04.09.2020 12:11

В архангельском музее автомототехники появился новый экспонат – легендарная «эмка»

Фото автора

Почти три года в Архангельске открыт интереснейший музей автомототехники. Там представлено около 140 мотоциклов и мопедов, а также 20 автомобилей как советского, так и зарубежного производства

Отдельно выделен транспорт времён Великой Отечественной войны, в том числе и поставленный по ленд-лизу. Все экспонаты – из частных коллекций.

И за каждым экспонатом – своя история. И о каждом экспонате вам могут рассказать на экскурсии, которые, надеемся, вскоре возобновятся. Музей частный, работает с четверга по воскресенье, разумеется, для посещения зрителям нужна медицинская маска.

К слову, весь ретро-транспорт, отреставрирован, отремонтирован и приведён в порядок. Но вот недавно там появился новый экспонат – легковой автомобиль ГАЗ М-1 1938 года выпуска – знаменитая «эмка». Машина многое повидала на своём веку – немалое количество оригинальных узлов и кузовных деталей было утрачено или переиначено, как рассказал куратор выставочного зала Григорий Гусев. И на сегодняшний день это самый старый легковой автомобиль в экспозиции.

Правда, где и как раздобыли ретро-легенду отечественного автомобилестроения, Григорий Геннадьевич не раскрыл. Но рассказал, что в данный момент машина выставлена для образца, её ещё не разбирали, не осматривали толком, и ей ещё только предстоит долгая «реабилитация». Глядя на остальные транспортные средства музея, сомнений не остаётся – автомобиль приведут в порядок на профессиональном уровне.

Говорят, что почти все транспортные средства, представленные в выставочном зале, – «на ходу». И ещё несколько находятся на ремонте и восстановлении. По словам Григория Геннадьевича – это советские полноприводные автомобили конца 1950‑х годов «Победа» – М 72, «Москвич»-410 и «Москвич»-411.

Чем же так примечательно появление в Архангельске ныне редчайшего автомобиля Горьковского завода, которого неофициально называли «эмка»?

Примечателен он тем, что это один из первых советских серийных автомобилей на основе модификации американского «Форда», имел цельнометаллический кузов (правда, он не сразу избавился от дерева и дерматина, которые в ту пору активно использовали в отделке автомобилей). И был первым советским автомобилем такси, которые использовали до войны. Именно такой автомобиль можно увидеть в довоенном фильме «Музыкальная история», в котором, как вы помните, будущий оперный певец Петя в исполнении тенора Сергея Лемешева работал в таксомоторном парке Ленинграда.

Кроме того, легковой автомобиль ГАЗ М-1 – одна из немногих советских машин, удостоившаяся чести быть увековеченной в словах песни, пусть и мимоходом, в «Песенке фронтовых корреспондентов» Константина Симонова:

«Выпьем за Победу, за нашу газету,

За У-2, за «эмку», за успех…»

Правда, в памяти ветеранов и знатоков истории отечественной автомобильной техники он занимает куда больше места. Использовали «эмки» и во время войны в качестве штабных автомобилей. Производство автомобиля ГАЗ М-1 и его модификаций было прекращено сразу после войны, поскольку пришло время новых легковых автомобилей «Победа», так что просто чудо, что один из потрёпанных «патриархов» начала советского автомобилестроения дожил до наших дней.

Экспонаты из музея автомототехники не раз показывали под открытым небом на городских массовых мероприятиях, но в связи с карантином все праздники в Архангельске прошли онлайн. Так что за новыми впечатлениями лучше отправиться в выставочный зал самостоятельно.=

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА