15.11.2016 11:22

Куда исчезло хорошее кино?

Анжелика Долинина, член жюри V Международного фестиваля любительских и профессиональных фильмов и программ «Берегиня»

Наверное, понятия «хорошее» и «плохое» кино у каждого свои. Однако после просмотра одного не перестаёшь мысленно возвращаться к сюжету, размышляешь, восхищаешься увиденным, а после другого бывает жаль потраченного времени, а иногда просто неудобно за авторов.

Где оно, хорошее кино? «На фестивалях», – уверенно отвечает Анжелика Долинина, член жюри V Международного фестиваля любительских и профессиональных фильмов и программ «Берегиня». Она только что закончила просмотр около двухсот фильмов из девяти стран мира, которые поступили на архангельский фестиваль. И очень советует не пропустить это большое культурное событие, которое случится с 8 по 10 декабря на площадках Архангельска и Северодвинска. О фестивале, кино и воспитании себя как зрителя наш разговор с кинодокументалистом.

– Давайте начнём с того, сколько фильмов в год вы смотрите?

– Интерес к кино у меня не зрительский, а профессиональный. Сложно представить практикующего врача, не интересующегося тем, что сегодня происходит в его отрасли. В режиссуре картина такая же. Телеканал 24‑DOK, «Культура», новинки на сайте RGDoc.ru Гильдии неигрового кино смотрю постоянно. Но главные площадки – кинозалы международных кинофестивалей, где коллеги представляют лучшие работы, снятые за текущий год. Это возможность увидеть картины кинематографистов со всего мира и понять, на каком уровне находишься ты.

– Есть мнение, что раньше делали крутое кино, а теперь не делают. Вы согласны с этим утверждением?

– Сегодняшний массовый кинематограф рассчитан на детей и тинэйджеров, об этом кинопродюсеры говорят уже лет пятнадцать, именно подростки «делают кассу» кинотеатрам. Поэтому ждать от кинопроката какого‑то прорыва не приходится. Художественное кино действительно переживает сегодня серьёзный кризис.

Что касается документалистики, то, на мой взгляд, неигровое кино сегодня находится на подъёме. Поэтому, согласиться с тем, что хорошее кино куда‑то пропало, не могу. Но соглашусь, что доступно оно лишь зрителю столичных городов,так как там есть кинотеатры и киноплощадки, показывающие новинки мировой киноиндустрии. Хорошее кино (я не люблю этот термин, но для упрощения, остановимся на нём) потому и получило ярлык «кино не для всех», потому что зритель считает его «занудным». Этот стереотип преодолеть сложно, но можно. Для этого новинки киноиндустрии игрового и документального кино должны появляться в провинциальных кинотеатрах, библиотечных, музейных залах. И фестиваль любительских и профессиональных фильмов «Берегиня», который пройдёт в Архангельске в начале декабря, эти новинки зрителю представит. В этом году на конкурс прошло 180 работ из девяти стран мира. Это документальное и художественное кино, снятое о нас и для нас. Приятно осознавать, что северный регион России, в том числе и Архангельская область, в последнее время стал излюбленной площадкой кинематографистов.

– А может быть, мы, зрители, как‑то неправильно сейчас смотрим фильмы? Не видим намёков, кодов, подмигиваний автора?

– У нас действительно нет культуры просмотра документального кино в кинотеатрах. И это факт, с которым трудно спорить. Могу предположить, что наш зритель воспринимает кино как развлечение, возможность ухода от проблем. Он платит деньги за отдых! Потратить свободное время на просмотр документального фильма – это что‑то совсем нерациональное. К тому же есть убеждение, что всё рано или поздно появится в Интернете, отсюда и культурная пассивность. Вторая причина – в нескончаемом и агрессивном информационном потоке, в котором мы с вами постоянно находимся, нет времени на остановку. А настоящее кино требует осмысления и тишины кинозала. Но потребность в этой остановке есть, и желание смотреть хорошее кино у зрителя присутствует.

– Почему у наших северных соседей картина кардинально противоположная? Почему там очереди в кассы на премьеры документальных фильмов, а фестивальное кино востребовано?

– Потому что они своего зрителя воспитали. А это дело не одного года. Десять лет понадобилось Мурманскому кинофестивалю «Северный характер» для популяризации документального кино. Если раньше на кинопоказах сидели лишь участники фестиваля, то сегодня горожане заполняют просмотровые залы, ждут фестиваль. Очень надеюсь, что кинофестиваль «Берегиня» станет для архангелогородцев, скучающих по хорошему кино, своеобразным открытием. Уверена, фильмы этого года не разочаруют. В конкурсе представлен весь спектр жанров: художественное кино, короткометражки, кинопортреты современников, социальные фильмы, кинодебюты, экспериментальное кино, потрясающие этнографические картины, мультфильмы, детское кино и проекты, которые представлены детскими телестудиями. На все вкусы и предпочтения!

– Зачем сегодня, вообще, смотреть кино? Если есть интернет, телевидение? Так многие думают.

– А зачем человек смотрится в зеркало? Кино интересно тем, что отражает события времени, оставляет «хронику эпох», фиксирует людей и их жизнь. Оно отражает мысли поколений. Отсюда следуют и определения «советского», «военного», «перестроечного» кино. Миссия кинематографа не в воспитании, а в отражении действительности. Это касается и художественного, и документального кино. А телевидение и интернет сегодня являются не конкурентами, а эфирными площадками.

– Сейчас очень модно составлять списки, что посмотреть. Можете поделиться с читателями своим списком своего хорошего кино?

– Не склонна давать подобные советы. Кино, как и любое другое искусство, очень субъективно воспринимается. То, что приводит меня в восторг, может быть совершенно неинтересно вам. Есть режиссёры и авторы, которые в «меня попадают», и есть признанные имена, к творчеству которых я равнодушна и могу оценить их лишь сухими рамками кинематографического языка. Поэтому совет один – ищите своё кино! Смотрите кино! Снимайте кино!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Анна АНТОНОВА