Архангельский художник расскажет об искусстве офорта на экскурсии в музее ИЗО

4 февраля 2020 13:24 Фоторепортаж
фото автора
фото автора

Только до марта в Архангельске открыта выставка «Золотой оттиск. Дюрер. Рембрандт. Кранах Старший» из Калининградского музея изобразительных искусств, на которой можно увидеть факсимильную копию графики мастеров Возрождения.

Об истории самой коллекции и сюжетах на листах рассказывают на экскурсиях, на которые можно попасть в Архангельский музей изобразительных искусств в выходные дни. Одно из интереснейших занятий, что проводятся на выставке, – это рассказ архангельского художника-графика Евгения Зимирева об искусстве офорта.

Это история о великом труде художников в поисках совершенства на примере старого офортного станка, что представлен на выставке в качестве экспоната. Станок принадлежит Архангельскому отделению Союза художников и после закрытия выставки туда вернется. Говорят, примерно такой был у Рембрандта: большой, громоздкий, с вертящимся колесом и валиками.

На занятии Евгений Зимирев показал зрителям «кухню» изготовления офорта, попутно объясняя, что к чему. Дело это не быстрое, даже если показывать самое простое, почти готовое. Способ можно описать примерно так: берется медная пластина, шлифуется, полируется, покрывается лаком. Далее по лаку разными иглами процарапывается изображение в зеркальном отражении (для этого мастера используют зеркало) и в процарапанных местах открывается металл. Затем металл травится в кислоте, и весь рисунок получается углубленным. Это клише.

Клише Евгений Николаевич принес на занятие готовое, свое. Так вот, в клише втирается краска, ее излишки снимаются, и краска остается только в углубленных штрихах-линиях. На клише кладется увлажненный лист бумаги (подходит не всякая бумага, нужна специальная), накрывается тканью и прокатывается между двумя металлическими валиками офортного станка. При прокатывании между валиками бумага вдавливается в штрихи с краской, краска переходит на бумагу. Получается рисунок. Уф, кажется, все.

Евгений Зимирев «дополнил» процесс подогреванием пластины на свечке, поскольку в зале музея в тот день было довольно прохладно. Действо немного походило на колдовство: завораживающие манипуляции руками, потом этим самым станком с колесом и валиками – и оттиск готов, хотя художник остался им недоволен.

Это только один из способов изготовления офортов, а есть еще и другие, а также смешанные техники. Зрители рассматривали медную пластину с процарапанным рисунком в зеркальном отражении, которую Евгений Зимирев пустил по рядам, а потом еще влажный оттиск с нее.

Оказывается, оттисков можно сделать до пятисот, но великие мастера Возрождения, чьи офорты представлены на выставке, создавали гораздо меньше. А иногда доски и пластины, после считанных оттисков художники уничтожали. Возможно, таковы были условия договоров с заказчиками, предположил Евгений Николаевич.

Сотрудник музея Сергей Неверович напомнил зрителям, что именно Зимирев иллюстрировал «Мастера и Маргариту» Булгакова, одного из первых изданий в перестроечные годы. Художник еще несколько лет спустя рисовал Маргариту, что называется, вдогонку и уверен, что настоящие образы стали приходить лишь потом.

Работы Зимирева разлетелись по миру – по частным коллекциям и крупным музеям. А как рассказывал Евгений Николаевич на открытии выставки «Золотой оттиск», своим учителем в графике он всегда считал великого Рембрандта.

В другой раз Евгений Зимирев расскажет об искусстве офорта 15 февраля в 15.00.

Елена ИРХА

Культура

19 января

«Малые Коре­лы» предс­та­вля­ют новую виде­оэк­ску­рсию

18 января

В Архан­гель­ске про­шёл кон­курс дет­ских кос­тю­мов «Мас­ка­рад кален­даря»

18 января

В Кар­гопо­ле про­хо­дят «Хрус­таль­ные звоны»

17 января

В Архан­гель­ске откры­лась глав­ная регио­наль­ная выставка «Север»

16 января

В январе исполни­лось 85 лет со дня рож­де­ния Нико­лая Рубцова

16 января

Пара­ллель­ная жизнь дере­вян­ного зод­чества: сверх­ма­лые Корелы

16 января

В Архан­гель­ской области выпус­тили нео­быч­ную книгу – «Семьис­тру­нка»

15 января

Север­ный рус­ский народ­ный хор отме­тит 95-ле­тие постан­ов­кой про жем­чужный промысел

14 января

В день памя­ти Нико­лая Руб­цова в Архан­гель­ске будут читать стихи поэта

14 января

Север­ный мор­ской музей полу­чил две лодки оси­нов­ки из Устья­нс­кого района

14 января

В нача­ле «Абрам­ов­ско­го театра»

13 января

Север­ный хор про­вёл теат­рали­зов­ан­ные предс­та­вле­ния для детей работ­ни­ков здра­во­ох­ране­ния

12 января

В ново­год­ние празд­ни­ки «Малые Коре­лы» посети­ло более 23 тысяч человек

12 января

Каг­рополь­ские «Хрус­таль­ные зво­ны» прой­дут с 17 по 19 января

11 января

Сту­ден­чес­кий кол­лект­ив из Архан­гель­ска занял пер­вое место на все­рос­сийск­ом кон­курсе народ­ного твор­чества

Похожие материалы

19 января Культура

«Малые Коре­лы» предс­та­вля­ют новую виде­оэк­ску­рсию

18 января Культура

В Архан­гель­ске про­шёл кон­курс дет­ских кос­тю­мов «Мас­ка­рад кален­даря»

18 января Культура

В Кар­гопо­ле про­хо­дят «Хрус­таль­ные звоны»

17 января Культура

В Архан­гель­ске откры­лась глав­ная регио­наль­ная выставка «Север»

16 января Культура

В январе исполни­лось 85 лет со дня рож­де­ния Нико­лая Рубцова

16 января Культура

Пара­ллель­ная жизнь дере­вян­ного зод­чества: сверх­ма­лые Корелы

16 января Культура

В Архан­гель­ской области выпус­тили нео­быч­ную книгу – «Семьис­тру­нка»

15 января Культура

Север­ный рус­ский народ­ный хор отме­тит 95-ле­тие постан­ов­кой про жем­чужный промысел

14 января Культура

В день памя­ти Нико­лая Руб­цова в Архан­гель­ске будут читать стихи поэта

14 января Культура

Север­ный мор­ской музей полу­чил две лодки оси­нов­ки из Устья­нс­кого района

14 января Культура

В нача­ле «Абрам­ов­ско­го театра»

13 января Культура

Север­ный хор про­вёл теат­рали­зов­ан­ные предс­та­вле­ния для детей работ­ни­ков здра­во­ох­ране­ния

12 января Культура

В ново­год­ние празд­ни­ки «Малые Коре­лы» посети­ло более 23 тысяч человек