности, поэты Валерий Аушев, Валентин Суховский, прозаик Юрий Пахомов), северные поэты и журналисты Александр Логинов, Павел Захарьин, Маргарита Потапова и другие, а также няндомские учителя и библиотекари.

Малоизвестный факт из биографии поэта: 60 лет назад, 7 октября, когда Советский Союз вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли, студент-первокурсник Литературного института Ушаков написал в связи с этим стихотворение и принёс его в главную газету страны – «Правду». А там уже сидели со своими стихами о спутнике поэты, фамилии которых – не чета ушаковской – всему читающему СССР были известны. Северянин из редакции не ушёл – и правильно сделал. Его продержали там до двух часов ночи, а потом позвали вычитывать текст на свёрстанной полосе. Именитые были посрамлены. А преподаватели марксизма-ленинизма, принимая у Дмитрия Ушакова зачёт или экзамен, не задавали ему лишних вопросов: свой парень, в «Правде» же печатается…

Как это часто происходит, инициатива Надежды Теплухиной была наказуема: в издание воспоминаний ей пришлось вносить свои деньги… Но не пожалели средств и небогатые ценители поэзии, и местные предприниматели.

«Стихи – это крылья человеческой души», – говорил Ушаков. Он писал стихи много лет, но даже когда не писал, не был бескрылым.

В Архангельске книг воспоминаний об известных северных литераторах ещё не собрали. Тем более ценен сборник «О степени родства». Няндома показала пример Архангельску.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ. Портрет работы Александра Тярина (г. Мезень)