10.06.2015 05:00

Кнут Гамсун: долгий путь к прощению

Лауреат Нобелевской премии по литературе норвежский писатель Кнут Гамсун
Наталья Захарова, доцент кафедры литературы Северного Арктического федерального университета

В библиотеке имени Добролюбова открыта выставка, посвященная классику норвежской литературы, лауреату Нобелевской премии Кнуту Гамсуну. Это тот самый гениальный норвежец, который написал «Викторию», «Голод», «Соки земли». И тот самый Гамсун, который в годы Второй мировой поддержал нацистскую Германию и идею присоединения к ней Норвегии.

Выставка получилась очень своевременной и уместной, она дает повод поговорить о заблуждениях гениев, искуплении ошибок и прощении. Без осмысления таких драматичных и трагичных моментов истории и личности очень трудно двигаться дальше. Кнут Гамсун дает все поводы говорить о великих взлетах и великих падениях. А еще – как при этом оставаться гениальным исследователем всех уголков человеческой души. Поразмышлять о непростой судьбе Кнута Гамсуна мы попросили Наталью Николаевну Захарову, доцента кафедры литературы Северного Арктического федерального университета.

– Наталья Николаевна, как вы восприняли эту выставку?

– Ожидала, что выставка плакатов, посвященная творчеству Кнута Гамсуна, привезенная в Архангельск норвежцами, будет больше, ярче. Она же оказалась посеверному лаконичной и сдержанной. Хорошо, что эта художественная выставка была дополнена и книжной выставкой разных изданий произведений Гамсуна на норвежском и русском языках из фондов нашей областной библиотеки.

В начале ХХ века в России не было, пожалуй, более известного западного писателя, чем Гамсун. Даже установился свое образный культ Гамсуна, он стал «модным писателем». Недаром к 50-летнему юбилею художника в 1909 году у нас в стране одновременно выходят три собрания сочинений норвежского классика, издаются тысячными тиражами отдельные его произведения.

Для тех, кто знает Гамсуна, читал его книги, а его поэтическую прозу нельзя не любить, она завораживает, это еще одна встреча не только с большим художником, но и с Норвегией, которая вновь открывает не только для нас, но и для себя творчество своего национального гения. Должно было пройти время, чтобы сердца норвежцев оттаяли, чтобы они смогли простить Гамсуну его трагические заблуждения и роковые ошибки.

– Мы раньше оттаяли?

– Да, но мне кажется, что мы никогда и не забывали Гамсуна, читали его книги даже тогда, когда был наложен запрет на публикацию его произведений, ведь в частных собраниях оставались еще дореволюционные издания его сочинений. В советский период первая достаточно объективная оценка его творчества была дана в «Краткой литературной энциклопедии» в 1964 году. И, что интересно, это новое открытие Гамсуна совпало с эпохой политической «оттепели», эпохой духовного подъема.

В 1970-е годы выходит двухтомник произведений Гамсуна – первое послевоенное издание его сочинений. В 90-е годы (это еще одна переломная эпоха в жизни нашей страны) мы вновь открываем Гамсуна – большими тиражами будут изданы книга избранных произведений и шеститомное собрание сочинений великого норвежца.

– Почему же так получилось, что мы «отпустили» Гамсуну его заблуждения первыми?

– Потому что Гамсуна у нас любят. Даже соотечественники писателя замечают, что Гамсун «самый известный и самый ценимый в России норвежский писатель». Но он не только ценим, он любим, а когда любят, прощают ошибки и заблуждения. Он был искренен в своих заблуждениях. В его откровениях столько боли и столько муки. И искупил он свои ошибки сполна.

Его жизнь – мучительный духовный поиск. Он многое пережил, многое прочувствовал. Он поднялся из низов на вершины литературного Олимпа, пройдя нелегкую школу жизни. Писательсамоучка стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Он пережил небывалый взлет, но столь же глубоко было и его падение.

– Гамсуна так любят в России за что?

