«Век вывихнут…»

29 сентября 2019 13:49
Фото автора
Фото автора

В Архангельском театре драмы премьера – «Гамлет»

Эта пьеса Вильяма Шекспира занимает особое место в истории мирового театра. Считается, что любая роль в спектакле, поставленном по этой пьесе, может стать вершиной в карьере актера.

По главному шекспироведу страны Бартошевичу – «Гамлет» – это зеркало, которое стоит на большой дороге, и по этой дороге мимо этого зеркала идут народы, идут века, поколения, государства. И все видят в этом зеркале себя. Если посмотреть с этой точки зрения, то что же мы увидим в архангельском Гамлете?

Как сценическое действо архангельский «Гамлет» впечатляет. Актеры ходят на сцене по воде – говорят, там поставлен бассейн. Вероятно, это образ моря, близ которого стоит замок Эльсинор, чему подтверждение – парусные корабли на нем. Пути, ведущие в открытый мир, всплески страстей человеческих, блики спокойной воды – все отражает действие спектакля.

К фехтованию, сценическим боям, хореографии и костюмам в спектакле вообще нет вопросов, если не идеально, то близко к тому. Можно сказать, спектакль стильный, выраженный в черно-белых тонах или приглушенных холодных оттенках, что понятно – Датское королевство расположено на Севере.

Было бы странно, если б режиссер не привнес в спектакль своего видения трагедии. Итак, романтический молодой человек (актер Иван Братушев) взамен умершего любимого отца получает жестокого отчима-братоубийцу. И вместо того, чтобы уехать подальше от опасного для него дома – в ту же Англию с любящей его девушкой, зачем-то остается вправлять «вывихнутый век».

Он страдает, но, похоже, не от того, что ему нужно отомстить за отца, а он не хочет убивать (это вариант Гамлета-Смоктуновского, которому месть не доставляет никакого наслаждения в отличии от других Гамлетов). А от того, что разрушился привычный ему мир, семья.

Образ Полония в исполнении Евгения Нифантьева неожидан. Вместо интригана-царедворца, манипулирующего чувствами дочери, перед зрителями – любящий отец, всеми силами пытавшийся оградить дочку от такого возлюбленного как принц Гамлет. Потому Офелия сошла с ума – она лишилась какой бы ни было опоры в жизни – отец убит, Гамлет ее отверг, брат далеко, во Франции.

По личному впечатлению, образ Офелии в интерпретации Татьяны Сердотецкой получился интересным. Любящая девушка хотела, но не смогла спасти возлюбленного. Например, как она отдает ему «подношенья» – вместо кольца (как в знаменитом фильме Козинцева) – поцелуями.

Друзья по университету Розенкранц и Гильденстерн выглядят как попавшие и пропавшие на чужом кровавом пиру. Но их коварство и предательство по отношению к Гамлету как-то неочевидно. Зато такой герой спектакля как Горацио (Михаил Кузьмин) вызывает вопросы. Он единственный, кому Гамлет доверяет, но в спектакле он больше похож на классического Полония – эдакий «серый кардинал», без эмоций наблюдающий за разворачивающимися событиями.

В спектакле есть сцена, сделанная пластически хорошо, но сомнений у зрителя не оставляющая – безумием беззащитной Офелии воспользовалась солдатня. Именно Горацио ее топит в пруду – то ли из жалости, то ли по приказу короля Клавдия. И скорее второе, судя по тому, как король приставил к горлу королевы шпагу, и она, рассказывая о смерти Офелии, начала плести что-то там о намокшем тяжелом платье, которое утащило девушку на дно.

Гертруда в исполнении Наталии Латухиной двоякая – с одной стороны сильная неприступная леди (в начале спектакля ловко фехтует с королем Клавдием и не сразу поддается его любовным чарам), с другой – такая не простит домашнего насилия, а ведь оно происходит, когда маски сорваны. Ан нет, опять с Клавдием и, кажется, по доброй воле. Король в исполнении Дмитрия Белякова должен быть воплощением зла, подавляющим все вокруг. Но почему-то этого не происходит.

Финал и вовсе удивил. Удивил норвежский принц Фортинбрас, который в спектакле даже не подросток – ребенок (в пьесе не сказано, сколько ему лет, но предполагается, что это взрослый мужчина, воин – так его всегда и играли).

Так что же такого в шекспировской пьесе «Гамлет» увидел режиссер современного. Именно – «о чем Шекспир и о чем мы», как сказал Андрей Тимошенко на пресс-конференции. О чем Шекспир, судить не беремся. О чем мы? Наверное, о разрушении человеческих и родственных связей, семьи – все против всех. О жестокости современного мира, совершенно необъяснимой. Причем жестокость и насилие уже считается нормой. Кажется, мир погружается во тьму.

Или нет? Фортинбрас, которого коронуют на датский престол, еще ребенок, – может, у него все будет по-другому. Или – история про принца Гамлета повторяется? Ведь коронует его Горацио…

Елена ИРХА, Фото автора

Культура

9 июля

Биб­ли­оте­ки Архан­гель­ска возоб­нови­ли работу

8 июля

Игорь Ску­бен­ко поблаго­да­рил соз­дате­ля «Тай­болы» Илью Кузу­бова за труд на благо род­ного города

8 июля

В Севе­род­винске соз­да­ют вир­туаль­ны кон­цертный зал

7 июля

«Вкус чте­ния с Доб­ролю­бов­кой»: эхо Сереб­рянно­го века

7 июля

На ремонт биб­ли­отек Архан­гель­ской области выдели­ли десять мил­ли­онов рублей

6 июля

В Кено­зерье появит­ся новый музей, посвящ­ён­ный север­ной росписи

3 июля

Зда­ние визит-цен­тра наци­ональ­ного парка «Онеж­ское Поморье», стро­яще­еся в Луде, укра­сит ими­та­ция маяка

3 июля

Севе­рян приг­лаша­ют к учас­тию в соз­да­нии аль­мана­ха «Вели­кая Оте­чест­ве­нная: гла­зами спор­тсме­нов»

2 июля

«Сбор­ная Тай­болы» завер­шила рабо­ту над кар­ти­ной «Две сос­ны» на остро­ве Ягры

2 июля

Органи­за­то­ры Ломо­нос­ов­ско­го кон­курса юных иссле­до­ва­те­лей объя­вили победи­те­лей

30 июня

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют посетить онлайн-выс­тавку о Пара­де Победы 1945 года

29 июня

Житель Кено­зерья нашёл в ого­роде древ­ний артефакт

29 июня

«Сев­маш» открыл вир­туаль­ную выставку фотог­ра­фий под­ло­док «зве­ри­ной серии»

29 июня

Под­рос­тки из Архан­гель­ской области напи­сали книги о своей школь­ной жизни

28 июня

У Доб­ролю­бов­ки нача­ли уста­нав­ливать памят­ник Фёдо­ру Абрамову