Архангельский художник расскажет об искусстве офорта на экскурсии в музее ИЗО

4 февраля 13:24 Фоторепортаж
фото автора
фото автора

Только до марта в Архангельске открыта выставка «Золотой оттиск. Дюрер. Рембрандт. Кранах Старший» из Калининградского музея изобразительных искусств, на которой можно увидеть факсимильную копию графики мастеров Возрождения.

Об истории самой коллекции и сюжетах на листах рассказывают на экскурсиях, на которые можно попасть в Архангельский музей изобразительных искусств в выходные дни. Одно из интереснейших занятий, что проводятся на выставке, – это рассказ архангельского художника-графика Евгения Зимирева об искусстве офорта.

Это история о великом труде художников в поисках совершенства на примере старого офортного станка, что представлен на выставке в качестве экспоната. Станок принадлежит Архангельскому отделению Союза художников и после закрытия выставки туда вернется. Говорят, примерно такой был у Рембрандта: большой, громоздкий, с вертящимся колесом и валиками.

На занятии Евгений Зимирев показал зрителям «кухню» изготовления офорта, попутно объясняя, что к чему. Дело это не быстрое, даже если показывать самое простое, почти готовое. Способ можно описать примерно так: берется медная пластина, шлифуется, полируется, покрывается лаком. Далее по лаку разными иглами процарапывается изображение в зеркальном отражении (для этого мастера используют зеркало) и в процарапанных местах открывается металл. Затем металл травится в кислоте, и весь рисунок получается углубленным. Это клише.

Клише Евгений Николаевич принес на занятие готовое, свое. Так вот, в клише втирается краска, ее излишки снимаются, и краска остается только в углубленных штрихах-линиях. На клише кладется увлажненный лист бумаги (подходит не всякая бумага, нужна специальная), накрывается тканью и прокатывается между двумя металлическими валиками офортного станка. При прокатывании между валиками бумага вдавливается в штрихи с краской, краска переходит на бумагу. Получается рисунок. Уф, кажется, все.

Евгений Зимирев «дополнил» процесс подогреванием пластины на свечке, поскольку в зале музея в тот день было довольно прохладно. Действо немного походило на колдовство: завораживающие манипуляции руками, потом этим самым станком с колесом и валиками – и оттиск готов, хотя художник остался им недоволен.

Это только один из способов изготовления офортов, а есть еще и другие, а также смешанные техники. Зрители рассматривали медную пластину с процарапанным рисунком в зеркальном отражении, которую Евгений Зимирев пустил по рядам, а потом еще влажный оттиск с нее.

Оказывается, оттисков можно сделать до пятисот, но великие мастера Возрождения, чьи офорты представлены на выставке, создавали гораздо меньше. А иногда доски и пластины, после считанных оттисков художники уничтожали. Возможно, таковы были условия договоров с заказчиками, предположил Евгений Николаевич.

Сотрудник музея Сергей Неверович напомнил зрителям, что именно Зимирев иллюстрировал «Мастера и Маргариту» Булгакова, одного из первых изданий в перестроечные годы. Художник еще несколько лет спустя рисовал Маргариту, что называется, вдогонку и уверен, что настоящие образы стали приходить лишь потом.

Работы Зимирева разлетелись по миру – по частным коллекциям и крупным музеям. А как рассказывал Евгений Николаевич на открытии выставки «Золотой оттиск», своим учителем в графике он всегда считал великого Рембрандта.

В другой раз Евгений Зимирев расскажет об искусстве офорта 15 февраля в 15.00.

Елена ИРХА

Культура

11 августа

Народ­ные твор­чес­кие кол­лекти­вы из малых горо­дов и сёл ждут на конкурс

11 августа

В Кено­зер­ском парке сни­мали корот­ком­ет­раж­ное кино

10 августа

Фес­тиваль «Белый июнь» предс­та­вля­ет про­грамму дет­ских писателей

9 августа

На мысе Куй­ский уста­но­вят памят­ный знак геро­ям книги «Два капитана»

9 августа

Путь к Пус­тоз­ер­ску

8 августа

Кост­ро­ма в Архан­гель­ске

7 августа

Север­ный рус­ский народ­ный хор откры­ва­ет 95-й сезон

7 августа

В Архан­гель­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная под­вигу севе­род­винц­ев

6 августа

Про кино и важ­ные даты

6 августа

В доме Иня­хина в Вер­коле откры­лась выставка грабель

6 августа

Антони­ево-Сий­ский монас­тырь отме­тил 500-летие

5 августа

Памят­ник Фёдо­ру Абрамо­ву откро­ют во время фес­тива­ля «Белый июнь»

5 августа

В музе­ях Архан­гель­ской области появ­ля­ют­ся муль­тиме­ди­аги­ды

5 августа

Севе­ря­нам пред­лага­ют познако­миться с интер­ес­ными фак­тами финан­со­вой истории

5 августа

Твор­ческ­им жите­лям Архан­гель­ской области пред­лага­ют выдвинуть­ся на наци­ональ­ную моло­дёж­ную киноп­ре­мию

Похожие материалы

11 августа Культура

Народ­ные твор­чес­кие кол­лекти­вы из малых горо­дов и сёл ждут на конкурс

11 августа Культура

В Кено­зер­ском парке сни­мали корот­ком­ет­раж­ное кино

10 августа Культура

Фес­тиваль «Белый июнь» предс­та­вля­ет про­грамму дет­ских писателей

9 августа Культура

На мысе Куй­ский уста­но­вят памят­ный знак геро­ям книги «Два капитана»

9 августа Культура

Путь к Пус­тоз­ер­ску

8 августа Культура

Кост­ро­ма в Архан­гель­ске

7 августа Культура

Север­ный рус­ский народ­ный хор откры­ва­ет 95-й сезон

7 августа Культура

В Архан­гель­ске откры­лась выставка, посвящ­ен­ная под­вигу севе­род­винц­ев

6 августа Культура

Про кино и важ­ные даты

6 августа Культура

В доме Иня­хина в Вер­коле откры­лась выставка грабель

6 августа Культура

Антони­ево-Сий­ский монас­тырь отме­тил 500-летие

5 августа Культура

Памят­ник Фёдо­ру Абрамо­ву откро­ют во время фес­тива­ля «Белый июнь»

5 августа Культура

В музе­ях Архан­гель­ской области появ­ля­ют­ся муль­тиме­ди­аги­ды