Архангельский художник расскажет об искусстве офорта на экскурсии в музее ИЗО

4 февраля 13:24 Фоторепортаж
фото автора
фото автора

Только до марта в Архангельске открыта выставка «Золотой оттиск. Дюрер. Рембрандт. Кранах Старший» из Калининградского музея изобразительных искусств, на которой можно увидеть факсимильную копию графики мастеров Возрождения.

Об истории самой коллекции и сюжетах на листах рассказывают на экскурсиях, на которые можно попасть в Архангельский музей изобразительных искусств в выходные дни. Одно из интереснейших занятий, что проводятся на выставке, – это рассказ архангельского художника-графика Евгения Зимирева об искусстве офорта.

Это история о великом труде художников в поисках совершенства на примере старого офортного станка, что представлен на выставке в качестве экспоната. Станок принадлежит Архангельскому отделению Союза художников и после закрытия выставки туда вернется. Говорят, примерно такой был у Рембрандта: большой, громоздкий, с вертящимся колесом и валиками.

На занятии Евгений Зимирев показал зрителям «кухню» изготовления офорта, попутно объясняя, что к чему. Дело это не быстрое, даже если показывать самое простое, почти готовое. Способ можно описать примерно так: берется медная пластина, шлифуется, полируется, покрывается лаком. Далее по лаку разными иглами процарапывается изображение в зеркальном отражении (для этого мастера используют зеркало) и в процарапанных местах открывается металл. Затем металл травится в кислоте, и весь рисунок получается углубленным. Это клише.

Клише Евгений Николаевич принес на занятие готовое, свое. Так вот, в клише втирается краска, ее излишки снимаются, и краска остается только в углубленных штрихах-линиях. На клише кладется увлажненный лист бумаги (подходит не всякая бумага, нужна специальная), накрывается тканью и прокатывается между двумя металлическими валиками офортного станка. При прокатывании между валиками бумага вдавливается в штрихи с краской, краска переходит на бумагу. Получается рисунок. Уф, кажется, все.

Евгений Зимирев «дополнил» процесс подогреванием пластины на свечке, поскольку в зале музея в тот день было довольно прохладно. Действо немного походило на колдовство: завораживающие манипуляции руками, потом этим самым станком с колесом и валиками – и оттиск готов, хотя художник остался им недоволен.

Это только один из способов изготовления офортов, а есть еще и другие, а также смешанные техники. Зрители рассматривали медную пластину с процарапанным рисунком в зеркальном отражении, которую Евгений Зимирев пустил по рядам, а потом еще влажный оттиск с нее.

Оказывается, оттисков можно сделать до пятисот, но великие мастера Возрождения, чьи офорты представлены на выставке, создавали гораздо меньше. А иногда доски и пластины, после считанных оттисков художники уничтожали. Возможно, таковы были условия договоров с заказчиками, предположил Евгений Николаевич.

Сотрудник музея Сергей Неверович напомнил зрителям, что именно Зимирев иллюстрировал «Мастера и Маргариту» Булгакова, одного из первых изданий в перестроечные годы. Художник еще несколько лет спустя рисовал Маргариту, что называется, вдогонку и уверен, что настоящие образы стали приходить лишь потом.

Работы Зимирева разлетелись по миру – по частным коллекциям и крупным музеям. А как рассказывал Евгений Николаевич на открытии выставки «Золотой оттиск», своим учителем в графике он всегда считал великого Рембрандта.

В другой раз Евгений Зимирев расскажет об искусстве офорта 15 февраля в 15.00.

Елена ИРХА

Культура

31 марта

Волон­теры помо­гут Кено­зерс­ко­му нац­парку записать беседы с жите­лями запов­ед­ных тер­рито­рий

27 марта

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

20 марта

Как кине­мат­ог­раф­ис­ты в раз­ные вре­мена сни­мали фильмы про смер­тель­ные эпидемии

20 марта

В Архан­гель­ский театр драмы теперь можно пойти онлайн

19 марта

Иса­ког­ор­ская биб­ли­оте­ка Архан­гель­ска отме­тит 85-ле­тие со дня открытия

18 марта

Режим рабо­ты архан­гель­ского теат­ра драмы измен­ит­ся на неоп­реде­лен­ный срок

16 марта

В Архан­гель­ске откры­лась выставка умо­пом­рачи­тель­ных вещей 60-х годов

16 марта

«Сереб­ряные волон­теры» Нян­домы показы­ва­ют спек­такли детям с инвал­ид­ностью

Похожие материалы

31 марта Культура

Волон­теры помо­гут Кено­зерс­ко­му нац­парку записать беседы с жите­лями запов­ед­ных тер­рито­рий

27 марта Культура

Архан­гель­ский театр кукол пока­жет спек­такль «Они и Мы» в пря­мом эфире

26 марта Культура

Боль­шой Пас­халь­ный фес­тиваль в Архан­гель­ске прой­дёт в режиме онлайн

25 марта Культура

В квар­тире Абрамо­вых пели Высоц­кий и Золотухин

25 марта Культура

В свой про­фес­си­ональ­ный праз­дник работ­ники куль­туры получи­ли пре­мии и награды

23 марта Культура

Музей «Малые Коре­лы» под­гото­вит новый интерьер крес­тья­нс­кого дома – военный

23 марта Фоторепортаж

В Архан­гель­ском теат­ре драмы сос­то­ялась премье­ра без зрителей

20 марта Культура

В Алек­сандро-Нев­ской Лавре показа­ли кра­соту роди­ны Фёдо­ра Абрамова

20 марта Культура

Как кине­мат­ог­раф­ис­ты в раз­ные вре­мена сни­мали фильмы про смер­тель­ные эпидемии

20 марта Культура

В Архан­гель­ский театр драмы теперь можно пойти онлайн

19 марта Культура

Иса­ког­ор­ская биб­ли­оте­ка Архан­гель­ска отме­тит 85-ле­тие со дня открытия

18 марта Культура

Режим рабо­ты архан­гель­ского теат­ра драмы измен­ит­ся на неоп­реде­лен­ный срок