В новодвинском Дворце культуры открылась художественная выставка, посвященная 75-летию Архангельского целлюлозно-бумажного комбината. Это необычный, принципиально новый творческий проект, объединивший работы в жанре индустриальной живописи и графики – современные и созданные в советские годы.
Узнаваемые лица
Большинство картин были написаны в 1970-х и где только не хранились – в Владимир Сараев. «Портрет лущильщика Юрия Синякина». 1978 г.подвалах, в частных коллекциях, украшали производственные помещения и стены управления комбината. Организаторы выставки их отыскали, собрали, обрамили, некоторые пришлось реставрировать.
Всего же более 40 произведений известных северных художников представлены в выставочном зале дворца, многие из них – впервые.
– У нас работал очень известный художник Александр Михайлович Позднышев, – рассказала директор музея АЦБК Ирина Таланова. – Он оформлял наш музей. Заинтересовался историей предприятия, побывал на производстве и начал писать в графике отдельные страницы истории комбината. И когда уже накопилось много картин, мы с ним хотели сделать на их основе поздравительные открытки. Пришли с идеей к директору АЦБК Дмитрию Игоревичу Зылеву, а он предложил вместо этого выставить все картины. Тогда мы вспомнили, что есть много картин, посвященных комбинату, написанных еще в советские годы. И решили сделать такую галерею. Она будет открыта в течение месяца, чтобы школьники и работники комбината могли ознакомиться с этим богатством.
На картинах – страницы истории АЦБК, его цеха и портреты работников. Производственные корпуса на берегу Северной Двины. А вот они же, Дмитрий Свешников. «Перед сменой». 1977 г.отражающиеся в речной воде. Дорога к проходной комбината. Молодые работницы-красавицы перед сменой в тетрадном цехе.
Рабочие будни на бумфабрике. Сборщица пакетов фанерного завода Валентина Васькив. Старший варщик Алексей Епанин. Оператор лесной биржи ДБП Светлана Шигорина – кстати, это единственный портрет, авторство и точный год создания которого определить не удалось...
– Самое интересное, что на этих картинах изображены живые люди, которые работали на комбинате, и каждого можно узнать, – отметил, открывая выставку, генеральный директор АЦБК Дмитрий Зылев.
Действительно, многие из первых посетителей галереи узнали на полотнах своих знакомых, родственников. Узнаваемы цеха и пейзажи. Но, в отличие от фотографий, это узнавание более радостное благодаря особому, неповторимому художественному взгляду авторов. А налет ностальгии придает картинам особый шарм.
В середине 1970-х годов на комбинат приезжала целая бригада художников. Среди них молодой Евгений Зимирев, сделавший во время творческой командировки сотни рисунков. Тогда, почти 40 лет назад, машинистка линовально-тетрадного агрегата Валентина Маслова вдохновила его на ряд зарисовок. А сегодня они встретились здесь, на выставке, и узнали друг друга – заслуженный художник России и героиня его картины.
Запечатлеть красоту труда
Заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова назвала выставку уникальной.
– Во-первых, потому, что удалось восстановить этот замечательный материал, – пояснила Зоя Дмитриевна. – Все мы помним пережитые 90-е годы, когда советское искусство считалось неинтересным, непрестижным. И то, что комбинат сохранил, восстановил, отреставрировал и сегодня представляет такую цельную выставку, – это огромная заслуга и честь. Не так много у нас коллекций, которые бы так цельно представляли одну тему, в данном случае – тему, связанную с жизнью крупнейшего комбината. И в этой тематической цельности – высокая ценность художественного материала.
Производственная тема давно ушла из интересов художников. А ведь когда-то выставочные залы были наполнены картинами такого характера – индустриальный пейзаж, герои труда, производственные темы. И государство поддерживало этих художников, существовал госзаказ на подобные произведения.
