На экраны архангельских кинотеатров российские фильмы, не считая разве что ширпотреба имени Сарика Андреасяна и Марюса Вайсберга, выходят крайне редко. Поэтому, само собой, премьера чего-либо мало-мальски не похожего на кинопопкорн для мозга – это уже событие. 25 сентября в прокат вышла дебютная картина молодого режиссера Ивана И. Твердовского «Класс коррекции», основанная на одноименной повести Екатерины Мурашовой. Лента – этакая смесь «Вам и не снилось» Ильи Фрэза со «Все умрут, а я останусь» и «Школой» Валерии Гай-Германики. Обидно только, что чернухи в драме гораздо больше, чем лирики.
Инвалид-колясочница Лена Чехова, чью роль исполнила актриса Мария Поезжаева, после долгого домашнего обучения выходит в свет – учиться с другими больными ребятами в коррекционном классе. Только потом станет ясно, что не в свет, а во мрак, где ее нежное чистое чувство к мальчишке Антону извратят и превратят в посмешище, а ее собственные достоинство и невинность растопчут и окунут в зловонную лужу на старой железной дороге.
Движущей силой произведения искусства является конфликт. В «Классе коррекции» конфликтов намешано столько, что кажется, будто картина буквально соткана из разногласий. Воюют между собой все: отцы и дети, учителя и школьники, ученики класса коррекции и обычные школьники, человек и система, человек и толпа... На первом же плане в картине болезненное противоречие: первая любовь и даже не безнравственность, а людское скотство. Это приводит к трагической развязке в традиции эстонского «Класса» Ильмара Раага.
Взрослые в фильме, а это противоборствующая команда, либо глупые и смешные, либо плохие. Как мать Антона, например. Сюсюкающая фурия, и этим все сказано. Или хамоватая тетка-уборщица. А директриса-крокодилица Тереза Павловна олицетворяет то, что у нас в стране называется формальным подходом. – Коррекционная система создана для помощи, – вещает эта ожившая бюрократия, а в следующую секунду недовольно комментирует попытки бедняжки Лены подняться по лестнице: – Быстрее можно? Вот вам и мать Тереза.
Но справедливости ради стоит отметить, что благодаря проникновенной игре актеров и чуткому руководству Ивана Твердовского экранные образы старших героев не замыкаются в отведенных для них клише, а стараются из них выбраться. Так, на попытки деликатной преподавательницы объяснить подросткам, как пользоваться средством контрацепции на примере банана, смотреть совсем не смешно, а стыдно. И еще жалко.
Наиболее заметную взрослую роль в фильме исполнила Наталья Павленкова. Актриса сыграла маму Лены – женщину с выплаканными глазами. Ее осунувшееся лицо играет за нее само, рассказывает невеселую историю: как трудно воспитывать больную дочь одной, как тяжело таскать по лестницам коляску, как обидно натыкаться на равнодушие.
Социальный подтекст в картине отнюдь не первостепенен. Декорации коррекционного класса остаются на задворках повествования. Они, конечно, важны, но призваны лишь выделить ленту из числа других школьных драм и усилить сопутствующий премьере фильма резонанс. Такая история может произойти в любом другом городе, в любом другом учебном заведении. Для того чтобы полюбить, Лене вовсе не обязательно было страдать от мышечной атрофии. Антон, чтобы ответить взаимностью, мог и не быть эпилептиком. А ревнивца Мишу подвергнуть Чехову, которая предпочла другого, гнусному унижению заставил не менингит, а звериная жестокость и гормоны.
Почти все сцены в картине можно условно поделить на две группы: в первых Лена в компании однокашников, а во вторых – наедине с Антоном.
Первые построены по принципу «шок – это по-нашему». Иван Твердовский исследует жестокие реалии жизни ККО-шников с интересом естествоиспытателя: «Смотрите, противно? А еще вот так можно и так...» Можно заляпать траурный портрет скончавшегося одноклассника кашей – почему нет? Можно произнести тост за его смерть и даже крикнуть «ура»... Или можно пойти на железную дорогу и лечь под поезд. Последнее, впрочем, как и остальные «шалости», – от скуки. Бюджетный вариант для получения острых ощущений. И своеобразная экзистенциальная ситуация. Эпизоды «Лена плюс Антон» совсем другие, как будто из другого кино. Из такого кино, где можно прыгнуть из окна, чтоб увидеться с любимой. Искренность и свежесть эмоций героев позволяет на миг превратить чернуху в идиллию. Но только на миг. Потому что гопники не дремлют.
Смотреть «Класс коррекции» можно и, наверное, даже нужно. Особенно, если хочется русской сермяги, а не американской ванили. Наше дело предупредить: это кино не для слабонервных.