15 марта в 18.30 в Архангельском театре драмы имени Ломоносова Государственный академический Северный русский народный хор представит новую концертную программу «Жемчужина Русского Севера»
Песенный Север
Русский Север – одна из богатейших сокровищниц народного искусства. Здесь, на побережье Белого моря, Онеге, Пинеге, Северной Двине, Вычегде жили поколения людей, сохранявших старинные художественные традиции. А северная народная песня всегда служила неиссякаемым источником, откуда черпали материал великие поэты, писатели, композиторы и живописцы.
Вот уже 95 лет северный русский народ несёт и сохраняет северную песенную традицию. Зародившись в 1926 году в Великом Устюге, хор объединил лучших народных певиц со всего Русского Севера. В 1931 году хор переехал в Архангельск, центр тогдашнего Северного края, в который входила и часть Вологодчины. В него, как ручьи в полноводную реку, вливались шенкурский, лешуконский, пинежские хоры. В концертных программах Северного хора принимали участие сказительницы Марфа Семёновна Крюкова, Анна Ивановна Гладкобородова, Мария Дмитриевна Кривополенова.
Жемчужина Русского Севера
Народные мелодии, истоки песенных рек, и сегодня питают концертные программы Северного русского народного хора. Новая программа «Жемчужина Русского Севера» и её центральная часть, постановка «У песенных рек» – о временах почти былинных, когда водились в северных реках раковины-жемчужницы. А переливчатым жемчужным шитьём украшали свои головные уборы простые крестьянки Архангельской губернии.
Светлана Игнатьева– Северный хор на протяжении 95‑ти лет несёт песенную северную традицию. Как жемчужинка к жемчужинке нанизывают нитку бус, так песню к песне собирает хор лучшие образцы северной музыкальной традиции, лучших певиц голос к голосу, – рассказывает художественный руководитель Северного русского народного хора Светлана Игнатьева.
– В новой программе «Жемчужина Русского Севера» прозвучат песни поморского побережья. Мезень, Печора, Северная Двина – это те географические песенные кусты, где формировалась песенная культура, где рождалась традиционная культура проживания праздников, веселья, горевания и так далее. Жители северных жемчугоносных рек создавали свой песенный пласт. Мы взяли из него мезенскую «Тихо стонет сине море», поморскую «Голубь голубочек». Более поздний вариант из того же песенного пласта – поморская песня «Ты, мальчишечка-разбедняжечка».
В программе прозвучат и песни, которые мы делали на протяжении последних нескольких лет. Например, «Качельные песни». Этот песенный блок очень интересно вписался в сцену «Сенокосная страда» нашей новой постановки. Скороговорки, которые прозвучат во втором отделении, тоже хорошо слушаются в определённые сюжетные моменты.
Ещё интересна «Отлетает мой соколик далеко». Это песня Пинежского района, которая пелась односельчанами, когда кто-то уезжал из деревни в город. Раньше это было огромное событие. Все приходили и провожали его, давали напутствие. Нам захотелось сделать такой переход от деревни к городу в плане построения программы.
Хороводные узоры
Программа «Жемчужина Русского Севера» получилась очень насыщенной и в хореографическом плане. Новые танцы и хороводы, специально подготовленные к юбилейной программе, вписываются в северную танцевальную традицию. Это хоровод «Плывёт лебедь», танцевальные номера «Пинежская кадриль», «Гуляние на Лаче».
Эмоциональное, медитативное воздействие хорового пения, многоголосья усиливается во время движения. В хороводах рождается свой рисунок, появляются мотивы, напоминающие наши северные орнаменты.
– Поставить хоровод для сцены непросто. Сложность в том, что народная северная музыка не поддаётся чёткому делению на четвёрки, восьмёрки. Она постоянно меняется, перетекает, количество сильных долей в такте может разниться от двух до трёх, пяти. В этом плане приходится ломать балетмейстерские стереотипы и сочинять хоровод не на восемь шагов, а на девять, например, – рассказывает главный балетмейстер Северного русского народного хора Александр Селиванов. – Раньше люди не ставили танцы, они просто водили хороводы, знали песни с детства, шаги годами закладывались в сознание. Сейчас же мы должны подготовить этот фольклорный материал для исполнения артистами, которые, может быть, впервые погружаются и в эту песню, и эти движения. Для этого вся музыка просчитывается математически.
Новые костюмы и олонецкий венец
Для программы «Жемчужина Русского Севера» Северный хор готовит новые костюмы, характерные для Онежского района Архангельской области, входившего ранее в Олонецкую губернию.
– Такой огромный объём костюмов мы никогда не шили, – рассказывает главный художник-модельер театрального костюма Северного русского народного хора Николай Терюхин. – Это делается силами швейного цеха Северного хора с привлечением сторонних специалистов. Мы шьём 200 костюмов, вышиваем 140 головных уборов. Специально для этой постановки приобрели реплику олонецкого свадебного венца, сделанного по всем традициям. Кроме того, шьём костюмы для разных сцен постановки «У песенных рек»: сцена ярмарки, сцена ловли жемчуга и так далее. Восстанавливаем костюмы для номера из золотого фонда Северного хора «Северное играньице», стараемся полностью воссоздать их по старым эскизам.
Государственный академический Северный русский народный хор проведет серию прямых трансляций с репетиций программы «Жемчужина Русского Севера», в официальном сообществе «Вконтакте».
12 февраля в 13.30 – прямое включение с репетиции хоровой группы.
19 февраля в 13.00 – прямое включение с репетиции оркестра русских народных инструментов.
Премьера программы «Жемчужина Русского Севера» состоится 15 марта в 18.30 в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова.
Показы программы:
12 марта в 18.00 – в г. Новодвинске, ДК АО «Быт»
1 апреля в 19.00 – в Северодвинском драматическом театре.
С 3 по 26 апреля – гастроли с программой «Жемчужина Русского Севера» по Уральскому и Сибирскому регионам.