Фестиваль «Родниковое слово» в Архангельске завершился спектаклем Северодвинского театра драмы по военной драме Валентина Пикуля.
Если честно, было боязно смотреть этот спектакль. Дело в том, что тут явно не обойтись без батальных сцен. Но театральная сцена такова, что не терпит «прямых» иллюстративных боёв. Что интересно и выразительно в кино, в театре выглядит бутафорски.
Сейчас вообще редко какой театр берётся за постановку масштабного полифонического действа с батальными сценами. И то, что на это отважился провинциальный театр, уже удивительно.
Как оказалось, опасения зрителей были напрасными. Например, сцена «прямого боя» советского сторожевика и немецкой подлодки решена просто и эстетически прекрасно: прикрываясь условной кормой как щитами, актеры создали пластически яркое, полное динамизма и действенности зрелище.
Или, например, расстрел морского труженика «Ижоры», нагруженного архангельскими досками. Это всего лишь бумажный кораблик в руках одиноко стоящей на помосте немолодой женщины в тельняшке. А вокруг нее кружат темные фигуры-эсминцы в морских плащах-дождевиках.
Интересна и сценография спектакля - достаточно силуэтов военных кораблей, наклонный помост – это и капитанский мостик, и палуба, и причал. А если под ним мигают красные огоньки – то и подводная лодка.
Поставил спектакль режиссёр и одновременно автор инсценировки романа Владимир Карпов. В спектакле нет главных героев, как и в самом произведении Пикуля, это – временной пласт, в котором герои – все.
Северодвинский театр посвятил постановку «Реквиема» 80-летию Архангельской области (спектакль – премьера нынешнего театрального сезона). Спектакль о Севере и его людях, поскольку повествует о лендлизовском караване судов, поодиночке прорывавшихся с боями в порты Архангельска и Молотовска (Северодвинска).
Кроме того, в своё время писатель Валентин Пикуль проживал в Северодвинске, что, конечно, очень значимо для этого города и горожан.
Театральные критики фестиваля «Родниковое слово» присудили спектаклю северодвинцев «Реквием каравану PQ-17» диплом «За открытие романа Пикуля на драматической сцене» и назвали спектакль – ни много ни мало – мировой премьерой инсценировки романа Пикуля.
Большинство зрителей с ними согласились.