Как напомнила Зоя Кулешова, к этому не все относились положительно, было много критики в адрес художников-конъюнктурщиков. Но были и те, кто находил красоту ритма в новых производственных стройках, цехах. Это была противоречивая, но очень яркая эпоха. Потому и уникальность выставки еще и в том, что в ней отражен определенный этап советского искусства, когда создавались творческие группы, которые ездили на стройки и заводы.
– Молодой в те времена Евгений Зимирев, уже умудренный жизненным опытом Дмитрий Свешников – два понятных взгляда на искусство того времени, – представила искусствовед некоторых авторов. – Конечно, нельзя обойти вниманием и Юрия Софронова, он один из немногих, кто сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве, находя особую красоту индустриального пейзажа.
Обратите внимание на работы Владимира Щелина: три замечательных рисунка говорят о высоком мастерстве художника, запечатлевшего образ конкретного человека. Реализм во всем его крепком художественном образе отличает работы Аллы Семаковой и Геннадия Семакова. Стоит отметить Михаила Баранчеева, который тоже внес свою яркую лепту в образ человека труда и героев своего времени. Нельзя не отметить работы Бориса Лукошкова, представленные как в живописи, так и в линогравюрах, в которых хорошо передан ритм утренних смен, новых строек. И, конечно, обратите внимание на работы Александра Позднышева: шаг за шагом художник запечатлел развитие комбината в суровых условиях Севера.
Зоя Дмитриевна пожелала и руководителям, и всем неравнодушным людям, чтобы тема человека труда по-прежнему интересовала, волновала художников. Пополнять коллекцию пожелал комбинату и представитель министерства культуры области Андрей Зубрий: «В России не так много корпоративных коллекций, это один из очень редких примеров».
Возможно, вдохновившись таким примером, художники изобразят на холстах и полотнах и новую эпоху комбината.
Помогли квадрокоптер и «секретная» карта
Еще одним ценным художественно-техническим экспонатом выставки стал деревянный макет комбината, изготовленный учениками новодвинской школы № 2 под руководством учителя технологии Александра Белякова. На их счету это уже двадцатый проект: уроки технологии у мальчишек второй школы проходят нескучно.
– Раньше как было: делали на уроках труда табуреты, – говорит Александр Николаевич. – Строго по технологии, чтобы у всех получилась табуретка. А у нас каждый ученик собирает свой объект макета – что ему понравится, то и делает. И учебную программу подстраиваем под эти уроки.
Так появились макеты космодрома Плесецк, Севмашпредприятия, Двиносплава, Сийского и Веркольского монастырей, Неноксы, панорамы Бородино, Куликовской битвы, Курской битвы...
Взявшись за макет родного градообразующего предприятия (не без подсказки-намека от его руководства), даже и не думали, что успеют как раз к юбилею АЦБК. От идеи до воплощения прошло два года. «Комбинат в миниатюре» получился яркий и масштабный, занял немалую часть выставочного зала.
Девятиклассник Богдан Юрчишин активно участвовал в создании макета – делал разные элементы, здания, вытачивал трубы на большом станке.
– Прежде чем делать макет, мы всегда сначала едем и смотрим объект, – поделились секретами учитель и ученик. – А на комбинат школьников не пускают, все-таки опасные производства там. Снаружи, из города, видна только часть здания да трубы. А как там внутри? И, чтобы не отказываться от идеи, мы попросили провести экскурсию. Нас свозили, показали весь комбинат. Но фотографировать там нельзя.
И мы испугались: столько зданий! Мы никогда столько не делали. Родители принесли нам секретную карту – схему расположения производств. Но как выглядят многочисленные небольшие здания? И мы стали искать в Интернете, как выглядят корпуса заводов, любые. Потом нашли видеофильм – вид сверху, снятый с квадрокоптера. Он немного нам помог.
Но все же внутренняя часть получилась довольно условная. А все, что по краям, внешний вид – старались сделать по схеме и по фотографиям.
Теперь экскурсии по АЦБК можно смело вести по этому макету. А у мальчишек из школы № 2 уже есть новая задумка – космическая. Но это пока секрет...