02.08.2016 17:34

Сергей Самодов: Драмтеатр должен дать архангелогородцам возможность познакомиться с серьезным искусством

Фото Олега Кузнецова

Два с половиной месяца назад в Архангельском областном драматическом театра появился новый человек – Сергей Самодов. Буквально через месяц он по итогам конкурса возглавил главный театр Поморья.

Сергей Александрович – человек интересной судьбы. Он поработал и радиоведущим, и чиновником и исполнительным директором Приморского театра оперы и балета, что расположен во Владивостоке. Что готов предложить архангельскому драмтеатру, а главное публике, новый директор? Об этом мы и поговорим с Сергеем Александровичем.

- Сергей, вы были журналистом, специалистом по связям с общественностью, чиновником, арт-менеджером, имеете свой бизнес, а теперь вы - директор областного драматического театра. Многие со скепсисом отнеслись к такому назначению. Что скажите скептикам, которые утверждают, что к делу преступил непрофессионал?

- Вряд ли непрофессионалу позволили бы два года управлять театром оперы и балеты, причем самым новым театром в России. Во Владивостоке я получил театр с кредиторкой в 140 миллионов рублей, но театр не закрылся, не были заблокированы счета. В течение полугода мы очень плотно работали с Мариинским театром – решали вопрос перехода из статуса краевого учреждения в учреждение федеральное. В итоге сейчас Приморский театр оперы и балета - это сцена Мариинского театра. Естественно, такой поворот в судьбе учреждения не был случайностью – это была очень большая работа. Поэтому ответом скептикам может быть только работа: новые проекты и их успешная реализация.

- Современная история областного Драмтеатра связана со скандалами: лихорадочная смена руководства, забастовка персонала, долги. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию и нет ли рисков стать очередным персонажем в этой череде скандалов и интриг?

- Риск всегда есть. Таким персонажем можно стать, если неадекватно реагировать на ситуацию. Что касается нынешней ситуации в театре, то в ней нет ничего сверхсложного или неисполнимого. У театра есть кредиторская задолженность. В основном это, к сожалению, налог на имущество. Это те долги, из-за наличия которых в любой момент могут заблокировать счет, поэтому эта задолженность достаточно сложная в плане исполнения. Но нерешаемых задач, повторюсь, нет. Естественно, когда я принимал решение об участии в конкурсе на должность директора, я все эти риски анализировал, знакомился с ситуацией, но трудности меня всегда только интриговали – ведь гораздо интереснее решать сложные задачи, выходящие за рамки рутины. Так что я в себе уверен, да и команда в театре тоже боеспособная.

- Не так давно в Архангельск приезжала певица Максим и выступала в Драмтеатре с небольшим концертом. Тогда вы еще не вступили в должность официально, но на своей странице в социальной сети опубликовали емкую и критическую заметку относительно этого выступления. Значит ли это, что теперь на сцене театра драмы мы не увидим популярных исполнителей, гастролеров, которые собирают аншлаги и пользуются спросом?

- Во-первых, не все заезжие гастролеры пользуются спросом и собирают аншлаги. На нашей эстраде есть и другие исполнители, на которых люди также будут ходить, покупать билеты и искать свободные места. Просто таких артистов в Архангельск никто не привозит в силу меньшей заинтересованности концертных агентств. Но теперь ситуация немного изменится. Во-первых, мы уже договорились с агентствами, что все предполагаемые выступления на площадке Драмтеатра будут согласовываться. Я не хочу брать на себя ответственность за оболванивание зрителей. Я вообще считаю, что что театр это то место, где приоритетом является просвещение. Если проект, который нам предлагают, не служит этой цели, не относится к искусству, то для его реализации организаторам следует поискать другие площадки. Максим - это достаточно успешный проект, рассчитанный больше на клубную сцену, но никак не на сцену областного драматического театра. Более того, мы самостоятельно начинаем прорабатывать проекты, которые позволят нам самим привозить в Архангельск, например, настоящий русский классический балет. Например, театр классического балета Василева. Это замечательный театр. Мы рассматриваем возможность сотрудничества даже с камерной оперой Покровского. Это тоже достаточно бюджетный проект, по меркам оперного мира. Но это как раз то, что называется искусством, и вряд ли люди не захотят на него пойти. Ведь в конечном счете все упирается в то, какой выбор мы даем людям. Я считаю, Драмтеатр должен дать архангелогородцам возможность познакомиться с серьезным искусством.

