25.01.2019 09:08

Мореход из Соломбалы и чаровница из Мезени

Промышленники Мезенского уезда. 1903–1904 гг. Фото Николая Шабунина

«Сплетение судеб» – так озаглавила Людмила Егорова свою новую книгу, рассказывающую о том, как судьбы известных на Севере семейств Мусиковых, Шевкуненко, Булычёвых, Калашниковых, Беляевских, Шиловых, Пахомовых, Архангельских, Сергиевых, Кибиревых на протяжении XIX–XX веков сплетались меж собой

Книга насыщена множеством историй, и все они не выдуманы. К примеру, свой рассказ о морских приключениях Ивана Мусикова автор начинает с подробного повествования о месте, где он появился на свет: «Ваня Мусиков родился в 1857 году в селении Северо-Двинская крепость Перво-Соломбальской волости», и (для убедительности) приводит архивный документ, наглядно подтверждающий сей неопровержимый факт, который, надеюсь, заинтересует многих.

От своего отца и от других служивых людей Ваня с малых лет знал, что крепость в устье Северной Двины возвели для защиты рубежей России от неприятеля. Галина Шевкуненко и Пётр Мусиков с дочерью Викторией. Архангельск. 1932 г.В ней он каждый день общался с потомками тех самых петровских бомбардиров, которые не позволили шведской эскадре приблизиться к Архангельску, чтобы разбомбить его и адмиралтейскую верфь в Соломбале. Гордился Ваня и тем, что носит имя, данное ему в честь Ивана Рябова, прозванного в народе северным Сусаниным.

Сыновья Ивана Мусикова – Пётр и Алексей – тоже стали моряками и (так уж сложилось) не по своей воле оказались в гуще событий, происходивших на Севере в годы интервенции и Гражданской войны. О том тревожном времени сохранились уникальные по своему содержанию дневниковые записи Петра Мусикова, флагманского механика Дивизии траления флотилии Северного Ледовитого океана. Некоторые из них Людмила Егорова приводит в своей книге.

В мирное время (летом 1927 года), будучи старшим механиком парохода «Воронеж», курсировавшего из Мезени в Архангельск и обратно, Пётр Мусиков познакомился на палубе с юной чаровницей Галиной Шевкуненко. Из Архангельска она намеревалась ехать дальше, в Ленинград, где училась на модистку…

«Он был в белоснежном кителе, белой фуражке с кокардой, и на боку поблёскивал кортик», – так позднее живописала Галина своим детям судьбоносный момент, когда сердце Петра и её юное сердечко одновременно вспыхнули взаимным чувством неодолимого притяжения. А между тем, Галине Шевкуненко едва исполнилось девятнадцать, а сорокалетний Пётр Иванович Городской голова Мезени Николай Викторович Шевкуненко. 1900‑е гг.Мусиков был давно женат. Дома, в родной Соломбале, взрослели два его сына, старший из них, Владимир, впоследствии станет известным на Севере поэтом.

Судьба соломбальца Петра Мусикова, породнившегося с мезенскими купцами Шевкуненко и через них – с владельцем канатной фабрики Василием Пахомовым и о. протоиереем Парфением Архангельским, невольно переплелась с судьбами всех остальных «действующих лиц» книги Людмилы Егоровой. Как и во всех других своих книгах, здесь автор тоже воссоздаёт судьбы не выдуманных, а вполне конкретных людей и сюжеты из их жизни – подлинный вклад в историю нашей страны и уж тем более в историю Архангельска, Мезени, да и всей области.

Ныне на ветвях «древа Мусиковых» – седьмое поколение. Неразрывно оно сплетается с «ветвями» мезенского семейства Шевкуненко, у девяти поколений которого тоже своя необычайно интересная история.

А начиналась она более двух веков назад в Мезени, где пустил свои корни сметливый украинец Еремей Иванович Шевкуненко. Скопив первоначальный капиталец, начал он торговое дело. Присмотрел себе в жёны местную девицу Анну Ивановну, стал в 1816 году отцом дочери Александры, а позднее и трёх сыновей: Стефана, Александра и Виктора. За четверть века Еремей разбогател, занимаясь торговлей и судоходством, стал купцом 2‑й гильдии. Удачливым купцом был и его сын Стефан Еремеевич. В 1861 году на его средства в Мезени был возведён (на месте обветшавшего) новый Богоявленский храм. Построенные Стефаном добротные двухэтажные дома служат мезенцам и по сей день.

Расторопным купцом стал и брат Стефана Виктор Еремеевич. В свою очередь, он передал семейное дело своему сыну Николаю, который тоже занимался рыбным промыслом и торговал с норвежцами.

Не раз жители Мезени избирали Николая Викторовича Шевкуненко городским На Мезени. 1903–1904 гг. Фото Николая Шабунинаголовой. Купцом он был особенным, можно сказать, интеллигентным. Его разносторонние интересы и образованность вызывали уважение, а краеведческие статьи охотно публиковали столичные журналы. Так, его очерк «Город Мезень» был напечатан в январе 1873 года в журнале «Всемирный путешественник». Людмила Егорова поместила этот очерк (с некоторыми сокращениями) в конце своей книги, проиллюстрировав его экзотическими фотоснимками Николая Шабунина, сделанными в 1903–1904 годах в Юроме и в Мезени. Таким образом «Сплетение судеб» даёт новым поколениям мезенцев (и не только им) уникальную возможность узнать много интересного о прошлом своей малой родины.

Самым знаменитым в мезенском роду Шевкуненко стал Виктор, старший сын Николая Викторовича. Он окончил Императорскую военно-медицинскую академию, защитил докторскую диссертацию, совершенствовался в зарубежных клиниках, был одним из основателей Академии медицинских наук СССР, имел звание генерал-лейтенанта медицинской службы, был награждён орденами и медалями, в 1943 году стал лауреатом Сталинской премии первой степени. Детей Николай Викторович после себя не оставил, зато на протяжении всей своей жизни помогал многочисленным мезенским родственникам, включая восьмерых дочек своего младшего брата Николая, старшей дочерью которого была та самая Галина-чаровница, в которую с первого взгляда влюбился Пётр Мусиков. Добавлю: в мезенской школе ещё в 60‑е годы ХХ века работали две учительницы Шевкуненко, родные сёстры Галины…

Кратко, штрихами я обозначил темы и сюжеты лишь двух первых глав книги «Сплетение судеб», которую издал в минувшем году Архангельский Литературный музей. Моё желание: указать читателю (в том числе мезенскому) на доставшееся ему огромное богатство – знание о прошлом своей родины через судьбы людей, без которых нынешняя жизнь наверняка была бы иной. Ведь они внесли и через своих потомков вносят вклад в настоящее и будущее устройство нашей жизни.

Людмила Егорова не пишет скучных книг и каждую обязательно богато иллюстрирует. Вот и «Сплетение судеб» украшают 248 фотографий. Почти все они публикуются впервые, некоторые даже предоставлены Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) и Национальной библиотекой Франции (Gallica).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Альберт НОВОСЁЛОВ. Фотографии из коллекции Архангельского Литературного музея