– Его творчество – это во многом явление и русской духовной жизни. Он стал символом и того взаимного интереса русских и скандинавских художников слова друг к другу, который наметился на рубеже XIX–XX веков. И для России, и для Норвегии это было время перемен во всех сферах жизни: Россия вступает в эпоху больших революционных потрясений, Норвегия в начале XX века получает независимость. Норвегия открывает Достоевского, Толстого, Чехова, Россия – Ибсена, Бьернсона, Гамсуна.

– А сам Гамсун свое отношение к России как-то проявлял?

– Гамсун любил Россию нежно и чисто, недаром свою книгу о ней назвал «В сказочной стране» (что интересно, в этой книге он вспоминает и Архангельск). Он любил русскую литературу, особенно Достоевского и Толстого, вел переписку с Горьким. Творениями норвежского художника восхищались, о нем восторженно писали Чехов и Куприн, Блок и Бальмонт. Современники Гамсуна, русские писатели Серебряного века, соперничали за право переводить его произведения. Любимыми произведениями у наших читателей стали романы «Пан», «Виктория», «Мистерии».

– Как же случилось, что Гамсун принял нацистскую идеологию?

– Норвегия, поздно получившая независимость, быстро встала на путь индустриального развития, Гамсун же во многом жил идеалами патриархального прошлого. Трагическим заблуждением писателя было то, что еще в 30-е годы он приписал Германии, хранительнице порядка и дисциплины, стремление возродить патриархальный уклад в новой форме. Германия всегда была для него страной высокой культуры и искусства в противоположность Англии и Америке, которые были для него олицетворением всех негативных сторон буржуазного прогресса.

– И Гамсун, как и другие, мог быть искренним в своих заблуждениях?

– Все же не будем забывать, что в годы войны Гамсуну уже было за 80 лет, это достаточно солидный возраст. Он искренне верил, что у Норвегии в союзе с Германией будет великое будущее. В годы оккупации Норвегии он призывал соотечественников отказаться от сопротивления, но всегда критиковал верховного комиссара Тербовена за проведение в стране репрессий. Его поездка в 1943 году в Германию и встреча с Гитлером во многом была вызвана желанием остановить эти репрессии. И все-таки в 1945 году он опубликовал небольшую заметку на смерть фюрера, в которой писал о его «исторической роли».

После освобождения Норвегии стареющий художник был предан суду, перед этим пройдя длительное и унизительное обследование в психиатрической клинике. А ведь Гамсун до конца жизни сохранил трезвость ума и творческую активность. После суда преследования Гамсуна прекратились, но еще долго он будет получать посылки: норвежцы возвращали автору его книги. Гамсун выплатил большой штраф и умер потом в нищете.

– Почему же Норвегия так долго оттаивала? Страна относительно небольшая, отказаться от Гамсуна – это же целая трагедия.

– До сих пор нацистские симпатии Гамсуна являются для его соотечественников больной темой. Как говорит один из современных норвежских писателей, Гамсун «предал своего верного читателя, и что еще хуже осквернил само понятие «норвежский писатель», к которому общество и история, казалось, намертво его приковали». Но норвежцы, как и почитатели Гамсуна во всем мире, всегда сохраняют уважение к мудрости его творений. Классик норвежской литературы Юхан Борген, в годы войны бывший узником фашистских застенков, отвечая на вопрос, не страшится ли он смерти, сказал, что не страшится, но ему жаль, что больше он не сможет каждый год перечитывать «Под осенней звездой» Гамсуна.

– Норвегия показала, как можно уметь прощать. Но для этого тоже надо созреть?

– Норвежская выставка совпала и с Годом литературы в нашей стране, и с праздником Великой Победы. Драматическая судьба Гамсуна, человека и художника, дает возможность по-новому взглянуть на известное, избегая крайностей в суждениях и оценках, посмотреть, как история преломилась в судьбе большого художника и обычного человека, понять, что Гамсун нам необходим «для обновления ощущения жизни», «для обретения душевной радости», для «сохранения уважения к мудрости человеческих творений».


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото из архива САФУ и http:// otvet.mail.ru