Архангельский художник расскажет об искусстве офорта на экскурсии в музее ИЗО

4 февраля 13:24 Фоторепортаж
фото автора
фото автора

Только до марта в Архангельске открыта выставка «Золотой оттиск. Дюрер. Рембрандт. Кранах Старший» из Калининградского музея изобразительных искусств, на которой можно увидеть факсимильную копию графики мастеров Возрождения.

Об истории самой коллекции и сюжетах на листах рассказывают на экскурсиях, на которые можно попасть в Архангельский музей изобразительных искусств в выходные дни. Одно из интереснейших занятий, что проводятся на выставке, – это рассказ архангельского художника-графика Евгения Зимирева об искусстве офорта.

Это история о великом труде художников в поисках совершенства на примере старого офортного станка, что представлен на выставке в качестве экспоната. Станок принадлежит Архангельскому отделению Союза художников и после закрытия выставки туда вернется. Говорят, примерно такой был у Рембрандта: большой, громоздкий, с вертящимся колесом и валиками.

На занятии Евгений Зимирев показал зрителям «кухню» изготовления офорта, попутно объясняя, что к чему. Дело это не быстрое, даже если показывать самое простое, почти готовое. Способ можно описать примерно так: берется медная пластина, шлифуется, полируется, покрывается лаком. Далее по лаку разными иглами процарапывается изображение в зеркальном отражении (для этого мастера используют зеркало) и в процарапанных местах открывается металл. Затем металл травится в кислоте, и весь рисунок получается углубленным. Это клише.

Клише Евгений Николаевич принес на занятие готовое, свое. Так вот, в клише втирается краска, ее излишки снимаются, и краска остается только в углубленных штрихах-линиях. На клише кладется увлажненный лист бумаги (подходит не всякая бумага, нужна специальная), накрывается тканью и прокатывается между двумя металлическими валиками офортного станка. При прокатывании между валиками бумага вдавливается в штрихи с краской, краска переходит на бумагу. Получается рисунок. Уф, кажется, все.

Евгений Зимирев «дополнил» процесс подогреванием пластины на свечке, поскольку в зале музея в тот день было довольно прохладно. Действо немного походило на колдовство: завораживающие манипуляции руками, потом этим самым станком с колесом и валиками – и оттиск готов, хотя художник остался им недоволен.

Это только один из способов изготовления офортов, а есть еще и другие, а также смешанные техники. Зрители рассматривали медную пластину с процарапанным рисунком в зеркальном отражении, которую Евгений Зимирев пустил по рядам, а потом еще влажный оттиск с нее.

Оказывается, оттисков можно сделать до пятисот, но великие мастера Возрождения, чьи офорты представлены на выставке, создавали гораздо меньше. А иногда доски и пластины, после считанных оттисков художники уничтожали. Возможно, таковы были условия договоров с заказчиками, предположил Евгений Николаевич.

Сотрудник музея Сергей Неверович напомнил зрителям, что именно Зимирев иллюстрировал «Мастера и Маргариту» Булгакова, одного из первых изданий в перестроечные годы. Художник еще несколько лет спустя рисовал Маргариту, что называется, вдогонку и уверен, что настоящие образы стали приходить лишь потом.

Работы Зимирева разлетелись по миру – по частным коллекциям и крупным музеям. А как рассказывал Евгений Николаевич на открытии выставки «Золотой оттиск», своим учителем в графике он всегда считал великого Рембрандта.

В другой раз Евгений Зимирев расскажет об искусстве офорта 15 февраля в 15.00.

Елена ИРХА

Культура

30 мая

Нац­парки «Кено­зер­ский» и «Онеж­ское Поморье» пере­но­сят открытие

29 мая

Архан­гель­ский театр Драмы пред­лага­ет своим поклонни­кам побывать на вир­туаль­ной цере­мо­нии закры­тия сезона

29 мая

Открыт прием заявок на V меж­реги­ональ­ный фес­тиваль «Кос­тюм Рус­ско­го Севера»

29 мая

Наз­ваны имена победи­те­лей XIV регио­наль­ного кон­курса «Нас­ле­дие Поморья»

28 мая

Архан­гель­ский театр драмы про­ве­дёт закры­тие 87-го сезо­на онлайн

27 мая

Сту­ден­чес­кие отряды Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на кон­курс авторс­кой песни

27 мая

«Паль­то дона­ши­ваю отцовск­ое!»

26 мая

Архан­гель­ский театр драмы пока­жет мини-сери­ал по Дос­то­ев­ско­му на Youtube

26 мая

Кено­зерье откро­ет­ся для турис­тов с пер­вого июня в осо­бом режиме

25 мая

Биб­ли­оте­ка «Рус­ский Север» предс­та­вила выпус­ки «Прав­ды Севе­ра» с 1929 по 1946 годы

25 мая

Музей Бори­сова предс­та­вил шес­тую выставку про­ек­та «Сок­рови­ща Севера»

25 мая

Онлайн-фес­тиваль Arkhangelsk Blues прив­лёк 54 тыся­чи зрителей

24 мая

На север­ном камне расти…

24 мая

Про­то­поп Авва­кум и его нес­гора­емое слово

24 мая

Север­ный хор пока­жет кон­церт оркестра рус­ских народ­ных инстру­мен­тов онлайн

Похожие материалы

30 мая Культура

Нац­парки «Кено­зер­ский» и «Онеж­ское Поморье» пере­но­сят открытие

29 мая Культура

Архан­гель­ский театр Драмы пред­лага­ет своим поклонни­кам побывать на вир­туаль­ной цере­мо­нии закры­тия сезона

29 мая Культура

Открыт прием заявок на V меж­реги­ональ­ный фес­тиваль «Кос­тюм Рус­ско­го Севера»

29 мая Культура

Наз­ваны имена победи­те­лей XIV регио­наль­ного кон­курса «Нас­ле­дие Поморья»

28 мая Культура

Архан­гель­ский театр драмы про­ве­дёт закры­тие 87-го сезо­на онлайн

27 мая Культура

Сту­ден­чес­кие отряды Архан­гель­ской области приг­лаша­ют на кон­курс авторс­кой песни

27 мая Культура

«Паль­то дона­ши­ваю отцовск­ое!»

26 мая Культура

Архан­гель­ский театр драмы пока­жет мини-сери­ал по Дос­то­ев­ско­му на Youtube

26 мая Культура

Кено­зерье откро­ет­ся для турис­тов с пер­вого июня в осо­бом режиме

25 мая Культура

Биб­ли­оте­ка «Рус­ский Север» предс­та­вила выпус­ки «Прав­ды Севе­ра» с 1929 по 1946 годы

25 мая Культура

Музей Бори­сова предс­та­вил шес­тую выставку про­ек­та «Сок­рови­ща Севера»

25 мая Культура

Онлайн-фес­тиваль Arkhangelsk Blues прив­лёк 54 тыся­чи зрителей

24 мая Культура

На север­ном камне расти…