12.11.2016 11:29

Но Баба-Яга симпатичная

Актриса Татьяна Горшенина в спектакле «Гуси-лебеди»
Зрители по-разному воспринимают происходящее на сцене
Сказка в исполнении весёлой троицы

В Архангельском театре кукол с недавнего времени появился спектакль «Гуси-лебеди», созданный режиссёром Петром Васильевым по известной всем с детства народной сказке.

Пётр Васильев – лауреат Национальной премии «Золотая маска», правда, за актёрскую работу, а не режиссёрскую. Но с некоторых пор он ездит по кукольным театрам страны и ставит спектакли для детей. В Архангельском театре, на счету которого, к слову, не одна «Золотая маска», Васильев и поставил «Гуси-лебеди».

От классического сюжета спектакль не сильно отличается. Мама с папой, как водится, отлучились, а дочку Машеньку оставили за маленьким братцем приглядывать. Ответственность – дело серьёзное, и если б не Машенькино упорство и любовь к братцу Ванюше, унесли бы гуси-лебеди ребёнка к Бабе-Яге.

Весь спектакль проходит под комментарии весёлой троицы: бабулечки (Татьяна Горшенина) и двух девчат (Вероника Попова, Наталья Назаренко). Подыгрывая себе на балалайке, они в каком‑то народно-деревенском стиле общаются со зрителями и принимают непосредственное участие в управлении героями.

Спектакль получился больше актёрским, чем кукольным. Троица, удобно устроившись на завалинке, рассказывает сказку с помощью кукол и подручных средств, которые лет сто назад имелись в каждом деревенском доме или дворе. Правда, кудель и веретено, наверное, с современной детской точки зрения, предмет непонятный с весьма туманным предназначением.

Поскольку жанр спектакля заявлен как «сказка-пугалка для детей от пяти лет и старше», то один из центральных героев – Баба-Яга. То, что милые бабулечки, сидящие на деревенской завалинке или скамеечке у подъезда, с лёгкостью превращаются в Бабу-Ягу и обратно, всем известно.

Но как сыграть Бабу-Ягу так, чтобы она немножко напугала и много насмешила зрителя – вот в чём вопрос.

Жаль, что исполнитель образцовой Бабы-Яги Георгий Милляр не оставил толстого учебника по данной теме. Он‑то виртуозно играл эту роль – и злую, и страшную, и озорную, и смешную, и ещё 50 оттенков характера этой непростой женщины с неудавшейся личной жизнью.

Бабу-Ягу в архангельском театре сыграла Татьяна Горшенина (помните её моноспектакль «Чемодан чепухи»?). Так вот, эта Баба-Яга зрителям понравилась! Они хором подсказывали ей – где искать Машеньку с Ванюшкой вовсе не из вредности, а из симпатии.

Из подслушанных разговоров в гардеробе стало ясно – Баба-Яга детям запомнилась, а «пугалка» случилась лишь однажды – когда бабушку разозлили сбежавшие «гадкие дети», и в результате злого колдовства со сцены повалил театральный дым.

– Мне Баба-Яга понравилась! – сообщали дети родителям после спектакля. Вот и пойми этих современных детей, вероятно, думали взрослые.

Вот только Машеньке помогла советом не мышка в избушке Бабы-Яги, а поросёнок (почему, спрашивается, его вечно голодная Баба-Яга ещё не съела?). Но это, наверное, единственное отступление от первоисточника. В остальном, как положено – речка с кисельными берегами, яблонька, печка.

Весь спектакль выдержан в тёплых приглушённых цветах, главный из которых – коричневый (цвет ствола дерева, цвет деревенской избы). Кстати, художник этого спектакля Алевтина Торик – тоже лауреат «Золотой маски».

В весёлом спектакле, однако, мораль вполне прозрачна: ошибки можно и нужно исправлять, брать на себя ответственность и принимать непростые решения. Напомним, другое название сказки – «Привередница». Да будешь ли тут привередничать, когда спасаться надо? И никаких перевёртышей и режиссёрского самолюбования в этом спектакле для детей нет, что только плюс.

Архангельский театр кукол славится своим дружелюбным отношением к зрителям, качественными, добротными и талантливыми постановками, и «Гуси-лебеди» из этого ряда не выбиваются. Смело ведите детей на «пугалку» со счастливым концом и тем самым намёком, который и добрым молодцам, и красным девицам – урок.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фото автора