Архангельский художник расскажет об искусстве офорта на экскурсии в музее ИЗО

4 февраля 13:24 Фоторепортаж
фото автора
фото автора

Только до марта в Архангельске открыта выставка «Золотой оттиск. Дюрер. Рембрандт. Кранах Старший» из Калининградского музея изобразительных искусств, на которой можно увидеть факсимильную копию графики мастеров Возрождения.

Об истории самой коллекции и сюжетах на листах рассказывают на экскурсиях, на которые можно попасть в Архангельский музей изобразительных искусств в выходные дни. Одно из интереснейших занятий, что проводятся на выставке, – это рассказ архангельского художника-графика Евгения Зимирева об искусстве офорта.

Это история о великом труде художников в поисках совершенства на примере старого офортного станка, что представлен на выставке в качестве экспоната. Станок принадлежит Архангельскому отделению Союза художников и после закрытия выставки туда вернется. Говорят, примерно такой был у Рембрандта: большой, громоздкий, с вертящимся колесом и валиками.

На занятии Евгений Зимирев показал зрителям «кухню» изготовления офорта, попутно объясняя, что к чему. Дело это не быстрое, даже если показывать самое простое, почти готовое. Способ можно описать примерно так: берется медная пластина, шлифуется, полируется, покрывается лаком. Далее по лаку разными иглами процарапывается изображение в зеркальном отражении (для этого мастера используют зеркало) и в процарапанных местах открывается металл. Затем металл травится в кислоте, и весь рисунок получается углубленным. Это клише.

Клише Евгений Николаевич принес на занятие готовое, свое. Так вот, в клише втирается краска, ее излишки снимаются, и краска остается только в углубленных штрихах-линиях. На клише кладется увлажненный лист бумаги (подходит не всякая бумага, нужна специальная), накрывается тканью и прокатывается между двумя металлическими валиками офортного станка. При прокатывании между валиками бумага вдавливается в штрихи с краской, краска переходит на бумагу. Получается рисунок. Уф, кажется, все.

Евгений Зимирев «дополнил» процесс подогреванием пластины на свечке, поскольку в зале музея в тот день было довольно прохладно. Действо немного походило на колдовство: завораживающие манипуляции руками, потом этим самым станком с колесом и валиками – и оттиск готов, хотя художник остался им недоволен.

Это только один из способов изготовления офортов, а есть еще и другие, а также смешанные техники. Зрители рассматривали медную пластину с процарапанным рисунком в зеркальном отражении, которую Евгений Зимирев пустил по рядам, а потом еще влажный оттиск с нее.

Оказывается, оттисков можно сделать до пятисот, но великие мастера Возрождения, чьи офорты представлены на выставке, создавали гораздо меньше. А иногда доски и пластины, после считанных оттисков художники уничтожали. Возможно, таковы были условия договоров с заказчиками, предположил Евгений Николаевич.

Сотрудник музея Сергей Неверович напомнил зрителям, что именно Зимирев иллюстрировал «Мастера и Маргариту» Булгакова, одного из первых изданий в перестроечные годы. Художник еще несколько лет спустя рисовал Маргариту, что называется, вдогонку и уверен, что настоящие образы стали приходить лишь потом.

Работы Зимирева разлетелись по миру – по частным коллекциям и крупным музеям. А как рассказывал Евгений Николаевич на открытии выставки «Золотой оттиск», своим учителем в графике он всегда считал великого Рембрандта.

В другой раз Евгений Зимирев расскажет об искусстве офорта 15 февраля в 15.00.

Елена ИРХА

Культура

20 февраля

Архан­гель­ская область вошла в спи­сок луч­ших мест для встре­чи Масленицы

20 февраля

В Мин­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная 100-лет­нему юби­лею Абрамова

20 февраля

Кто и как рас­поря­жа­ет­ся нас­ледст­вом Фёдо­ра Абрамова

19 февраля

На роди­ну Фёдо­ра Абрамо­ва – спец­по­ез­дом

19 февраля

Сле­ду­ющий фес­тиваль «Тай­бола» прой­дёт в Архан­гель­ской области в 2021 году

18 февраля

На все­рос­сийс­кий этап Дель­фий­ских игр в Омск отпра­вят­ся сто спор­тсме­нов Поморья

18 февраля

Шен­курс­кий крае­вед­чес­кий музей отме­тит сто­ле­тие со дня основания

18 февраля

В цен­траль­ной город­ской биб­ли­оте­ке Архан­гель­ска откры­лась выставка к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

17 февраля

В Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Чело­век на переломе»

17 февраля

Севе­род­винс­кий театр драмы предс­та­вит спек­такль к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

17 февраля

Опуб­лико­вана про­грамма празд­но­ва­ния сто­ле­тия Фёдо­ра Абрамо­ва в Верколе

17 февраля

Зда­ние архан­гель­ского кино­те­ат­ра «Мир» приз­нали объек­том куль­тур­ного наследия

14 февраля

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске

14 февраля

Архан­гель­ские коло­кола зво­нят «по‑писа­хов­ски»

14 февраля

Люди сереб­ряно­го воз­раста изу­чали иност­ра­нные языки в Доб­ролю­бов­ке

Похожие материалы

20 февраля Культура

Архан­гель­ская область вошла в спи­сок луч­ших мест для встре­чи Масленицы

20 февраля Культура

В Мин­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная 100-лет­нему юби­лею Абрамова

20 февраля Культура

Кто и как рас­поря­жа­ет­ся нас­ледст­вом Фёдо­ра Абрамова

19 февраля Культура

На роди­ну Фёдо­ра Абрамо­ва – спец­по­ез­дом

19 февраля Культура

Сле­ду­ющий фес­тиваль «Тай­бола» прой­дёт в Архан­гель­ской области в 2021 году

18 февраля Культура

На все­рос­сийс­кий этап Дель­фий­ских игр в Омск отпра­вят­ся сто спор­тсме­нов Поморья

18 февраля Культура

Шен­курс­кий крае­вед­чес­кий музей отме­тит сто­ле­тие со дня основания

18 февраля Культура

В цен­траль­ной город­ской биб­ли­оте­ке Архан­гель­ска откры­лась выставка к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

17 февраля Культура

В Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка «Чело­век на переломе»

17 февраля Культура

Севе­род­винс­кий театр драмы предс­та­вит спек­такль к сто­ле­тию Фёдо­ра Абрамова

17 февраля Культура

Опуб­лико­вана про­грамма празд­но­ва­ния сто­ле­тия Фёдо­ра Абрамо­ва в Верколе

17 февраля Культура

Зда­ние архан­гель­ского кино­те­ат­ра «Мир» приз­нали объек­том куль­тур­ного наследия

14 февраля Культура

Пой­дёмте с нами! Чем занять­ся в выход­ные в Архан­гель­ске