16.07.2017 12:01

Феликс Разумовский выпустил литературную версию передачи «Кто мы?» на основе истории Соловецкого лагеря

Увидела свет книга «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!» известного публициста и телеведущего Феликса Разумовского, который в своих проектах неоднократно обращался к теме Соловков.

Не стала исключением и очередная работа историка, которая на днях вышла в Издательстве Московской Патриархии, и включает в себя соловецкие главы, посвященные узникам СЛОНа и судьбе заключенного в лагере духовенства.

Эта книга – литературная версия популярной телевизионной исторической программы «Кто мы?». Содержание ее составляют очерки важнейших событий, определивших судьбу России в роковом 1917 году: «Преданная война» (Россия в Первой мировой войне), «Кровь на Русской равнине» (Из истории великой русской смуты начала ХХ века), «Русская Голгофа» (Из истории гонений на веру и Церковь Христову

в ХХ веке).

Автор рассматривает период первой трети ХХ века в трех аспектах: историческом, политическом и духовном, выражая мнение о том, что для осмысления величайшей национальной трагедии есть единственный путь – держаться духа русской истории. Именно наша культура, наша традиция и, главное, наша православная вера помогают разобраться в самом сложном, противоречивом и запутанном этапе истории России.

Исторические срывы, провалы и катастрофы следует признать важнейшей особенностью русской цивилизации. Путь постепенного, последовательного развития время от времени нас начинает тяготить. И тогда Россию сотрясает очередная Смута, – тяжелейшая эпоха лавинообразного распада и разложения. Эта разрушительная энергия Смуты отменяет красоту и человечность русской жизни, её высокое призвание, отменяет величие нашей культуры, – собственно, всё то богатство, которым живёт и дорожит наш народ в годы созидания. Срываясь в Смуту, русский человек всё и вся расточает, от всего отрекается. Это – род национальной болезни, форма кризиса, пробуждающего и развязывающего тёмные страсти и низменные инстинкты.

На волне Смуты могут произойти и происходили самые невероятные метаморфозы, особенно в политической сфере. Одна из подобных метаморфоз – победа большевиков в октябре 1917 года. Согласно созданной при советской власти пропагандистской исторической теории победа большевиков не имела альтернатив и «диктовалась всем ходом исторического развития». Грандиозная катастрофа преподносилась как прорыв к светлому будущему, как небывалое и великое свершение. Этот миф о «революционном обновлении» и Великой Октябрьской Социалистической Революции так настойчиво внедрялся в сознание нескольких поколений, что приобрёл невероятную живучесть и почти полностью исказил национальное историческое сознание. Советская историческая конструкция надолго пережила советскую идеологию и советское государство.

Русский ХХ век до сих пор ставит наше историческое сознание в тупик. Слишком полярные точки зрения закрепились в современном российском обществе по отношению к недавнему прошлому. Одна из причин подобного разлада – очевидная неполнота и односторонность исторического сознания. В нём недостаёт ключевой темы – подвига российских новомучеников.

Наш ХХ век был не только богоборческим и вероотступническим, не только веком грандиозного «коммунистического проекта», но и эпохой религиозного возрождения и воодушевления, – невиданного в новейшей истории опыта стояния в вере Христовой. Судя по всему, этот опыт – единственное средство преодолеть разорванность русской истории, бесценная возможность оздоровить наше национальное бытие, парализованное глубоким кризисом русского мирочувствия. По сообщению сайта Соловецкого монастыря 


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.