21.11.2016 13:02

Сельская третьяковка – под потолком

Фото Олега Угрюмова

В Яренской библиотеке привыкли, что посетители спрашивают не только книги, но и картины местных художников, на которые пришли посмотреть.

И никто не удивляется, что читатели высоко задирают головы – ведь картины висят над стеллажами книг. Сельскую третьяковку собирали долго, делая выставки местных художников. Со временем работникам пришлось решать вопрос с размещением более полутора сотни картин и акварелей. А поскольку помещения для галереи в селе не нашлось, сделали её под потолком в библиотеке.

Удалось освободить под организацию выставок два помещения, теперь это художественные залы Николая Лемзакова и яренской художницы Татьяны Юговой. В помещении читательского абонемента открылся зал Петра Братаева. Зал художника Сергея Худякова обрёл зал деловой литературы и краеведения. И в читальном зале детского отдела очень пришлись к месту яркие полотна ещё одной яренской художницы Лилии Мелесик.

Но и сам процесс поиска полотен яренских художников был увлекательным, часто с неожиданными поворотами.

Пётр Братаев – пилот и художник

Надежда Петровна Журавлёва, как и вся обстановка её старенького дома на Набережной – само воплощение старины. Мы к ней пришли поговорить по библиотечным делам: батюшка её, Пётр Михайлович, был переплётчиком книг, а старший брат его, Александр Михайлович – ещё в конце века позапрошлого первым читателям только-только созданной Земской библиотеки выдавал книги на дом.

Уже собираемся с директором библиотеки Мариной Угрюмовой к выходу, да задержались взглядом на небольшом, в картонном паспарту, пейзаже на стене.

– Это мой муж написал – Пётр Игнатьевич Братаев, – объяснила Надежда Петровна.

И, конечно, мы остались, чтобы поговорить о Петре Братаеве – лётчике и художнике, к тому времени уже подзабытом. Раньше устраивались его выставки. Теперь же никто не знал, где его работы.

– Сохранились ли его картины? – спрашиваем Надежду Петровну.

Она подводит нас к дивану. Вдвоём откидываем крышку. Под ней аккуратно сложены листы картона – целый клад!

На выставке Братаева, а она с трудом вместилась в самый большой зал старинного здания библиотеки, было многолюдно. А ещё библиотекари заметили – школьники украдкой проводили по картинам пальцами и оглядывались – не заругают ли. Хотели было заругать, а потом поняли: большинство из них картины видели только в виде цветных иллюстраций в книгах и журналах. Но ведь так хочется ощутить неровность застывшей краски! Так яренские дети в буквальном смысле слова прикоснулись к искусству.

«Да это же я, когда был мальчиком!»

Интересный случай произошёл после того, как библиотека получила картины из рук приёмного сына художника Николая Лемзакова, заслуженного деятеля искусств Коми АССР, и устроила первую персональную выставку. Николай Лемзаков – уроженец небольшой деревни Пустошь, которая находится недалеко от Яренска.

Выставка совпала с проведением научно-практической конференции, в которой обычно участвуют много гостей из Сыктывкара. Проходя мимо картин, профессор Александр Попов в одном из мальчишеских портретов с удивлением узнал… самого себя. И рассказал о том, что в детстве его семья жила в одном доме с художником, который порой уговаривал мальчишек позировать для портрета.

Тёща – вся в белом

Случается, что работы попадают в сельскую галерею из самых неожиданных мест. Например, с чердака старинного двухэтажного дома. Там было найдено три портрета, из которых выделялся портрет в полный рост женщины в белом платье, внизу стояла дата – 1964 год и фамилия автора – Беляев.

Чей же это портрет, и кто его автор? Стали опрашивать жильцов дома, нашли тех, кто проживал здесь раньше. Нашли в селе немолодого мужчину с фамилией, которой подписан портрет, вот только к художественному мастерству, это знали все, он не имеет совершенно никакого отношения. И ошиблись!

Полвека назад он замечательно рисовал, освоил масляные краски, которыми и был написан портрет женщины в белом платье. На нём он изобразил свою тёщу, таким великолепным был его подарок ей к дню рождения! Но затем произошла семейная драма, после которой он навсегда оставил кисти и краски. Даже на портрет, найденный на чердаке, не захотел взглянуть.

Такая вот история, от которой вряд ли какой киносценарист мог бы отказаться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Олег УГРЮМОВ