28.01.2015 07:06

Виктор Ряхин. Орган. Нижний Тагил

Словосочетание «Ряхин и орган» понятно. Архангельский органист, лауреат международных конкурсов, автор и первоучастник таких музыкальных событий в Архангельске, как «Похвала органу», «Новогодние медитации», постоянный участник фестивалей «Белые ночи» в поморской столице.

А вот «Ряхин и Нижний Тагил» – это новая история в профессиональной жизни русского органиста и норвежского кантора, которая успешно завершилась 15 января в Нижнем Тагиле торжественным открытием духового органа. Вот уже 15 лет Виктор Ряхин работает в Норвегии, сначала на севере страны, а в последние годы – в пригороде Драммена, в храме Konnerud, община которого приняла решение установить новый орган.

Судьбой старого, изготовленного еще в 1907 году, и озаботился бывший архангелогородец Ряхин, игравший на этом инструменте много лет: – Каждый инструмент, как человек, «проживает» свою судьбу. Более века служил этот орган людям: сопровождал таинства их крещения, торжественно отмечал обряды совершеннолетия. Радостью звучали его трубы в моменты венчания и свадебных маршей. Скорбными мелодиями и аккордами провожали в последний путь... И вот он замолчал – его демонтировали. Но не отправлять же на свалку инструмент, который еще может служить людям!...

В Норвегии судьбу старых органов решает комитет по антиквариату. Рассмотрев обращение кантора Ряхина, комитет не отнес орган церкви Konnerud к числу исторических культурных ценностей и посоветовал поступить с учетом почтенного возраста инструмента. Российский органист сразу подумал о России. И предложил инструмент Архангельску, Санкт-Петербургской консерватории и Казанской, которую когда-то сам закончил. Архангельск отказался, Казань молчала, а питерские музыканты сразу предприняли необходимые шаги к получению такого дара...

В это время в Казань приехала из Нижнего Тагила пианистка Наталья Воронина с огромным желанием освоить орган. Ректор консерватории, широко известный, в том числе архангелогородцам, органист Рубин Абдуллин сразу позвонил коллегам в Питер и убедил их не лишать уникальной возможности появиться в России еще одному «органному» городу: – Да еще где – на севере Урала! В рабочем городе металлургов и танкостроителей – потомков демидовских мастеров и оружейников...

Директор Тагильской филармонии Анна Горнакова, еще не веря в возможность такого чуда, неистово взялась за дело: подходящее помещение нашла в одном из залов музея изобразительных искусств, необходимые средства – в мэрии.

Арендованная в Санкт-Петербурге фура двинулась в Драммен, где Виктор Ряхин ответственно и четко выполнял свою часть фантастической операции по переброске органа из Норвегии на Урал. Демонтировала орган голландская фирма. Профессионально упаковать, погрузить и собрать инструмент на новом месте взялась другая. Но отказалась. Тогда Ряхин обратился к давним друзьям в Германии из фирмы «Шуке», построившей четверть века назад замечательный орган в Архангельске. Они появились в Драммене буквально на следующий день и приступили к делу. – Укладывайте надежно! У нас знаете, какие дороги? – советовал и просвещал их русский парень-водитель.

– Да знаем мы ваши дороги, не беспокойся! – отвечали ему специалисты и подшучивали: – Это у тебя, наверное, такой стиль машину водить...

Заполнять, проверять, печатать, переделывать и снова печатать таможенные, пограничные и дорожные документы выпало на долю Ряхина – сам заварил кашу...

Когда фура прибыла в Нижний Тагил, ее встречал прилетевший из Германии мастер фирмы «Шуке» Винсент Шапер, который и смонтировал инструмент.

Торжественные речи на церемонии открытия деликатно остановил мэр Сергей Носов, предложив дать слово Ему – органу. Замер заполненный публикой зал...

И зазвучала в строгом академическом исполнении народного артиста России профессора Рубина Абдуллина знаменитая ре-минорная токката и фуга Иоганна Себастьяна Баха. Лауреат международных конкурсов Виктор Ряхин распахнул для тагильчан окно в мир норвежской органной музыки, основанной часто на народных мелодиях, хорошо понятных россиянам. А начинающая органистка Наталья Воронина уверенно демонстрировала возможности возрожденного инструмента в звучании с оркестром, скрипкой, саксофоном и человеческим голосом...

Прилетевшие гости дали три сольных концерта, в которых прозвучали замечательные органные произведения западных, русских и скандинавских композиторов. Как завороженные, слушатели-зрители после концертов не спешили домой – интересовались устройством органа, трубы которого неожиданно напомнили одному из них заводские трубы родного города... Впервые старинный церковный инструмент, получив вторую жизнь в другой стране, предстал для новых слушателей концертным органом.

Произошло событие культурной жизни международного значения: музыкальный дар норвежского города Драммена российскому Нижнему Тагилу.

А как же санкции? – спросят.

А великая музыка не терпит суеты, особенно политической – ответим.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Виктор ТОЛКАЧЕВ.