Их помнят: оба народные артисты, оба любимые

28 февраля 17:14
Лекция Нины Самойлович в Архангельском театре драмы
Лекция Нины Самойлович в Архангельском театре драмы

Кажется, уже третий сезон подряд в Архангельском театре драмы читаются лекции по истории театра. Читает их знаток истории архангельского театра Нина Самойлович, бессменный завлит и главный театральный «домовой»

На прошлой лекции ей помогал актер Константин Феофилов, которого многие зрители знают не только по ролям в спектаклях, но и как экскурсовода по зданию театра драмы.

К слову, кто еще не побывал на его экскурсиях – постарайтесь попасть, Константин Владимирович вам не только расскажет легенды театрального здания – про знаменитую стену из кирпичей XVIII века и про зарытый церковный колокол под фундаментом, но и сыграет всех культовых артистов, что выходили на архангельскую сцену. 

Сергей ПлотниковВстреча в лектории была посвящена двум архангельским легендам сцены, которые родились в один год 110 лет тому назад и вместе шли по жизни и в театре. А именно – народному артисту СССР Сергею Плотникову и народному артисту РСФСР Борису Горшенину. Нина Самойлович и Константин Феофилов имели честь знать и работать с обоими.

Возможно, из СМИ или из экскурсий многое из жизни больших артистов постоянным посетителям лекций было уже знакомо, но, как всегда, кто-то впервые услышал, а что-то впервые рассказали широкой публике. Конечно, «из первых рук» воспоминания о людях, оставивших заметный след в истории культуры Архангельска и страны, всегда ценны и интересны. Какими они были в жизни, какими на сцене и какими в дружбе между собой?

Борис ГоршенинНина Борисовна, например, бывавшая на спектакле «Потерянный сын» по пьесе Арбузова, вспомнила знаменитых вахтанговцев отца и сына Абрикосовых, которые тоже играли в том спектакле на архангельской сцене в качестве приглашенных артистов (зрители их помнят в фильме «Свадьба в Малиновке» – в ролях атамана Грициана Таврического и его отца). Как рассказала Нина Борисовна, Сергей Николаевич Плотников в том спектакле их, как говорят артисты – «переиграл», – своим мощнейшим темпераментом, своим филигранным отношением к роли и бесконечным уважением к зрительному залу.

Сергей Плотников снялся в ста кинофильмах, как недавно скрупулезно подсчитала Нина Самойлович. Многие из этих фильмов заняли свое место в истории российского кино – «Добровольцы», «Россия молодая», «Вы чье, старичье?», а в театре у него было около 200 ролей, как и у Бориса Горшенина. Но Борис Иванович, похоже, кинематограф не жаловал, хотя его и приглашали. Потому полагаемся на мнение видевших его на сцене.

Говорят, часто Борис Горшенин разыгрывал коллег, особенно доставалось от него Клавдии Кулагиной, с которой они играли в спектакле «Миссис Пайпер ведёт следствие» («Ищите женщину»). Никогда она не знала, каким вывалится инспектор Гранден-Горшенин из платяного шкафа на сцене: то в двух шляпах, то обвешанный платяными вешалками, то с пластмассовой мухой на языке.

Очень часто два народных играли в одном спектакле. Однажды и их разыграли. На сцене – что-то вроде правления сельсовета. На столе – бумаги, графин с водой. Народные налили в графин вместо воды – водку – отметить премьеру и окончание сезона. Молодой актер прознал про это: вбегает на сцену не вовремя и несет отсебятину: «Бригадира не видели?» Ну, народные артисты не растерялись, хоть и чувствуют, что-то не то: «Да он в третьей бригаде!» Молодой артист, нацелившись на графин: «А водички можно у вас попить?» Хватает, наливает полный стакан, выпивает и убегает…

Константин Феофилов не пожалел красок, играя двух друзей народных артистов, а заодно вспомнил, что к «Папе» (так величали Плотникова в театре) можно было обратиться с каким-нибудь серьезным делом, поскольку он имел влияние на руководство города и области, а у «Дяди Бори» разжиться до получки трешкой (в те годы молодые артисты имели ставку в 75 рублей).

Оба артиста, к слову, были заядлыми рыбаками. Любили гулять по архангельской набережной. Так, что где-нибудь на гастролях театра, узнав, что артисты из Архангельска, сразу определяли: «А! У вас там Плотников по набережной гуляет!» От приглашений в московские театры Сергей Николаевич всегда отказывался, а ведь его Михаил Жаров звал в Малый театр.

Вообще, поколению тех актеров как-то не свойственны были «звездные болезни», они ценили свою публику, свой театр, свой дом, свое звание народного артиста, свою рыбалку, в конце концов.

Лекции в театре драмы «ловите» до конца сезона, например, 20 апреля встреча будет посвящена театральным профессиям. А 27 марта, в международный День театра, в Архангельском театре состоится «театральный» день для счастливчиков, которые побывают в том числе и на экскурсии Константина Феофилова. Билеты в продаже.

Елена ИРХА. Фото автора и из архива драмтеатра

Культура

22 марта

В Архан­гель­ске и Новод­винске начал­ся област­ной фес­тиваль «Теат­раль­ные встречи»

22 марта

Саша и её «Хаме­ле­он»

21 марта

Доку­мен­таль­ный трип­тих к 100-ле­тию музе­ев Вель­ска, Кар­гопо­ля и Соль­выче­год­ска – в откры­том доступе

21 марта

В Архан­гель­ске откры­лась выставка кар­тин Рерихов

19 марта

Музей «Малые Коре­лы» приг­лаша­ет при­нять учас­тие в кон­курсе городс­ко­го костюма

19 марта

В Архан­гель­ском худо­жест­ве­нном сало­не откро­ет­ся выставка «Эво­лю­ция»

18 марта

Архан­гель­ская область гото­вит­ся отметить день театра

18 марта

В Доб­ролю­бов­ке откры­лась выставка гли­ня­ной игрушки «Игры всерьез»

17 марта

В Архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Цар­ские куклы»

15 марта

Так шумит время

15 марта

Так свет­лы и вдох­нов­ен­ны их лица

14 марта

Кено­зерье ищет мате­ри­алы для муз­ей­ного зала в визит-цен­тре дерев­ни Лопшеньга

14 марта

«Жиз­нера­дос­тность сочи­не­ний Пушкина…»

13 марта

В Архан­гель­ске откро­ет­ся выставка кар­тин Нико­лая и Свя­тос­лава Рерихов

12 марта

Нев­зи­рая на борь­бу с «лати­нянст­вом», на Кар­гополье сох­рани­лись скуль­птуры и объем­ные иконы