- А когда человек не идет в театр, это проблема воспитания, образования или по большей части менеджмента театра?

- Я думаю, что это все-таки проблема менеджмента театра. Взять, например, наш драмтеатр. Там ставят замечательные, современные спектакли, которые заставляют думать. Современные в понимании театралов, разумеется. В нашем репертуаре есть и комедии, и трагедии – у нас достаточно сбалансированный репертуар. Но когда я спрашиваю многих знакомых о том, как они воспринимают театр драмы, то в ответ слышу, что-то вроде «попахивает нафталином», «я там давно не был», «мне кажется, там старые постановки». В результате мало кто из горожан может назвать, хотя бы пару актеров Архангельского театра драмы. А там, между прочим, есть плеяда как молодых, так и уже состоявшихся актеров, которые могли бы стать медийными личностями, их должны узнавать на улицах. Но этого, к сожалению, нет. А театр в результате до сих пор воспринимается как какой-то консервативный вид досуга, куда нет желания идти в свободное время. Надо постараться перебороть эту ситуацию, показать людям театр таким, какой он есть на самом деле.

- А как это сделать?

- Через репертуар, через премьеры. Не секрет, что успешность театра заключается в том, насколько часто обновляется его репертуар. Ведь зрителей всегда нужно удивлять. Мы уже имеем достаточно интересный цикл спектаклей, которые архангельские зрители смогут увидеть до конца года. Но мы не останавливаемся - мы работаем на год-полтора вперед, сверяем часы с ведущими театрами России и уже можем говорить о нескольких совместных проектах и гастролях. Столь долгосрочное планирование, кстати, удобно как для синхронизации с другими театрами, так и с точки зрения планирования доходов и расходов. Да и артистам так удобнее, когда они знают свой график на несколько месяцев вперед.

- А какие премьеры архангельский зритель уже может ожидать?

- В этом году новый сезон у нас будет откроется 1 и 2 октября сразу двумя премьерами. 1 октября на камерной сцене мы покажем «Блоггера». Это постановка артиста театра драмы Игоря Патокина по мотивам «Записок сумасшедшего» Гоголя. 2 октября на основной сцене мы поставим «Русскую народную почту». Это постановка Андрея Тимошенко, главного режиссера театра. Также у нас будет «Победительница» Арбузова, а из детского репертуара к Новому году на камерной сцене мы покажем вторую часть «Истории про братца Лиса и братца Кролика», а на основной сцене зрителя увидят «Золотой ключик».

- Сергей, вы говорили уже об особой миссии театра и искусства. Но, раз уж так у нас принято, разделять - большое искусство, оно где-то там, а искусство провинциальное - вот здесь у нас, не в столицах. Наш театр сможет когда-нибудь соперничать со столичными театрами и что для этого требуется?

- Я вам скажу, что театр уже готов соперничать. Я считаю, что все-таки ошибочно думать, что есть какое-то местечковое, провинциальное искусство, а есть искусство столичное. Да, столичное искусство может быть более помпезным, дорогим, но сколько раз уже я на своем опыте убеждался, что самое главное это не дорогие декорации, а идея. Это самое дорогое, что может быть в любом спектакле - идея автора или режиссера. Тот же самый «Эдип. Прозрение» - его бюджет чуть больше 40 тысяч, а сам спектакль, тем не менее, содержит в себе очень много идей – и маленьких, и больших. В нем очень много символов, подтекстов. Это яркий пример того, что можно сделать, обладая небольшой суммой денег, но очень серьезными идеями. Так что прибедняться и самим себя загонять в иллюзорные рамки провинциального театра нам не стоит. Наоборот, нужно менять менталитет, шире смотреть на привычные вещи. Многие региональные театры, слава Богу, на своем примере показывают, что это возможно.

- Сергей, я благодарю вас за беседу.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.