26.03.2017 08:45

Ощутить себя полярником

Выгрузка оборудования для полярной станции с борта ледокола «Ленин»
Сверка геодезических приборов

К Международному Арктическому форуму «Арктика – территория диалога» Северный морской музей представит уникальный проект «Территория смелых» – историческую реконструкцию полярной станции.

Выставочный проект, попытка «живьём» показать несколько эпизодов долгой зимовки полярника в 1950–60‑х годах. Это интерактивная реконструкция, которую можно будет посмотреть, потрогать и сфотографироваться, ощутить себя полярником, почувствовать собственную причастность.

Поводом, вдохновившим музейщиков для создания этого проекта, послужил первый в мире полярный дрейф станции «Северный полюс – 1» под руководством метеоролога и геофизика Ивана Дмитриевича Папанина.

В этом году папанинскому дрейфу исполняется 80 лет – 21 мая 1937 года над Северным полюсом был водружён флаг СССР и четырёхмоторные самолёты М. В. Водопьянова, В. С. Молокова, А. Д. Алексеева и И. П. Мазурука высадили на льдину знаменитую «четвёрку»: И. Д. Папанина, Э. Т. Кренкеля, Е. К. Фёдорова и П. П. Ширшова вместе с оборудованием, необходимым для работы станции «СП-1».

За время дрейфа в течение девяти месяцев льдина (изначально это была огромная льдина, достигающая несколько квадратных километров, но к моменту, когда папанинцев снимали с неё, она уже стала размером с волейбольную площадку) проплыла примерно 2500 километров, перенеся полярников от точки полюса к берегам Гренландии. За это время была проделана колоссальная научно-исследовательская работа. Что касается дрейфующих станций, то они более мобильны, так как их приходится эвакуировать из‑за угрозы разрушения льдины.

Проект «Территория смелых» представляет собой полярную станцию в разрезе. Интерьер станции разделён на отдельные зоны: жилую зону, столовую и кухню, радиорубку. Наглядные материалы, пол и потолок выполнены согласно «Наставлению гидрометеорологическим станциям и постам» 1956 года и оформлены по воспоминаниям полярников. В реконструкции размещены личные вещи, предметы интерьера, радио и метеорологическое оборудование на период 1950–60‑х годов прошлого века.

Полярные станции обычно включали метеорологическую площадку для размещения измерительных приборов и датчиков на открытом воздухе, служебные помещения вблизи площадки (не далее 300 метров), к которым относятся радиостанция с радиовышкой, хозяйственные и жилые помещения: камбуз, кубрик, отапливаемый и неотапливаемые склады, место хранения горюче-смазочных материалов, баню и причал или вертолётную площадку.

Сбор метеоданных работники подобных станций осуществляли каждые три часа. Какие‑то замеры проверялись реже (высота приливов и отливов), какие‑то измерения велись постоянно (изменение давления атмосферы). Все многочисленные показания аккуратно и методично кодировались при помощи синоптического кода КН-01 и заносились в журнал наблюдений КМ-1. Следующим важным этапом была передача закодированной информации на материк для последующей её обработки.

На этом этапе важную роль играло радио, поскольку «свежие» данные для корректного прогноза нужны постоянно, вне зависимости от качества приёма или отправки сигнала (в свете ухудшения погодных условий, к примеру). Поэтому полярники зачастую ставили несколько приёмников, передатчиков и радиостанций, дублирующих друг друга на случай отказа или поломки.

При установке новых радиостанций старые продолжали свою службу. В период с 1950 по 1964 год радиосвязью были обеспечены все труднодоступные полярные станции: Лёвкинская, Канин Нос, Калгачиха, Сенгейский Шар, Кожим Рудник, Хорей-Вер, Кепино, Сосновец, Северный Колгуев, Моржовец, Мишвань, Константиновский, Ходовариха, Мыс Микулин, Индига и Бугрино. В реконструкции полярной станции представлено наиболее распространённое в те времена радиооборудование – радиостанция ПАРКС (приводная авиационная радиостанция коротковолновая станция), радиоприёмник типа УС-9 «Соловей», головные телефоны ТА-56М, телеграфная приставка.

В 1954–1964 годах специализированные подразделения Главсевморпути были переданы в ведение ряда министерств и ведомств. В Главное управление гидрометеослужбы была передана сеть полярных станций вместе с арктическими радиоцентрами, на базе которых было образовано Управление Арктики и Антарктики. Все функции погодного обеспечения плаваний по Северному морскому пути были также возложены на Гидрометслужбу. В 1973 году для улучшения оперативного руководства в Амдерме, Диксоне, Тикси и Певеке были созданы четыре региональных радиометеорологических центра. Полярные гидрометеостанции арктических управлений в это время были оснащены современными приборами, средствами связи и оборудованием. Регулярно проводилось вертикальное зондирование атмосферы, строились дополнительные служебные и жилые станции. Полярные гидрометеостанции представляли собой образцовые хозяйства.

Арктическая гидрометеослужба вместе со всей страной пережила все трудности последнего десятилетия XX века и сумела оправиться, восстановить в полной мере необходимый экономике объём исследований в Арктике.

Вместе с возрождением Северного морского пути возвращается жизнь и на полярные станции. В 2017 году в морскую береговую сеть наблюдательных организаций Северного Управления гидрометеослужбы входят 40 полярных станций и семь измерительных постов. Для производства океанографических исследований в открытой части морей Белого, Баренцева, Карского и Лаптевых в Северном УГМС имеется экспедиционный флот, в который входят знаменитые «полярные труженики» – научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», научно-исследовательские суда «Иван Петров» и «Профессор Молчанов». Последний используется Северным Арктическим федеральным университетом им. М. В. Ломоносова как база для «Плавучего университета».

Где и когда?

29–30 марта на форуме «Арктика – территория диалога» (в Гостиных дворах), с 11 апреля и до конца августа – в выставочном зале Северного морского музея (набережная Северной Двины, 80).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Евгений ТЕНЕТОВ, директор Северного морского музея