28.03.2017 09:26

А профессиональные театры не берутся!

Несравненная Катенька – Ксения Корельская
Профессор Тартарелин, которому откусили ухо – Сергей Смирнов, преподаватель колледжа
Пётр Павлович: «Сдыгр аппр, устр, устр!» (Владимир Половцев)

В Архангельском колледже культуры проходят дипломные спектакли IV курса театрального отделения.

На днях студенты показали один из таких спектаклей – «Сдыгр аппр» по пьесе Даниила Хармса.

Произведения Хармса трудно представлять на сцене, а «История сдыгр аппр» и вовсе «непредставляемая». Во всяком случае, профессиональные театры за неё не берутся.

Правда, отдельные российские актёры отваживаются на эксперимент, но в хитросплетение абсурдизма, присущего творчеству Хармса, вставляют, например, дневниковые записи писателя. Словом, чтобы поставить спектакль на сцене по Хармсу, нужно быть молодыми как студенты колледжа культуры и с лёгкой сумасшедшинкой ценителя поэзии ОБЭРИУтов.

Лучше всего стихи и прозу Хармса понимают дети. Его произведения для детей входят во все детские хрестоматии и книги для чтения. Но взрослые, тяготеющие к суровому реализму, обычно их «не понимают». Хармс отлично видел и понимал реальность 1920–30 годов в родной стране, но не желал становиться её частью. За эту свою непохожесть он поплатился головой.

Ирония и юмор в произведениях Хармса неочевидны, в них нужно вдумываться и находить спрятанные смыслы, которые просто не подлежат точной расшифровке. А как их воплотить на сцене – вообще непонятно.

Но студентам Маргарите Кичик и Владимиру Половцеву под руководством мастера курса Ольги Борисовны Супрун это удалось. Жанр спектакля определили как историю-буфф.

Костюмы по студенческим эскизам изготовила Наталья Кузнецова (мама одной из студенток). Преподаватель колледжа Сергей Смирнов поддержал своим присутствием на сцене. Ну что ещё? Музыка Сергея Курёхина и Ханса Циммера в помощь.

Спектакль получился гармоничным, абсурдистская эстетика Хармса – в актёрском существовании на сцене, костюмах, гриме, музыкальном и световом решении – выдержана до финала, что отметили члены экзаменационной комиссии и поставили «отлично». Что касается обычных зрителей, то от чёрного юмора автора, воплощённого на сцене, иногда становилось страшновато.

Вероятно, душа автора была где‑то совсем недалеко, поскольку мастер курса обещала зрителям спектакль на пятьдесят три минуты, а одна из режиссёров – на шестьдесят минут. Добавило суматохи в обсуждение комиссии и срочное известие о том, что спектакль (правда, другой – «Балаганчик») этого курса отобрали на предстоящие молодёжные Дельфийские игры в Екатеринбург.

К слову, спектакль по произведениям Окуджавы «Меж песней и судьбой» всё того же театрального курса Архангельского колледжа культуры побывал в прошлом году на Дельфийских играх в Тюмени и взял «бронзу» в своей номинации. Его показывали несколько раз в областном центре на широкую публику.

Студенты надеются и спектакль по Хармсу «Сдыгр аппр» сыграть на городских площадках для разной аудитории. Думается, он будет понятен большинству зрителей: абсурдности и непредсказуемости в нашей жизни нисколько не меньше, чем в произведениях Даниила Хармса.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора