Архангельский художник расскажет об искусстве офорта на экскурсии в музее ИЗО

4 февраля 2020 13:24 Фоторепортаж
фото автора
фото автора

Только до марта в Архангельске открыта выставка «Золотой оттиск. Дюрер. Рембрандт. Кранах Старший» из Калининградского музея изобразительных искусств, на которой можно увидеть факсимильную копию графики мастеров Возрождения.

Об истории самой коллекции и сюжетах на листах рассказывают на экскурсиях, на которые можно попасть в Архангельский музей изобразительных искусств в выходные дни. Одно из интереснейших занятий, что проводятся на выставке, – это рассказ архангельского художника-графика Евгения Зимирева об искусстве офорта.

Это история о великом труде художников в поисках совершенства на примере старого офортного станка, что представлен на выставке в качестве экспоната. Станок принадлежит Архангельскому отделению Союза художников и после закрытия выставки туда вернется. Говорят, примерно такой был у Рембрандта: большой, громоздкий, с вертящимся колесом и валиками.

На занятии Евгений Зимирев показал зрителям «кухню» изготовления офорта, попутно объясняя, что к чему. Дело это не быстрое, даже если показывать самое простое, почти готовое. Способ можно описать примерно так: берется медная пластина, шлифуется, полируется, покрывается лаком. Далее по лаку разными иглами процарапывается изображение в зеркальном отражении (для этого мастера используют зеркало) и в процарапанных местах открывается металл. Затем металл травится в кислоте, и весь рисунок получается углубленным. Это клише.

Клише Евгений Николаевич принес на занятие готовое, свое. Так вот, в клише втирается краска, ее излишки снимаются, и краска остается только в углубленных штрихах-линиях. На клише кладется увлажненный лист бумаги (подходит не всякая бумага, нужна специальная), накрывается тканью и прокатывается между двумя металлическими валиками офортного станка. При прокатывании между валиками бумага вдавливается в штрихи с краской, краска переходит на бумагу. Получается рисунок. Уф, кажется, все.

Евгений Зимирев «дополнил» процесс подогреванием пластины на свечке, поскольку в зале музея в тот день было довольно прохладно. Действо немного походило на колдовство: завораживающие манипуляции руками, потом этим самым станком с колесом и валиками – и оттиск готов, хотя художник остался им недоволен.

Это только один из способов изготовления офортов, а есть еще и другие, а также смешанные техники. Зрители рассматривали медную пластину с процарапанным рисунком в зеркальном отражении, которую Евгений Зимирев пустил по рядам, а потом еще влажный оттиск с нее.

Оказывается, оттисков можно сделать до пятисот, но великие мастера Возрождения, чьи офорты представлены на выставке, создавали гораздо меньше. А иногда доски и пластины, после считанных оттисков художники уничтожали. Возможно, таковы были условия договоров с заказчиками, предположил Евгений Николаевич.

Сотрудник музея Сергей Неверович напомнил зрителям, что именно Зимирев иллюстрировал «Мастера и Маргариту» Булгакова, одного из первых изданий в перестроечные годы. Художник еще несколько лет спустя рисовал Маргариту, что называется, вдогонку и уверен, что настоящие образы стали приходить лишь потом.

Работы Зимирева разлетелись по миру – по частным коллекциям и крупным музеям. А как рассказывал Евгений Николаевич на открытии выставки «Золотой оттиск», своим учителем в графике он всегда считал великого Рембрандта.

В другой раз Евгений Зимирев расскажет об искусстве офорта 15 февраля в 15.00.

Елена ИРХА

Культура

19 апреля

В архан­гель­ском музее Бори­сова рабо­та­ет выставка «Аркти­чес­кая сага»

19 апреля

В «Рус­ской Аркти­ке» сняли доку­мен­таль­ный фильм о белых медведях

19 апреля

Темой Биб­ли­оно­чи в Доб­ролю­бов­ке в этом году ста­нет космос

19 апреля

В Ломо­нос­ов­ском ДК про­шёл гала-кон­церт кон­курса «Прек­рас­ное далеко»

18 апреля

В Архан­гель­ском музее изоб­рази­тель­ных искусств откры­лась выставка «Север. При­тя­же­ние»

18 апреля

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка фотог­ра­фий Ивана Вагнера

18 апреля

«Кни­га года-2020»: Это наша биография

17 апреля

В Архан­гель­ске в День памя­ти Миха­ила Ломо­носо­ва про­шёл концерт

17 апреля

Два про­ек­та Поморья номи­ниро­ваны на «геог­рафи­чес­кий Оскар»

17 апреля

Кильки-мор­яч­ки, трол­ли и феи: в Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная Аркти­чес­кая выставка авторс­кой куклы

16 апреля

Рос­си­ян приг­лаша­ют на вир­туаль­ную экску­рсию по Каргополю

16 апреля

«Малые Коре­лы» ждут гос­тей на Вер­бное воск­ре­сенье и Пасху

16 апреля

В Архан­гель­ске прой­дёт меж­дуна­род­ная выставка плакатов

16 апреля

В Доб­ролю­бов­ке стар­ту­ет неде­ля архан­гель­ской книги

15 апреля

В Архан­гель­ске нача­лась под­гот­ов­ка к фес­тива­лю книги «Белый июнь»

Похожие материалы

20 апреля Культура

В Архан­гель­ске наз­вали луч­ших тан­цо­ров Поморья

19 апреля Культура

В архан­гель­ском музее Бори­сова рабо­та­ет выставка «Аркти­чес­кая сага»

19 апреля Культура

В «Рус­ской Аркти­ке» сняли доку­мен­таль­ный фильм о белых медведях

19 апреля Культура

Темой Биб­ли­оно­чи в Доб­ролю­бов­ке в этом году ста­нет космос

19 апреля Культура

В Ломо­нос­ов­ском ДК про­шёл гала-кон­церт кон­курса «Прек­рас­ное далеко»

18 апреля Культура

В Архан­гель­ском музее изоб­рази­тель­ных искусств откры­лась выставка «Север. При­тя­же­ние»

18 апреля Культура

В архан­гель­ских Гос­тиных дво­рах откры­лась выставка фотог­ра­фий Ивана Вагнера

18 апреля Культура

«Кни­га года-2020»: Это наша биография

17 апреля Культура

В Архан­гель­ске в День памя­ти Миха­ила Ломо­носо­ва про­шёл концерт

17 апреля Культура

Два про­ек­та Поморья номи­ниро­ваны на «геог­рафи­чес­кий Оскар»

17 апреля Культура

Кильки-мор­яч­ки, трол­ли и феи: в Архан­гель­ске откры­лась меж­дуна­род­ная Аркти­чес­кая выставка авторс­кой куклы

16 апреля Культура

Рос­си­ян приг­лаша­ют на вир­туаль­ную экску­рсию по Каргополю

16 апреля Культура

«Малые Коре­лы» ждут гос­тей на Вер­бное воск­ре­сенье и Пасху